Skoda octavia a5 (2004-2013)

Ресурс двигателя bse 1.6

Грузоподъёмность и вес

Подобное отличие в параметрах наблюдается и с массой автомобиля. Вес каждой из версии чешского авто зависит от вида кузова, типа силовой установки, установленной коробки переключения передач. В разные года выпуска модель имела свою массу.

Приведём в качестве примера характеристики Skoda Октавия А5 с кузовом универсал с двигателем 1.6 л MPI в комплектации Elegance и МКПП. Она производилась до рестайлинга в период с 2004-2009 годы. Её вес равен: 1270 кг. Эта же модификация, но с коробкой-автоматом весит 1305 кг. После проведения рестайлинга в 2008-2009 годах, эта версия стала легче за счёт использования облегчённых сплавов. Вариант с механической коробкой весит 1250 кг, с АКПП — 1285 кг.

Грузоподъёмность Шкода Octavia А5 взятой выше модификации, сделанной после рестайлинга – 600 кг, масса полностью загруженного автомобиля – 1880 кг.

Фото Škoda Octavia RS и обычная версия рестайлингового лифтбека А5

Регламент обслуживания и ресурс BSE 1.6

Согласно официальной информации от Volkswagen, всего с 2005 года по сегодняшний день было выпущено порядка 500 000 экземпляров BSE. В отличие от BSF в этом моторе всё же есть система частичной вентиляции. За счет дополнительно установленного вентилятора подается нагнетающий воздух, особенностью работы которого становится небольшое потряхивание мотора на низких оборотах. Заметив небольшую вибрацию Skoda Octavia 1.6 или VW Golf 5, не нужно паниковать – это нормальное для данных автомобилей явление. Обусловлено оно тем, что во время работы на холостых и низких оборотах в цилиндры силовой установки поступает обедненная смесь. С полноценной системой рециркуляции газов смесь дополнительно обогащалась.

Согласно мануалам немецких автомобилестроительных компаний по обслуживанию двигателя BSE водителю следует:

  • Спустя каждые 10 тысяч километров пробега полностью заменять смазочный материал в системе силовой установки. Для этих целей лучшим образом подходит рекомендованное производителем моторное масло с показателем вязкости 0W-40, 5W-40, 5W-30. Для полноценной и эффективной замены хватит тары смазочного материала в объёме 4.5 литра;
  • Через 45-60 тысяч километров пробега меняется антифриз и трансмиссионное масло;
  • Регулярно осматривать состояние расходных материалов, а также вовремя осуществлять их комплексную замену: воздушные и масляные фильтры, прокладку головки блока цилиндров следует менять согласно указанным производителям срокам;
  • Периодически проводить комплексную диагностику важнейших систем автомобиля в целях своевременного обнаружения даже незначительных неисправностей. Пройдя 40-50 тыс. км, обязательно осмотрите свечи зажигания, они должны исправно работать, подавать качественную искру и на их поверхности не должно быть налета и следов гари.

Придерживаясь простых советов и рекомендаций, владельцам авто с установленным под капотом BSE двигателем удается пройти внушительные расстояния. Экземпляры моделей Skoda, Volkswagen с таким мотором под капотом, и прошедшие свыше 500 000 тык, не редки, и встречаются достаточно часто. Производителю удалось наделить установку надежностью и большим ресурсом за счет использования в ходе конструирования двигателя простых, но эффективных технологий. В VW не спешат раскрываться все тайны, приподнимая занавес, поэтому о фактическом показателе ресурса в компании не говорят. Но гарантийный ресурс BSE составляет 200 тыс. км, если посмотреть на практику эксплуатации автомобилей Фольксваген, то можно смело говорить, что минимальный ресурс BSE — 400 000 километров.

Третье поколение спортивной версии RS

Варианты тюнинга мотора

В силу особенностей конструкции двигатель BSE специально «ужат» для обеспечения норм Евро-4. Причем, обычный чип тюнинг, конечно, добавит 5 – 10 л. с., но на общем фоне 102 л. с. эффект будет практически незаметным. Чаще всего для версии BSE применяют тюнинг следующего типа:

  • ГРМ – замена распредвала штатного на Dbilas Dynamic, установка разрезной шестерни;
  • впускной тракт – ресивер Dbilas для 8 клапанного мотора, фильтр-нулевик;
  • выпускной тракт – демонтаж первого СО датчика, обманка на второй лямбда зонд, увеличение сечения выхлопа до 61 – 63 мм, использование конфигурации коллектора «паук»;
  • прошивка ЭБУ – для корректной работы после внесенных изменений потребуется новая версия для бортового компьютера.

Тюнинг BSE

Таким образом, мотор BSE фактически является вариантом исполнения атмосферного рядного 1,6 л двигателя Volkswagen. Основными отличиями являются алюминиевый блок, регулируемый впуск, ременная передача ГРМ, SOHC 8V и гидротолкатели клапанов.

Колеса

 Производители также рекомендуют к установке на различные модификации следующие типоразмеры:

  • 225/45 R17;
  • 205/60 R15;
  • 205/55 R16.

Назовём также характеристики штатных дисков Октавия А5, соответственно перечисленным размерам:

  • 15X6J ET47 5х112;
  • 7J х 17 ET54 5х112;
  • 6.5J х 15 ET50 5х112;
  • 6.5J х 16 ET50 5х112.

Несмотря на разницу в технических параметрах Octavia А5 различных модификаций автомобили отличаются надёжностью, что доказывает их присутствие в большом количестве на дорогах страны в наше время.

Обзор технических характеристик и тест-драйв Skoda Octavia A5 2011 1.6 TDI представлен в этом видео:

История появления BSE

В 2002 году немецкие инженеры впервые представили BFQ двигатель, который впоследствии неоднократно модернизировался. Именно основа BFQ послужила дальнейшей разработке и производству технически совершенных установок. Мотор был сконструирован на базе AVU, по сути, став продолжением и развитием уже зарекомендовавшего себя семейства двигателей. Если в AVU блок цилиндров был полностью чугунным, то конструктивные и технологические инженерные решения требовали в то время другого подхода. Поэтому мотор наделили алюминиевым блоком цилиндров и чугунными гильзами. Сверху блока установлена алюминиевая 8-клапанная головка с одним распределительным валом.

Созданием функциональных силовых установок для их последующей установки на бюджетные модели группы VAG немцы занялись в 2005 году. Так появились стойкие в отношении неблагоприятных условий эксплуатации и надежные BSF и BSE моторы, которыми комплектовали модели, пользующиеся большой популярностью в странах бывшего СНГ. Двигатель BSE также оснащен 8-клапанным газораспределительным механизмом. Его рабочий объём составляет 1.6 литра, а мощность в пике достигает отметки 102 лошадиные силы. В техническом плане он достаточно прост, в некотором роде «примитивен», но, что главное для отечественного владельца авто – он менее требователен к качеству заправляемого топлива, а значит, без особых трудностей «переваривает» бензин любого качества. Первый восьмиклапанный BSE установили на VW Golf пятого поколения в 2005 году. Автомобиль, как и сам двигатель, превзошел все ожидания. Сегодня это один из самых популярных представителей гольф-класса авто не только в России, но во всей Европе.

Описание

Выпуск мотора производился на заводах в Мексике (Puebla Plant), Германии (Salzgitter Plant) и Венгрии (Audi Hungaria Motor Kft) с 2005 по 2014 год.

Основой при разработке послужил известный российским автолюбителям VW BGU.

В двигателе BSE ряд узлов позаимствован с аналога. Остались пластиковый впускной коллектор с изменяемой геометрией заслонок, система вторичного воздуха (используется для разогрева катализатора при запуске агрегата) и др.

Наряду с этим в двигателе имеются и изменения. Например, установлен механический термостат в системе охлаждения, изъяты из конструкции ДВС теплообменник и клапан EGR, ЭСУД заменена более прогрессивной.

VW BSE в моторном отсеке

Все конструктивные решения направлены на обеспечение простоты устройства и обслуживания на фоне увеличения надежности и долговечности эксплуатации мотора.

Для соответствия требованиям экологических норм мощность агрегата несколько занижена, что не отразилось на его эксплуатационных характеристиках.

Двигатель Volkswagen, Skoda BSE представляет собой рядный бензиновый четырехцилиндровый атмосферник объемом 1,6 литра, мощностью 102 л. с и крутящим моментом 148 Нм.

Устанавливался:

  • Volkswagen Caddy III универсал /2KB/ (2005-2010);
  • Caddy III фургон /2KA/ (2005-2010);
  • Jetta V /1K2/ (2005-2010);
  • Jetta VI универсал /1J5/ (2005-2010);
  • Golf V /1K1/ (2005-2009);
  • Golf VI /5K1/ (2008-2013);
  • Golf Plus I /5M1/ (2005-2014);
  • Passat B6 седан /3C2/ (2005-2010);
  • Passat B6 Variant /3C5/ (2005-2010);
  • Touran I /1T1/ (2005-2010);
  • Bora V универсал /1K5/ (2007-2010);
  • Skoda Octavia II /1Z_/ (2005-2013);
  • Seat Altea I /5P_/ (2005-2010);
  • Leon II /1P_/ (2005-2010);
  • Toledo III /5P_/ (2005-2009);
  • Audi A3 II /8P_/ (2005-2013).

Блок цилиндров алюминиевый. Запрессованные «мокрые» чугунные гильзы не извлекаемые, что снижает ремонтопригодность ДВС. В то же время имеются сообщения об их успешной замене. Но надо быть объективным – за такую работу берутся далеко не все автосервисы.

Коленчатый вал литой, облегченный, с четырьмя противовесами. Закреплен в пяти опорах. Вкладыши стальные, тонкостенные, с антифрикционным слоем.

Шатунно-поршневая группа выполнена в облегченном варианте. Поршни имеют низкую юбку с графитовым напылением стенок. Конструкция стандартная – с тремя кольцами. Два верхних компрессионные, нижнее маслосъемное.

Поршень VW BSE с шатуном

Головка блока цилиндров отлита из алюминия. В тело запрессованы восемь направляющих для клапанов, наверху закреплен один распредвал (SOHC). Усилие на клапаны передается рычагами с роликами (для уменьшения потерь на трение), а тепловой зазор регулируется гидрокомпенсаторами.

Привод ГРМ ременный. Зубчатый ремень в наших условиях эксплуатации опытные автовладельцы рекомендуют заменять через 60 тыс. км пробега, поскольку в случае его обрыва неминуем загиб клапанов.

Привод ГРМ VW BSE

Система смазки вмещает 4,5 литра масла. Насос системы шестеренчатого типа, приводится во вращение цепью от коленвала. Применяемое масло имеет допуски А3/В4 и VW 502.00/505.00. Вязкость от 0W-30 до 5W-40

Необходимо обратить внимание на высокую чувствительность системы к качеству масла

Система питания топливом инжектор, распределенный впрыск. Двигатель сконструирован таким образом, что использование бензина АИ-92 не снижает его эксплуатационных характеристик, а главное, ресурса. Приготовление топливной смеси осуществляет ЭСУД Siemens Simos 7.

ЭБУ оснащен функцией самодиагностики и возможностью регулирования детонации. Начиная с 2008 года в агрегате ЭСУД заменена на более совершенную Siemens Simos 7PP. Кроме этого катушка зажигания ставилась сдвоенная, а дроссельная заслонка получила электропривод. Такое усовершенствование способствовало повышению степени очистки выхлопа до норм Euro 5.

Электрика. Зажигание бесконтактное, коммутаторное. Рекомендуемые свечи NGK BKUR6ET-10.

В целом двигатель VW BSE обеспечивает автомобилю умеренное движение при относительно не высоком расходе топлива.

Эксплуатационные характеристики ДВС

На графике представлена зависимость мощности и крутящего момента от оборотов коленчатого вала.

С радостью восприняли многие автовладельцы еще одну особенность мотора – он легко переводится на газ. Установка ГБО осуществляется просто, без изменения конструкции агрегата.

Список моделей авто, в которых устанавливался

Использовали атмосферный рядный мотор BSE в автомобилях Audi:

  • A3 I – сентябрь 1996 – май 2003, семейный хетчбэк;
  • A3 II – май 2003 – август 2012;
  • A4 B5 – ноябрь 1994 – октябрь 2000, седан, универсал и кабриолет среднего класса;
  • A4 B6 – ноябрь 2000 – декабрь 2004;
  • A4 B7 – ноябрь 2004 – июнь 2008.

Audi A4

Второй автопроизводитель концерна комплектовал ими машины линейки Seat:

  • Altea – с марта 2004;
  • Cordoba I – июль 1996 – октябрь 1999, купе, седан и универсал;
  • Cordoba II – июнь 1999 – октябрь 2002;
  • Cordoba III – апрель 2003 – ноябрь 2009;
  • Exeo – март 2009 – сентябрь 2010, переднеприводный седан и универсал;
  • Ibiza II – апрель 1996 – август 1999, субкомпактный хетчбэк;
  • Ibiza III – август 1999 – февраль 2002;
  • Ibiza IV – февраль 2003 – май 2008;
  • Leon I – ноябрь 1999 – май 2006, хетчбэк и универсал;
  • Leon II – с июня 2005;
  • Toledo I –ноябрь 1996 – март 1999, компактный хетчбек;
  • Toledo II – апрель 1999 – сентябрь 2000;
  • Toledo III – октябрь 2004 – май 2009.

Seat Exeo

Следующими автомобилями с этим мотором стали Skoda Octavia I — 02.1997-12.2007 и Skoda Octavia II – с 06.2004. Силовой привод исполнения BSE можно найти под капотом Volkswagen:

  • Caddy III – с апреля 2004, фургон и минивэн;
  • Golf IV – август 1997 – май 2005, кабриолет, универсал, хетчбэк;
  • Golf V – январь 2004 – ноябрь 2008, на платформе PQ35;
  • Golf VI – октябрь 2008 – ноябрь 2012 коробка механика и автомат;
  • Jetta III – октябрь 2005 – октябрь 2010 седан;
  • Jetta IV — с декабря 2011;
  • Passat B5 – октябрь 1996 май 2005 седан;
  • Passat B6 – май 2005 – июль 2010 купе;
  • Touran – июль 2003 – май 2010.

Volkswagen Jetta

Конструктивные особенности и характеристики

Блок цилиндров BSE также полностью алюминиевый с чугунными гильзами. Диаметр цилиндров составляет 81 мм, ход поршня 77.4 мм, а степень сжатия 10,5:1. Отличительная особенность двигателя заключается в модернизированной и переработанной на свой лад системе рециркуляции отработавших газов. Если в предшествующих появлению BSE силовых установках газы способствовали обогащению рабочей смеси, возвращаясь в цилиндры двигателя, то в новом движке принцип работы выстроен несколько иначе. На BSE систему рециркуляции основательно переделали, то в BSF от неё вовсе решили отказаться. Подобное решение положительно сказалось на надежности, КПД, а также стоимости изготовления моторов.

Но перенастройка принципа работы мотора отрицательно сказалась на показателях экологичности двигателя. Стандарты экологичности BSE упали до норм Евро-4, при этом также нарушилась плавность и мягкость работы силовой установки. Владельцы авто группы VAG отмечают, что, заводя на «холодную», мотор издаёт странные, пугающие особенно начинающих водителей звуки, напоминающие скрежет и цоканье. Появление специфичного шума во время работы двигателя можно списать на специфичность работы установки. Но с повышением температуры системы до рабочих показателей все посторонние звуки исчезают.

Салон и проблемы электрооборудования Октавия А5

Салон Октавии заслуживает уважения. Однако, дорестайлинга машины оснащались не очень качественный аудиосистемой и простенькой тормозной навигации, что впоследствии исправили. Интерьер собран добротно и поскрипывать начинает только после пробега далеко за 100т. км. Быстрее всего возраст и пробег свыше 150т. км выдадут отполированный руль, рукоятка рычага трансмиссии и потёртые подлокотники на обивке дверей. А вот к электрике вопросов хотелось бы поменьше. Традиционное слабое место это проводка между водительской дверью и стойкой кузова.

Через 5-8 лет эксплуатации жгут может переломится. Это скажется на работе блока управления электро стеклоподъёмниками, центральным замком, электроприводах и подогреве зеркал. Более надежный жгут появился только в 2011г. Хватает и других корпоративных недугов. Например, слабоваты встроенные в дверные замки микрики. Из-за чего блок управления не видит открытие либо закрытие двери. Не долговечен и привод стеклоочистителей с разсоединяющейся трапецией. К этой неприятности нужно быть готовым после 100т. км. Зимой при скоплении большого количества льда может сломаться пластиковый шарнир напольной педали газа.

У дорестайлинговых экземпляров бывают проблемы с головным блоком аудиосистемы. Слабо защищённые от влаги контакты в фонарях подсветки номера сгнивают иной раз всего за 3-4г., а из-за отказа педального выключателя перестают нормально работать стоп-сигналы. Через 60-80т. км может подавать голос своими подшипниками моторчик вентилятора климатической установки, а у версии климат-контроля “climatronic” могут быть проблемы, как с заслонками, так и с самим блоком управления.

Проверка износа ремня ГРМ

Правильная работа ремня ГРМ на вашем автомобиле Škoda Octavia A5 1.6 МРИ критически важна для его надежности и производительности. Проверка износа ремня ГРМ поможет вам предотвратить возможные поломки и ремонтные работы, связанные с этой частью. Далее приведены шаги, которые помогут вам проверить износ ремня ГРМ.

  1. Откройте капот вашего автомобиля и найдите ремень ГРМ. Ремень ГРМ обычно находится в передней части двигателя и приводит в действие распределительный вал.
  2. Визуально осмотрите ремень ГРМ на наличие трещин, износа или повреждений. Если вы заметили какие-либо признаки износа, замена ремня ГРМ может быть необходима.
  3. Оцените натяжение ремня ГРМ. Для этого нажмите на него пальцем в районе середины расстояния между двумя шкивами. Ремень должен быть натянутым, но не должен отдавать слишком большое сопротивление.
  4. Проверьте состояние натяжителя и направляющих роликов ремня ГРМ. Они должны быть чистыми, без износа или повреждений.
  5. Если вы заметили любые признаки износа, трещин или повреждений, рекомендуется заменить ремень ГРМ и его компоненты. Консультация с механиком может быть полезной для определения необходимости замены.

Правильная проверка износа ремня ГРМ поможет вам поддерживать надежность и производительность вашего автомобиля Škoda Octavia A5 1.6 МРИ. Регулярная замена ремня ГРМ и его компонентов согласно рекомендациям производителя также поможет вам предотвратить поломки и дорогостоящий ремонт в будущем.

Технические показатели Шкода Октавия А5

Многие узлы и механизмы, устанавливаемые в Skoda Octavia, задействованы в конструкциях машин Volkswagen Group. Чешские авто по этой причине стали более надёжными, улучшились тех. характеристики Skoda Октавия А5. За всю историю модели второй генерации с 2004 по 2013 годы автомобиль неоднократно усовершенствовался.

В трансмиссии в разное время стояли следующие КПП:

  • МКПП-5 – лифтбек и универсал до и после рестайлинга;
  • МКПП-6;
  • АКПП-6;
  • робот DSG.

Лифтбек и универсал Шкода Октавия А5

Перечисленные коробки передач устанавливались в различных комплектациях автомобиля с кузовом лифтбек и универсал до и после рестайлинга.

  • После обновления 2008 года более мощные бензиновые ДВС 1.4 литра, обладающие 122 лошадиными силами и 1.8 литра, имеющие 152 «лошадей» под капотом стали взаимодействовать с роботизированной коробкой DSG-7.
  • Ходовая была укомплектована системой независимых передней и задней подвесок. Впереди устанавливались амортизационные стойки МакФерсона, сзади – стоит надёжный многорычажный механизм.
  • Клиренс 164 мм разрешал модели свободно передвигаться по городским улицам, за городом, по небольшому бездорожью. Испробовать дороги в сельской глубинке можно на модификации Scout: полный привод, муфта Haldex Traction и увеличенный дорожный просвет 178 мм позволяют это сделать. При пробуксовке передних колёс с помощью электроники включается автоматически задняя ось.
  • Среди прочих ТТХ Шкода Октавия А5 нужно отметить надёжность системы торможения. Передние колёса тормозят вентилируемые диски, на задней оси стоят диски без вентиляции.
  • В управлении автомобилем водителю помогает электрический усилитель руля.

Фото Шкода Октавия А5 Комби

Блоки в салоне

Блок предохранителей

Он расположен в торце приборной панели за защитной крышкой. С обратной стороны которой должно находится актуальное описание предохранителей в виде брошюры.

Фото – схема

Описание

1 10А Диагностический разъем, блок управления двигателем, топливный насос
2 5А Блок управления ABS, ESP
3 5А Подушки безопасности
4 5А Обогреватель, кондиционер, фонарь света заднего хода
5 5А Электро корректор света фар
6 5А Комбинация приборов, блок управления АКП, блок управления электро усилителем руля, система помощи при парковке
7 Резерв
8 Резерв
9 Резерв
10 Резерв
11 Резерв
12 10А Блок управления центральным замком
13 10А Блок управления наружным освещением, стоп-сигналы
14 5А Блок управления АКП, замок селектора выбора передач
15 7,5А Блок управления освещением салона
16 10А Система климат – контроля
17 Дополнительное оборудование
18 5А Датчики системы помощи при парковке
19 5А Блок управления тягово – сцепным устройством
20 5А Система помощи при трогании с места на подъем
21 Резерв
22 40А Вентилятор системы климат-контроля
23 30А Стеклоподъемник передних окон
24 15А предохранитель прикуривателя
25 25/30А Обогрев заднего стекла. Дополнительный обогреватель
26 20А Штепсельная розетка в багажнике
27 15А Реле топливного насоса, топливные форсунки
28 Дополнительное оборудование
29 10А Блок управления двигателем
30 20А Блок управления АКП
31 20А Вакуумный насос тормозной системы
32 30А Стеклоподъемники задних дверей
33 25А Электропривод люка крыши
34 20А Блок управления функциями комфорта
35 5А Противоугонная система
36 20А Омыватели фар
37 20А Обогрев передних сидений
38 30А Обогрев заднего сиденья
39 Резерв
40 40А Вентилятор системы отопления
41 15А Стеклоочиститель окна задней двери
42 15А Стеклоомыватель ветрового окна
43 15А Тягово-сцепное устройство
44 20А Тягово-сцепное устройство
45 15А Тягово-сцепное устройство
46 5А Обогрев жиклеров стеклоомывателей
47 5А Реле дополнительного обогревателя
48 Резерв
49 5А Центральный переключатель света

Блок реле

Он находится под самой панелью приборов, за облицовочной панелью.

Вариант 1

Схема

Обозначение

  • B4 – реле напряжения питания (30)
  • B5 – реле обогрева заднего стекла
  • B6 – реле звукового сигнала
  • B7 – реле -1- насоса омывателя стекла
  • B8 – реле -2- насоса омывателя стекла
  • B9 – кoммутaциoннoe рeлe для кoнтaктa X

Вариант 2

Блок реле под ЦБУ

Схема

Назначение

  1. рeлe нaпряжeния питaния (15) -J329-
  2. реле устройства для обогрева заднего стекла -J9-
  3. рeлe нaпряжeния питaния (50) -J682- /  реле стартера 1 -J906-
  4. реле топливного насоса (создание давления в системе питания) -J643- (у буквенных обозначений двигателя BUD, CGGA, BSE, BSF, CMXA, CHGA) / реле топливного насоса -J17- (у дизельных двигателей)
  5. коммутационное реле для контакта Х -J59-

Дополнительный блок реле над ЦБУ

Расшифровка

  • D1 — реле независимого отопителя -J485- (у автомобилей с независимым дополнительным отопителем) / реле для малой тепло производительности -J359- (у автомобилей с дополнительным резистивным отопителем (РТС))
  • D2.1 — реле звукового сигнала -J4-
  • D2.2 — реле топливного насоса (у буквенных обозначений двигателя BUD, CGGA, BSE, BSF, CMXA, CHGA) / — реле дополнительного топливного насоса -J832- (у буквенных обозначений двигателя CLCA, CLCB, CFHF, CFHC, CEGA)
  • D3 — реле для большой тепло производительности -J360- (у автомобилей с дополнительным резистивным отопителем (РТС)) D3.1 — реле вентилятора для впуска свежего воздуха -J13- (у автомобилей с независимым дополнительным отопителем)
  • D3.2 — реле топливного насоса дополнительного отопителя -J749- (у автомобилей с независимым дополнительным отопителем)
  • D4 — реле стартера 2 -J907-
  • D5.1 — рeлe фaрooбмывaтeлeй -J39­
  • D5.2 — реле для нагревательного элемента -J925- (у буквенного обозначения двигателя CAYC)

Больше информации про расположение, доступ, а так же видео пример снятия блока комфорта можете найти в данном видео.

Не работает печка? В некоторых моделях предусмотрен термо-предохранитель печки, который располагается отдельно.

Видео пример его замены.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: