Lexus возглавил рейтинг автомобильных брендов с самым сильным падением продаж в рф в 2022 году

Статистика продаж автомобилей в россии за ноябрь 2022 г.

Авторынок РФ: откат к 90-м

Прошлогодний провал в продажах новых автомобилей (626,3 тыс. ед., –59% к 2021 году) основатель и генеральный директор Gruzdev-Analyze назвал «очень и очень неприятным» моментом, отметив, что столь низких объемов продаж наш авторынок не видел с 90-х годов. Индустрии, по словам А. Груздева, предстоит теперь «с этим жить, причем жить достаточно долго».

На данный момент, как отмечает гендиректор агентства, слишком малое количество экспертов прогнозирует хоть сколько-нибудь существенный рост нашего авторынка в ближайшей перспективе. Самые оптимистичные прогнозы, как рассказал А. Груздев, предполагают годовые продажи в текущем году на уровне 800 тыс. единиц, и это примерно в два раза меньше, чем в последние годы и в три-четыре раза меньше, чем в наилучшие для рынка времена.

Сам эксперт прогноз в 800 тыс. проданных машин считает чересчур оптимистичным. По его мнению, более реалистичный результат — порядка 700–720 тыс. единиц. В рассуждениях же о том, что в будущем году наладятся поставки по параллельному импорту и что объемы производства будут восстанавливаться, упускается, по мнению гендиректора Gruzdev-Analyze, такой немаловажный фактор, как платежеспособный спрос. Доля покупателей, готовых покупать новые автомобили по нынешним ценам, по словам эксперта, сократилась в 2022 году весьма существенно.

Поведение потребителей: рост тревожности и снижение пробега машин

На протяжении 2022 года, по данным опросов Фонда «Общественное мнение», на которые ссылается Gruzdev-Analyze, фиксировался весьма высокий уровень тревожности россиян. Лишь к концу года ситуация вернулась к некоему паритету, когда примерно равное количес­тво респондентов отмечали, что среди их друзей, родных, коллег преобладает тревожное или спокойное состояние. В тревожном состоянии, как отмечает Александр Груздев, люди не склонны тратиться на какие-либо долгосрочные покупки, включая автомобили, а также их обслуживание наперед. В настоящее время, по его словам, большинство автовладельцев переходит к стратегии «сломалось — починил». За этими данными ФОМ эксперт рекомендует следить как за индикатором того, будут потребители тратить деньги или нет.

Еще один важный фактор для сферы послепродажного обслуживания — динамика среднего пробега легковых автомобилей в стране. Здесь, по словам гендиректора Gruzdev-Analyze, все пока еще не так плохо, как могло бы быть. Общее снижение пробега легковых машин за 2022 год по отношению к 2021-му составило 16%, но этот показатель все еще выше, чем в 2019-м, — на 3%. Объясняется же это тем, что 2020–2021 годы были, с точки зрения среднего пробега, весьма удачными — даже в пандемию люди ездили по стране больше, чем прежде. И это положительно влияло на сферу послепродажного обслуживания. По итогам же 2022 года, по словам А. Груздева, суммировалось действие двух негативных факторов: помимо снижения активного автопарка, снизился также средний пробег.

С уменьшением пробега снижается и необходимость в обслуживании автомобиля. И это тоже видно в статистических данных за прошлый год. По информации Gruzdev-Analyze, среднее количество посещений СТО в России снизилось в 2022 году на 17%: с 2,19 до 1,82. Это больше, чем сокращение среднего пробега, и, по словам А. Груздева, это также свидетельствует о смене поведения автовладельцев: они стали не только меньше ездить, но и экономить на обслуживании и ремонте. Рост количества посещений автосервисов за предыдущие пять лет составил 13% и был полностью нивелирован в течение 2022-го, следует из данных, представленных аналитическим агентством.

