Причины вспенивания и способы устранения
Быстро и точно определить, почему пенится масло в двигателе, без соответствующего оборудования может быть достаточно сложно. А так как от причины неполадки зависит подход к её устранению, пренебрегать диагностикой точно не стоит.
Чаще всего проблема вызвана появлением в системе конденсата, использованием нескольких, плохо совместимых между собой масел или разгерметизацией системы охлаждения. Все причины так или иначе связаны с конструктивными особенностями двигателей внутреннего сгорания и их характеристиками.
Масляная система находится очень близко к магистралям системы охлаждения, так что разгерметизация труб способна привести к смешиванию технических жидкостей и последующим проблемам.
Образование конденсата представляется самой безобидной и легко устраняемой неполадкой, которая чаще всего связана с недостаточным прогревом силового агрегата автомобиля в зимний период.
Разгерметизация смазочной системы
Крайне опасной причиной вспенивания масла представляется разгерметизация смазочной системы. Масляные и охлаждающие магистрали размещены по всему контуру мотора автомобиля и также охватывают верхнюю часть блока цилиндров. Соединение узлов тут осуществляется через специализированную паронитовую прокладку. Данный промежуточный слой со временем изнашивается и может даже полностью разрушиться. И именно разрушение прокладки становится наиболее частой причиной разгерметизации систем с технологическими жидкостями.
Более точно определить проблему поможет осмотр охлаждающей жидкости на предмет характерных масляных пятен
Также можно обратить внимание на уровень хладагента в радиаторе. При возникновении утечки он всегда будет меньше нормы, даже если внешних признаков разгерметизации обнаружить не удалось
Серьёзно насторожить должен белый дым в выхлопных газах во время работы транспортного средства. Тут можно даже привести небольшой эксперимент, приложив к выхлопной трубе лист белой бумаги. Примерно через 5 минут лист намокнет. Останется дождаться, когда он высохнет, и осмотреть. Если не удастся найти масляные или топливные пятна, значит, белый оттенок дыма связан именно с охлаждающей жидкостью, которая по определённым причинам оказалась в камере сгорания.
Разобраться с проблемой можно путём установки новой прокладки на цилиндры и заменой моторного масла.
Более серьёзна ситуация, если при разборке блока цилиндров обнаружить дефекты в прокладке не удалось. Это значит, что в корпусе узла образовалась трещина, через которую вытекает технологическая жидкость. Обычно настолько серьёзные проблемы возникают на фоне регулярных и очень грубых нарушений температурного режима в работе двигателя.
Образовавшуюся щель в цилиндрах можно заварить сваркой, однако такой ремонт будет крайне недолговечен. Мотор функционирует при очень высоких температурах и высоком давлении, постоянно подвергаясь взрывным нагрузкам при сгорании топлива. Так что для полного восстановления работоспособности узла придётся менять весь корпус, который потребует серьёзных вложений.
Плохая совместимость масел
Пена в масле двигателя может быть вызвана плохой совместимостью технических жидкостей. Особенно часто начинающие автомобилисты совершают ошибку, пренебрегая промывкой мотора во время замены смазки. В результате остатки старой жидкости смешиваются с новой, которая может серьёзно отличаться по характеристикам и химическому составу. Возникают разного рода реакции, способные приводить к вспениванию или выпадению осадка.
Риск неполадок многократно возрастает, если владелец практикует доливку технической жидкости другой марки на регулярной основе. И избавиться от образовавшейся пены в данном случае можно только с помощью полной замены масла с тщательной промывкой системы.
Появление конденсата
На щупе или масляной крышке может образоваться белая эмульсия, которая особенно часто появляется во время движения по городу с частыми остановками и недостаточным прогревом мотора. Образующийся на цилиндрах конденсат смешивается с маслом и образует пену, негативно влияющую на работу системы.
Конденсат также нередко образуется при долгом хранении транспортного средства в гараже. Следующий этап простоя и вовсе способен привести к стеканию масла в картер и коррозии деталей. Поэтому даже не использующийся автомобиль рекомендуется хотя бы раз в неделю запускать, прогревая мотор в течение 10 минут.
Снизить вероятность появления конденсата помогает утепление двигателя в зимний период и регулярный прогрев перед каждым выездом.
Удаляем мыльным раствором
Застарелые пятна отойдут легче, если в теплую воду добавить небольшое количество моющего средства:
- стирального порошка;
- хозяйственного мыла;
- жидкого средства для мытья посуды;
- геля для душа;
- пены для ванны.
В общем, подойдет все, что окажется под рукой и сможет создать мыльный раствор. Принцип работы аналогичный первому варианту, только в этом случае вместо чистой воды будет воздействовать на пятна мыльное средство, которое ускорит размокание пятен краски. Кроме того, можно увеличить время воздействия – оставить мыльный раствор на полу на 30–40 минут.
Если требуется очистить паркет, то время замачивания пятен краски придется сократить до 2–3 минут, иначе от длительного контакта с водой покрытие может пострадать. Поэтому нужно действовать в несколько заходов, тщательно вытирая обработанные места.
Очищаем окрашенный водоэмульсионкой потолок
Когда появляется необходимость покрасить потолок, нужно снять слой старой краски. Как это сделать? Нет ничего проще:
- Смочить равномерно поверхность потолка чистой теплой водой с помощью малярного валика, тряпки или губки.
- Оставить краску размокать 20–30 минут.
- Когда краска разбухнет и отойдет от основы, снять старый слой с помощью шпателя или скребка.
Не обязательно перекрашивать потолок, чтобы придать ему чистоту и привлекательный внешний вид. Достаточно его просто помыть. Казалось бы, как помыть потолок, покрашенный водоэмульсионной краской? Ведь если воспользоваться водой, краска разбухнет и отойдет от поверхности? Этого не произойдет, если действовать быстро и аккуратно:
- Пройтись по потолку сухой тряпкой или пылесосом с насадкой-щеткой, чтобы снять пыль, паутину и грязь.
- Увлажнить поверхность потолка любым удобным способом – малярным валиком, тряпкой на швабре, пульверизатором.
- Не прикладывая усилий, протереть потолок мягкой щеткой или тряпкой.
После таких несложных манипуляций потолок, покрашенный водоэмульсионной краской, засверкает, как новый.
Основные причины появления эмульсии на щупе
Запомните, что любые посторонние примеси, изменение цвета или эмульсия на щупе – это уже признак неисправности. Вопрос только в том, насколько серьезна проблема. В случае с белой «пенкой» причин может быть несколько:
- Искажение поверхности ГБЦ;
- появление трещины (дефекта) в блоке цилиндров или на самой головке;
- пробой (прогар) прокладки, расположенной между блоком силового узла и головкой блока цилиндров;
- попадание влаги в камеру сгорания двигателя. После этого вода может попасть в картер;
- образование конденсата непосредственно в картере из-за резких изменений температуры.
Первые три неисправности взаимосвязаны между собой, ведь во всех случаях итог один – охлаждающая жидкость попадает в двигатель и смешивается с маслом.
В такой ситуации сделайте еще несколько проверок:
- Осмотрите двигатель по периметру вместе стыка ГБЦ и блока цилиндров. Наличие потеков масла – яркий признак повреждения прокладки или что еще хуже – самого металла двигателя;
- оцените цвет выхлопного дыма. Если он густой и белый, то вероятность упомянутой нами проблемы (смешивания масла и антифриза) очень высока;
- загляните в бачок с охлаждающей жидкостью. Если антифриза или тосола
стало меньше, а уровень масла, наоборот, прибавился, то здесь все понятно и без слов.
Еще одна проблема – конденсат. Казалось бы, откуда ему взяться. Но при особых условиях эксплуатации он вполне может появиться и в двигателе. Как правило, пена бывает в холодное время года.
Представим ситуацию. Автомобиль хорошо прогрет и «ночует» на улице. Резкое снижение температуры приводит к образованию конденсата. Влага попадает в масло, во время работы испаряется и может появиться на крышке или на щупе. С появлением тепла такая проблема, как правило, исчезает.
Нельзя отбрасывать еще несколько версий – низкое качество масла, выбор неправильной марки или смешивание составов разного типа, к примеру, «синтетики» и «минералки»
Последнее случает редко, но по неосторожности и такое бывает
Другие виды красок
Гуашь, акварель
Красители этого типа являются водорастворимыми и их достаточно просто отстирать в домашних условиях. Только что запачканные вещи можно отстирать хозяйственным мылом в холодной воде, а затем продолжать удаление пятен обычной машинной стиркой режимом соответствующему типу ткани.
Масляные краски
Застывая масляные краски, образуют плотную корку на поверхности, которую можно аккуратно удалить. Мелкие крупицы краски размягчаем маслом подсолнечным или оливковым и удаляем пятно. Жирные пятна, оставшиеся после масла не сложно отстирать в кипятке с моющим средством для посуды, оно прекрасно расщепляет жиры и от пятна не останется и следа.
Акриловая краска
Пятна акриловой краски одни из самых трудно выводимых, во многих случаях запачканную вещь уже не спасти. Если пятно свежее можно приготовить раствор из нашатырного спирта, уксуса и соли, ингредиенты брать из расчета 1:1:1, эту смесь нанести на запачканное место и выдержать минут пятнадцать пока раствор не подействует, затем отстирать обычным способом.
Акриловую краску следует оттереть смесью нашатыря, уксуса и соли
Водоэмульсионная краска
При удалении пятна нужно разобраться с составом краски. Легко стирающейся является краска на основе поливинилацетата или просто ПВА, для выведения пятна достаточно мыльного раствора и губки, а с одежды пятна краски этого вида легко отстирать.
Акриловая водоэмульсионная краска является износоустойчивой к воде и порошкам, для её удаления с твердой поверхности Вам потребуется шпатель или острый предмет для механического воздействия и оттирания.
Если пятно оказалось на вещах, разбираемся, какая тканевая основа испачкана:
- Плотная ткань, к примеру джинсовая – этот вид ткани устойчив к истиранию, пятно можно попробовать удалить химическим растворителем: Уайт-спиритом или ацетоном, затем отстирать в стиральной машине обычным способом.
- Тонкая,легкая ткань без примесей синтетических волокон, примером такой ткани может послужить ситец — краску с него можно вывести механическим стиранием с помощью бензина, так же возможно применение химических растворителей, но под ткань при выведении краски подкладывают бумагу, а затем обязательно стирают с применением моющих средств.
- Ткань на основе полиэстера или других синтетических волокон. Чтоб удалить пятна водоэмульсионной краски в домашних условиях с этого типа ткани нельзя использовать какие-либо растворители, так как эти средства влияют на состав ткани. Следы с этого вида одежды можно вывести с помощью подсолнечного масла. Под одежду снова подкладывают бумагу, а пятна оттирают ватными дисками,смоченными в подсолнечном масле, Вам следует запастись терпением, так как работа трудоемкая и хлопотная, краска будет уходить с трудом.
Перечисленные способы помогут удалить только свежие загрязнения. Чтоб вывести засохшие следы от водоэмульсионной краски на основе ПВА, необходимо обильно смочить его водой для размягчения засохших слоев краски, а затем оттереть щеткой, одежду нужно предварительно замочить и отстирать обычным способом.
Засохшие пятна краски нужно намочить водой и оттереть щеткой
Чем опасно вспенившееся масло в двигателе
Вспенившееся в моторе масло является особой смесью воздушных пузырьков, имеющих оболочку из смазочной жидкости. В данном случае масло не только теряет свою структуру, но также перестаёт нормально выполнять основные функции по защите деталей и эффективному отводу лишнего тепла от деталей агрегата. Появление пузырьков резко уменьшает плотность смазки, которая уже не способна функционировать нормально. Всё это приводит к чрезмерному трению и повышенному износу элементов двигателя.
Если масло в двигателе пенится, оно гораздо хуже проходит по своим каналам и уже не может отводить тепло в нужном количестве. Детали начинают перегреваться, что негативно сказывается на свойствах материалов и общей долговечности мотора.
Наиболее опасным явлением считается проникновение в масляную магистраль воды или охлаждающей технической жидкости. Чужеродные частицы смешиваются с маслом, снижают его смазочные свойства. Детали во время движения начинают сильно тереться друг об друга, что приводит к появлению дефектов и задир.
Если образовавшиеся пузырьки создадут своеобразную воздушную пробку в каналах, блок цилиндров перестанет получать необходимое количество смазочного вещества и быстро выйдет из строя. Весь мотор в это время будет сильно перегреваться.
Также попадание в магистраль чужеродной жидкости может стать проблемой и на выключенном моторе. В частности, вода начнёт скапливаться над цилиндрами и препятствовать их нормальному движению с полной амплитудой. Запуск мотора в этом случае приведёт к гидроудару, силы которого может хватить для полного разрушения поршневой группы.
Так что пренебрегать решением проблемы со вспениванием масла точно не стоит. Первые признаки проблемы должны сигнализировать о необходимости срочного обслуживания системы.
Выявить вспенивание смазочного вещества может практически любой автомобилист, имеющий базовый набор знаний о масляной системе. При этом серьёзную диагностику и тем более устранение неполадки лучше доверять опытным специалистам в автосервисах. Там найдётся всё необходимое оборудование для быстрого и безопасного ремонта.
Что в итоге
Как видно, основной причиной эмульсии на щупе и крышке маслозаливной горловины является рабочая жидкость системы охлаждения. В такой ситуации рекомендуется прекратить эксплуатацию ДВС и незамедлительно провести ремонт.
Для определения микротрещин и других малозаметных повреждений следует проверить ГБЦ или БЦ на герметичность в специальной ванне. Такой способ предполагает подачу воздуха под давлением и позволяет обнаружить даже самые мелкие дефекты.
После проведения диагностики можно точно убедиться в степени серьезности проблемы, а также возможности или невозможности . В любом случае, до проведения проверки не следует поспешно принимать решение о необходимости замены поврежденных элементов.
Напоследок добавим, что если в холодное время года на крышке маслозаливной горловины заметна белая эмульсия без каких-либо других причин, при этом количество эмульсии весьма незначительно и не уходит антифриз, тогда для начала будет достаточно просто сменить моторное масло.
Также возможно понадобится немного сократить и последующий межсервисный интервал. С наступлением тепла проблема может исчезнуть сама собой, так как автомобиль не будет подвержен значительным температурным перепадам, а лишняя влага будет устранена из двигателя вместе с заменой смазочного материала.
Почему попадание антифриза в моторное масло является серьезной неисправностью. Какие последствия для ДВС могут возникнуть после езды на смеси ОЖ и масла.
Вспенивание моторного масла в двигателе: в каких случаях и чем опасно такое являение для двигателя. Основные причины неисправности, диагностика.
Субстанция белого цвета с желтым отливом на щупе, под крышкой маслозаливной горловины свидетельствует о примеси в моторном масле инородной жидкости. Но откуда именно появляется эмульсия в двигателе и почему это происходит преимущественно в мороз? Рассмотрим основные причины и способы диагностики неисправностей.