В среднем к концу минувшего года в России не было даже двух машинозаездов на СТО на один автомобиль, отметил Александр Груздев. При том, что в идеале этот показатель должен быть в среднем больше трех: две сезонные смены шин, плюс плановое ТО, плюс, возможно, какой-то внеплановый ремонт.

Провал продаж — удар по СТО

Как все это будет влиять на российскую автоиндустрию? Первыми, по словам Александра Груздева, удар кризиса ощутят (и уже ощущают) дилеры: они потеряли как в продажах, так и в объеме того автопарка, который они традиционно обслуживают. Гарантийный парк, по подсчетам эксперта, снизился по итогам 2022 года до 3,8 млн единиц. С учетом того, что дилеры в нашей стране работают главным образом с гарантийными машинами, указанное снижение приведет к снижению загрузки сервисных станций дилерских центров. По итогам же 2023 года в Gruzdev-Analyze прогнозируют сокращение гарантийного автопарка в нашей стране до менее чем 3 млн машин. При этом дилеры, по словам А. Груздева, изначально закладывали в свою бизнес-модель обслуживание именно гарантийных автомобилей.

Для независимых СТО, как отметил эксперт, не менее (если не более) важным фактором является объем движущегося автопарка в стране. По итогам 2022 года он сократился на 822 тыс. машин (или на 2,3%) — до 34,7 млн единиц. На это также повлияло падение продаж на «первичке»: столь низкие продажи новых машин, как в прошлом году, по словам А. Груздева, невозможно скомпенсировать параллельным импортом или ввозом автомобилей с пробегом. В современной истории отечественного автобизнеса это первое серьезное сокращение парка движущихся автомобилей в России, отмечает эксперт. Те 800 с лишним тысяч машин, на которые сократился движущийся автопарк, — это порядка 1,6 млн машинозаездов на СТО, которые не совершены.

Принцип «сделай сам» как свидетельство стремления сэкономить

На этом фоне, по данным Gruzdev-Analyze, на нашем рынке послепродажного обслуживания в очередной раз выросло количество операций, выполняемых автовладельцами самостоятельно: в 2021 году их доля составляла 33%, в 2022-м — 36%. Этот показатель достиг максимального уровня с 2014 года, отмечает Александр Груздев, добавляя, что его рост фиксируется всякий раз в случае очередного кризиса на рынке или в экономике в целом.

На максимальных уровнях остается также самостоятельная покупка запчастей и делегирование автосервису только их установки: в прошлом году так поступали 34% клиентов СТО. С 2016 года доля таких потребителей выросла на 10 процентных пунктов. Еще 30% клиентов в 2022 году делегировали автосервисам и покупку запчастей, и их установку. Сервисное обслуживание, по информации Gruzdev-Analyze, по итогам 2022 года впервые стало составлять менее трети рынка.

Изменились также доли машинозаездов — показатели того, к кому именно заезжали автовладельцы для обслуживания и ремонта машин. Доля дилеров в минувшем году снижалась: она достигла самого низкого показателя за все время и стала даже меньше, чем доля гарантийных автомобилей в движущемся автопарке. Объясняется это прежде всего тем, что дилеры на фоне ухода из России автомобильных брендов не смогли обеспечивать гарантию. Мини-СТО в результате приросли больше других; сетевые СТО смогли продемонстрировать рост, хотя сетевые шиномонтажи — нет. Это, как отмечает А. Груздев, говорит о наличии рисков для сетевых концепций.

На этом фоне существенно (с 8% в 2021 году до 14% в 2022- м) выросла доля машинозаездов в мини-СТО и частные гаражи. Это, по словам эксперта, еще одно свидетельство стремления потребителей сэкономить на обслуживании. Кроме того, на этот показатель повлиял тот факт, что многие специалисты ушли из СТО в стремлении «работать на себя» и открыли собственные мини-мастерские.

Таблицы с данными о продажах:

  • Всебренды
  • Всемодели
  • Китайскиебренды
  • Китайскиемодели
  Бренд Объем продаж
1 Lada 21 726
2 Haval 4 552
3 GAZ 4 224
4 Geely 3 506
5 UAZ 3 494
6 Kia 3 113
7 Hyundai 1 833
8 Renault 646
9 Skoda 524
10 Changan 515
11 Volkswagen 387
12 Mazda 324
13 Great Wall 313
14 FAW 199
15 Ford 179
16 Genesis 168
17 DongFeng 156
18 Toyota 103
19 Peugeot 96
20 Audi 78
21 Citroen 57
22 Suzuki 35
23 Opel 32
24 GAC 31
25 Jeep 27
26 Subaru 22
27 Mitsubishi 13
28 Volvo 12
29 Porsche 11
30 Isuzu 9
31 Iveco 5
32 Honda 4
33 Lexus 2
34 Hino 2
Всего 46 398
  Модель Объем продаж
1 Lada Granta 13 285
2 Lada 2121 (4×4) 6 899
3 ГАЗ 3302 «ГАЗель» 3 156
4 Haval Jolion 2 021
5 Haval F7 1 918
6 Geely Coolray 1 678
7 ГАЗ 2310 «Соболь» 1 068
8 Geely Atlas Pro 1 048
9 Lada Vesta 1 009
10 UAZ Patriot 995
11 Kia Sportage 781
12 Geely Tugella 770
13 Hyundai Santa Fe 688
14 UAZ Profi 575
15 Kia Seltos 502
16 Hyundai Tucson 499
17 Lada Largus 359
18 Kia Soul 359
19 Haval Dargo 351
20 Hyundai Creta 340
21 Kia Rio 292
22 Mazda CX-5 290
23 Kia Cerato 276
24 Kia Sorento 274
25 Volkswagen Polo 270
26 Skoda Rapid 262
27 Haval H9 261
28 Kia K5 232
29 Renault Sandero 205
30 Renault Logan 200
31 Hyundai Solaris 186
32 Changan CS75 180
33 Ford Transit 179
34 Lada XRAY 174
35 Kia Ceed 155
36 Changan CS35 155
37 Skoda Kodiaq 118
38 Skoda Karoq 116
39 FAW Besturn X40 109
40 Changan UNI-K 98
41 Kia Picanto 94
42 Renault Duster 88
43 Changan CS55 82
44 Renault Arkana 77
45 Kia Sedona 76
46 Renault Captur 76
47 Hyundai Avante 64
48 UAZ Hunter 63
49 Genesis GV80 63
50 Volkswagen Tiguan 48
51 Toyota RAV4 47
52 Kia Mohave (Borrego) 44
53 Volkswagen Taos 44
54 Genesis GV70 42
55 Genesis G80 37
56 Peugeot Traveller 31
57 GAC Trumpchi 31
58 Peugeot Partner 26
59 Suzuki Vitara 26
60 Hyundai Staria 25
61 Jeep Grand Cherokee 24
62 Hyundai Palisade 23
63 Mazda CX-9 23
64 Volkswagen Touareg 22
65 Opel Vivaro 22
66 Peugeot Expert 19
67 Citroen Berlingo 19
68 Skoda Octavia 18
69 Audi Q7 18
70 Kia Quoris 16
71 Toyota Camry 16
72 Audi e-tron ✱ 15
73 Toyota Land Cruiser 14
74 Citroen SpaceTourer 14
75 Peugeot Boxer 13
76 Genesis G90 13
77 Genesis G70 13
78 Subaru Forester ✱ 13
79 Kia Stinger 12
80 Audi Q8 12
81 Mazda 6 11
82 Audi A6 11
83 Geely Atlas 10
84 Skoda Superb 10
85 Suzuki Jimny 9
86 Citroen Jumpy 9
87 Subaru Outback 9
88 Hyundai Sonata 8
89 Toyota Hilux 8
90 Mitsubishi Pajero Sport 8
91 Volvo XC60 8
92 Citroen C4 8
93 Toyota Land Cruiser Prado 7
94 Toyota Fortuner 7
95 Audi A5 7
96 Audi A4 Allroad 6
97 Audi A8 6
98 Opel Zafira Life 6
99 Isuzu ELF 6
100 Iveco Daily 5
101 Mitsubishi Outlander 4
102 Peugeot 3008 4
103 Citroen Jumper 4
104 Honda CR-V 4
105 Toyota C-HR 3
106 Citroen C5 Aircross 3
107 Porsche Cayenne 3
108 Porsche Taycan 3
109 Jeep Wrangler 3
110 Opel Combo 3
111 Volkswagen Transporter 2
112 Volkswagen Crafter 2
113 Audi Q3 2
114 Peugeot 408 2
115 FAW Besturn X80 2
116 Lexus NX 2
117 Volvo XC90 2
118 Volvo V90 2
119 Porsche Macan 2
120 Porsche Panamera 2
121 Isuzu mu-X 2
122 Haval H5 1
123 Toyota Corolla 1
124 Volkswagen Teramont 1
125 Volkswagen Caddy 1
126 Volkswagen Passat 1
127 Volkswagen Jetta 1
128 Mitsubishi Eclipse Cross 1
129 Audi Q5 1
130 Peugeot 2008 1
131 Porsche 911 1
132 Opel Grandland X 1
133 Isuzu D-Max 1
  Бренд Объем продаж
1 Haval 4 552
2 Geely 3 506
3 Changan 515
4 Great Wall 313
5 FAW 199
6 DongFeng 156
7 GAC 31
Всего 9 272
  Модель Объем продаж
1 Haval Jolion 2 021
2 Haval F7 1 918
3 Geely Coolray 1 678
4 Geely Atlas Pro 1 048
5 Geely Tugella 770
6 Haval Dargo 351
7 Haval H9 261
8 Changan CS75 180
9 Changan CS35 155
10 FAW Besturn X40 109
11 Changan UNI-K 98
12 Changan CS55 82
13 GAC Trumpchi 31
14 Geely Atlas 10
15 FAW Besturn X80 2
16 Haval H5 1

Статистика продаж автомобилей в России по годам

Продажи новых легковых авто, шт. за год.

Год

Продано авто, шт.

2021

2020

1 598 825

2019

1 759 532

2018

1 800 591

2017

1 595 737

2016

1 425 786

2015

1 602 110

2014

2 491 403

2013

2 777 547

2012

2 938 789

2011

2 653 803

Источник данных: АЕБ.

Статистика продаж японских автомобилей России 2021

Согласно данным АЕБ, объем рынка новых автомобилей японских марок в 1 половине 2021 года в России составил почти 119,8 тыс. экземпляров. Это на 5,3% больше, чем в январе-июне 2020 года.

Как отмечают эксперты агентства «АВТОСТАТ», это соответствует доле рынка в 14,8% (год назад было 19,1%). Таким образом, мы видим, что при положительной динамике (продано больше автомобилей в количественном отношении) в целом доля «японцев» на рынке России снизилась.

Лидером по итогам продаж в январе-июне 2021 года остался кроссовер Toyota RAV4. Вторую строчку рейтинга занимает еще одна модель Toyota – бизнес-седан Camry. Третьим стал Nissan Qashqai.

Динамика продаж японских автомобилей по годам

Модель

2020

2019

2018

2017

2016

2015

RAV 4 Toyota

36 433

30 627

31 155

32 931

30 603

27 102

Camry Toyota

27 373

34 017

33 700

28 199

28 063

30 136

Qashqai Nissan

22 110

25 158

23 192

20 223

18 723

10 545

X-Trail Nissan

20 237

20 915

22 878

20 626

17 886

20 502

CX-5 Mazda

20 033

22 565

22 594

18 723

15 790

17 681

Outlander Mitsubishi

17 836

23 894

24 511

16 828

Источник данных: АЕБ.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: