Распорка передних стоек в автомобиле — особенности, преимущества и недостатки
Каждый автомобилист обустраивает свое транспортное средство так, как ему удобно. Одни ограничиваются стандартной регулировкой кресла и руля, а другие начинают проводить тюнинг автомобиля. В кругу водителей часто можно услышать, что кто-кто поставил распорки в транспорт. Некоторые дополняют авто таким оборудованием для красоты — чтобы похвастаться перед другими. И только единицы устанавливают их и знают, для чего именно они применяются в транспортном средстве.
Распорка передних стоек необходима для увеличения жесткости кузова
Распорка передних стоек. Такой элемент в автомобиле выполняет совсем не декоративную функцию. На самом деле распорки нужны для усовершенствования машины и её технической составляющей. Благодаря установке такой детали, можно повысить жесткость кузова. Многие полагают, что кузов является цельным элементом. На самом деле такое предположение не верно. Он включает отдельные детали, которые соединяются друг с другом при помощи сварки и прочих креплений.
Со временем на швах появляется деформация. Такая проблема наблюдается не только в бюджетных автомобилях. Как правило, повреждение появляется, когда машина часто эксплуатируется на неровных дорогах, в результате снижается жесткость кузова. Это влияет на управляемость и безопасность во время движения. Распорка передних стоек необходима для увеличения жесткости кузова. Современные технологии, применяемые при производстве транспортных средств, не предусматривают рамную конструкцию. При изготовлении используется металл, толщина которого не превышает 1 мм. По этой причине может возникать деформация кузова. На новом автомобиле изменения почти не заметны, но у старого будут возникать проблемы с управлением. Главные функции растяжки передних стоек:
1) устойчивое положение автомобиля на дороге; 2) улучшается качество маневрирования; 3) сохраняется жесткость и целостность кузова.
Обычно применяются распорки с 2 или 3 отверстиями для крепления
Виды. Как правило, в тюнинге применяют 2 вида распорок — регулируемые и нерегулируемые. Первый тип на практике показал себя не лучшим образом, так как состоит из 2 деталей и не может обеспечить качественного результата. Различия могут быть и в креплениях. Обычно применяются распорки с 2 или 3 отверстиями для крепления. Дольше всего служит железка с тремя точками опоры. Но для ее установки нужно будет сверлить отверстие в кузове. Кроме того, монтаж такого типа намного труднее. Нерегулируемые растяжки изготавливаются под конкретные модели автомобиля. Регулируемые чаще всего универсальные и могут устанавливаться на разные модели ТС.
При ДТП повреждения могут быть более сильными. Если удар придется в сторону, где стоит распорка, то повредится много узлов
Преимущества и недостатки. Рассмотрим главные плюсы установки распорок: 1) сохраняются сварные швы; 2) улучшается управляемость; 3) стойкость кузова при агрессивной манере вождения; 4) минимальный риск деформации кузова.
Недостаток такого оборудования — при ДТП повреждения могут быть более сильными. Если удар придется в сторону, где стоит распорка, то повредится много узлов. В последнее время на рынке начали предлагать элементы со специальными насечками. В случае ДТП ломается он, а не кузов.
Установка. Провести установку можно самостоятельно. Если в наличии нет инструментов, лучше обратиться в сервис. Если все готово к работе, то нужно поставить транспортное средство на ровную поверхность, открыть капот и открутить гайки на «стаканах». После этого надевается распорка и устанавливаются шайбы. На последнем этапе гайки прикручиваются на место.
Итог. Распорка передней стойки — распространенное переоборудование транспортного средства. Оно имеет как преимущества, так и недостатки. Установку можно проводить самостоятельно.
Виды растяжек
Рынок автомобильных запчастей и деталей для тюнинга довольно обширен, а поэтому при покупке растяжки на популярные автомобили вы можете выбрать среди нескольких вариантов. Разумеется, наибольшее разнообразие на отечественных просторах среди растяжек для автомобилей ВАЗ. Рассмотрим основные преимущества и недостатки доступных к покупке распорок.
- Односоставная растяжка – наиболее простой вариант, отнимающий минимум полезного пространства в багажнике.
- Модель, называемая телевизором. Между задними стаканами располагается труба круглого сечения с регулировочным винтом. Нижняя часть корпуса крепится к днищу салона (на моделях ВАЗ к болтам крепления ремней безопасности). Преимущество такой растяжки в том, что сохраняется возможность сложить задние сиденья и положить в багажник габаритный груз. Но в случае сохранения функциональности мы теряем жесткость. Конструкция квадратной формы приобретает хорошую жесткость только в том случае, если ответные углы жестко соединены между собой по диагонали. Вот и получается, что эффект от наличия в конструкции нижней части не слишком превосходит результат, который можно получить от обычной растяжки.
- Распорка крестообразная, в форме бабочки. Именной такой вид растяжки будет обладать наибольшей жесткостью, так как имеет диагональное усиления. Недостаток одни, но довольно существенный – после установки растяжки перекрывается доступ к салону, а поэтому складывание сидений не прибавляет полезной площади багажнику.
Описаны отнюдь не все модели, представленные на рынке. В поисках можно наткнуться даже на изделия подобного формата.
Согласитесь, выглядит изделие довольно технологично. Вот только почувствовать на автомобиле с живым кузовом разницу между такой распоркой и самой простой однокомпонентной растяжкой вам точно не удастся.
Варианты крепления
В моделях некоторых производителей способ реализации крепления оставляет желать лучшего.
Верхняя часть распорки ложиться на стакан и прижимается снизу двумя полумесяцами, приваренными к болтам. Судя по отзывам, крепление довольно хлипкое и не вызывает доверия. Но из-за того, что низ верхней части сделан конусом, распорка должна прилегать плотно к стакану, обеспечивая тем самым более-менее устойчивое расположение. В сети можно найти отзывы людей, положительно отзывающихся об эффекте после установки такого рода изделия.
Какую растяжку покупать точно не стоит
Несмотря на, казалось бы, очевидную бесполезность, на рынке можно встретить распорку задних стоек, крепящуюся к штоку амортизатора. Грубо говоря, такую распорку было бы правильнее назвать дополнительным стабилизатором поперечной устойчивости. Абсурдности добавляет и то, что с целью уменьшения вибраций амортизатор к кузову крепится через своего рода сайлентблок. В некоторых случаях по прошествии некоторого времени в автомобиле от распорки такого типа появлялись новые посторонние шумы. Поэтому мы бы не рекомендовали к покупке такого рода элементы тюнинга.
Прибегать к установке такой распорки можно только в том случае, если стаканы задних стоек не имеют четко выраженной формы (к примеру, как на Рено Логан). В таком случае без помощи сварки закрепить распорку стаканов иным способом будет невозможно.
Как установить
Установка растяжки задних стаканов, как и распорки передних стоек, не вызовет проблем даже у начинающего автолюбителя. Регулировочные винты предназначены для точной подгонки изделия к кузову конкретного автомобиля. Делать это нужно еще до прикручивания к кузову. Автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной поверхности. После закручивания всех винтов можно слегка подкрутить регулировочный винт, создав незначительное напряжение на растягивание стаканов. Но не более этого! Чрезмерное раскручивание приведет к постоянному напряжению, которое со временем ослабит кузов и приведет к изменению геометрии.
При наличии желания и прямых рук заводской вариант задних распорок можно повторить своими руками (пример показан на видео).
Многие устанавливают растяжку распорку передних стоек на приору. Но какой же эффект дает растяжка стоек Что именно улучшается после ее установки
Положительные эффекты установки передней растяжки стоек:
- повышение жесткости кузова автомобиля на кручение — автомобиль ведет себя более точно и уверенно в перестроении
- повышение точности управления автомобилем в повороте
- повышение устойчивости автомобиля при прямолинейном движении
- снижение деформации кузова при движении в поворотах, по неровностям
- уменьшение вероятности появления усталостных трещин на кузове
Минус установки передней растяжки стоек — при ударе в колесо растяжка передает деформационное усилие и на другое колесо. Но современные растяжки стоек имеют специальные насечки и загибы, чтобы при деформации гнулась сама растяжка, не передавая (или по крайней мере, снижая) силу удара на другую стойку.
Аналогично нижней растяжке передних стоек и задней растяжке стоек, верхняя растяжка передних стоек помогает улучшить устойчивость и управляемость автомобиля на дороге.
Двухточеная растяжка стоек на приору от Техномастер | |
Данная растяжка имеет загибы для деформации самой растяжки в случае ДТП… |
|
… а также для облегчения доступа к бачку с тормозной жидкостью | |
Крепится растяжка под две гайки опоры стойки | |
Так выглядит установленная двухточечная растяжка на приоре | |
Но у двухточечной растяжки есть свои минусы… | |
Со временем облупилась краска на опоре левой стойки (почему-то именно левой!) | |
Деформаций металла опоры стойки нет, но облупившаяся краска говорит о неправильном распределении нагрузки на опоре стойки, т.е. растяжка производит «выворачивающее» воздействие | |
Поэтому лучше использовать трехточечную растяжку стоек | |
Трехточечная растяжка равномерно распределяет нагрузку по опоре стойки, не вызывая деформации | |
Установленная трехточечная растяжка на приоре |
После установки растяжки прохождение кочек становится более плавным, при движение в колее наблюдается улучшенная управляемость, также машина более устойчива в поворотах. Без растяжки машина становится более «валкой», немного изменяется реакция на повороты руля.
Регулируемая распорка стоек встречается гораздо реже. Смысл установки регулируемой растяжки стоек есть, если у вас уже не новая машина — со временем опоры стоек сближаются и установить нерегулируемую растяжку довольно сложно. Поэтому на неновую машину проще поставить регулируемую растяжку, либо разгрузив переднюю ось, можно установить нерегулируемую растяжку. Регулировка на растяжке нужна только для ее установки, растягивать и стягивать расстояние между опорами стоек растяжкой нельзя.
Подготовка к самостоятельному изготовлению
Чтобы самому сделать перемычку для передних стоек, нужно приготовить такие материалы:
- сталь листовая толщиной не меньше 3 мм;
- труба диаметром 32—40 мм с толщиной стенки 3 мм и более;
- тонкий картон и маркер для изготовления шаблона;
- грунтовка по металлу и краска в аэрозольном баллончике.
Толстостенная труба — то что нужно для изготовления растяжки
Независимо от того, какую конструкцию поперечины вы изберёте — жёсткую или с шарнирами, без сварочного инвертора обойтись не удастся, как и без навыков работы с ним. Проще всего сварить жёсткую нерегулируемую распору, чётко определив все размеры. Кроме сварки, для работы потребуются и другие инструменты:
- машина шлифовальная угловая (в просторечии — болгарка) с кругом для резки металла;
- дрель электрическая с комплектом свёрл;
- слесарный инструментарий — молоток, керн, круглый напильник и пассатижи;
- металлическая щётка;
- гаечные ключи;
- приспособления измерительные — рулетка, линейка, угольник;
- сварочные перчатки и защитные очки.
Необходимый набор инструмента
Совет. Чтобы сделать растяжку нужной формы, которая и внешне выглядит симпатично, вам наверняка понадобится станок — трубогиб. Поскольку таковой есть далеко не у каждого автолюбителя, придётся обратиться в специализированную мастерскую либо изгибать трубу ручным способом. Для получения красивого радиуса поворота металл необходимо нагреть.
На подготовительном этапе важно определиться, в каком месте подкапотного пространства разместить трубу и можно ли её сделать прямой. Перемычка не должна мешать обслуживанию авто и перекрывать доступ к бачкам тормозной системы либо сцепления. В то же время надо предусмотреть расстояние 3—5 см от закрытого капота, дабы крышка не тёрлась о металл поперечины и фланцев крепления
В то же время надо предусмотреть расстояние 3—5 см от закрытого капота, дабы крышка не тёрлась о металл поперечины и фланцев крепления.
Совет. Разрабатывая конструкцию распорки, учтите, что трубу можно перемещать назад или вперёд в пределах диаметра стаканов стойки. Выдвигать её дальше, наваривая длинный кронштейн, не допускается, потому что в таком случае на фланец станут действовать силы, стремящиеся повернуть его вокруг собственной оси.
Роль распорки в усилении кузова авто для чего это нужно
Растяжка представляет собой дополнительную жёсткость, устанавливаемую между верхними опорами стоек (чаще всего — передних). Она изготавливается из металлической трубы, чьи концы прикреплены к двум опорным фланцам. В последних выполнены отверстия, совпадающие по диаметру и размещению со шпильками на стаканах стоек. Фланцы надеваются на них, прилегая к плоскостям стаканов, и прикручиваются штатными гайками.
Так выглядит растяжка на автомобиле
Справка. Поскольку расстояние между опорами и крепёжными болтами отличается у разных моделей автомобилей, то и распорки делаются под конкретную марку машины.
Кузов современного авто выполнен из тонколистового металла, соединённого между собой таким образом, чтобы максимально обеспечить жёсткость конструкции. Тем не менее при кренах, поворотах и езде по плохим дорогам кузов испытывает высокие нагрузки, заставляющие его упруго деформироваться. Такое поведение пагубно влияет на управляемость и уменьшает срок службы машины по следующим причинам:
- чем ниже жёсткость кузова, тем сильнее его «выкручивает» в повороте либо при попадании на ухаб;
- со временем металл «устаёт», отчего в несущих элементах образуются трещины;
- от постоянных ударов со стороны колёс лонжероны изгибаются внутрь, отчего в определённый момент регулировка развала передних колёс становится невозможной.
Вытяжка лонжеронов на стенде, после которой нужно ставить поперечину
Примечание. Как правило, эффект «разъехавшихся колёс» наблюдается на автомобилях, отслуживших больше 10 лет в тяжёлых условиях. Их лонжероны настолько вогнуты, что запаса регулировок не хватает для выравнивания колёс, поэтому шины стираются с внутренней стороны. Проблема решается вытяжкой лонжеронов на стенде и установкой элементов, ужесточающих конструкцию.
Распорка, стоящая между опорами стоек, сообщает кузову дополнительную жёсткость и уменьшает амплитуду деформации. То есть, её установка даёт реальный положительный результат, что бы ни говорили противники подобного тюнинга. Растяжку можно ставить на любой автомобиль, но есть отдельные случаи, когда она приносит особую пользу:
- при постоянной эксплуатации легкового авто в сельской местности по плохим дорогам;
- на машинах, прошедших процедуру вытяжки лонжеронов вследствие усталости металла и чрезмерного прогиба;
- на любительских автомобилях, принимающих участие в спортивных гонках.
Автомобилям с такой рамой распора не требуется
Справка. В профессиональном автоспорте распорки как отдельный элемент не используются. В специально подготовленных машинах устанавливается несущая рама, куда крепятся элементы кузова.
Существует разновидность авто, не нуждающихся ни в каком дополнительном усилении. Это рамные полноприводные внедорожники типа Jeep Wrangler или Land Rover Defender. В малолитражках и микроавтобусах, где стойки уходят под приборную панель, выполнить монтаж перемычки технически сложно. В то же время на некоторых моделях усилители ставятся уже на заводе и являются штатными элементами конструкции.
На этом авто распорки стоят с завода
Значение распорок в автомобильных стойках
Распорки в автомобильных стойках играют важную роль в обеспечении защиты и устойчивости автомобиля. Эти металлические или пластиковые элементы устанавливаются между двумя стойками автомобиля и выполняют несколько функций.
Во-первых, распорки значительно повышают жесткость и прочность автомобильной конструкции, что обеспечивает более устойчивую посадку водителя и пассажиров. Они предотвращают излишнюю гибкость и деформацию стоек, особенно при прохождении неровностей на дороге. Благодаря этому автомобиль лучше справляется с ударными нагрузками и предотвращает возможные повреждения других частей, например, кузова.
Во-вторых, распорки способствуют улучшению аэродинамики автомобиля. Они позволяют уменьшить вибрацию и колебания, вызванные движением по дороге, что в свою очередь снижает сопротивление воздуха и улучшает общую эффективность движения автомобиля. Благодаря этому можно добиться более низкого расхода топлива и улучшить динамические характеристики автомобиля.
Кроме того, распорки способствуют улучшению безопасности в автомобиле. Они установлены на определенных участках стоек, чтобы предотвратить деформацию или поломку в случае столкновения или аварии. Распорки распределяют силу удара и минимизируют повреждения, которые могут быть вызваны столкновением с другим автомобилем или статическим объектом.
Все эти функции делают распорки важным элементом автомобильных стоек. Они обеспечивают стабильность, защиту и безопасность автомобиля, а также улучшают его характеристики
При выборе автомобиля и при его эксплуатации необходимо обратить внимание на качество и состояние распорок, чтобы быть уверенным в надежности и долговечности автомобиля
Функции распорок в автомобильных стойках: |
---|
Повышение жесткости и прочности конструкции |
Улучшение аэродинамики автомобиля |
Повышение безопасности автомобиля при столкновении |
Распорка стоек и ее виды
Для каждой модели авто можно найти доп. оборудование, в том числе распорки, которые подразделяются на виды. Это делается из-за того, что расстояние между крепежом и опорами различается. Надо знать, что их делят на 3 вида по типу крепления:
-
Установка крепления на двух точках: предполагает установку на чаши брызговиков. Их несложно монтировать и они достаточно недорогие.
-
Установка крепления на трех точках: в дополнение к стойкам, с крепежом к кузову в машине. Дает большую фиксацию, но монтировать достаточно непросто.
-
Установка крепления на трех точках с удержанием двигателя с помощью специальной подушки: подразумевает прикрепление к головке цилиндров движка кронштейна с наличием прорезиненной опоры. Смягчает вибрацию. Среди всех способов считается самым прогрессивным решением.
Инновации в распорках
Распорки в автомобильных стойках играют важную роль в обеспечении безопасности пассажиров и защите автомобилей в случае аварий. Они представляют собой жесткую конструкцию, которая устанавливается между вертикальными стойками автомобиля и усиливает его общую структуру. Распорки помогают равномерно распределять силу от столкновения, поглощая энергию и уменьшая возможные повреждения.
С течением времени, технологии в автомобильной промышленности продолжают развиваться, и это влияет и на конструкцию распорок. Недавние инновации включают использование прочных материалов, таких как высокопрочная сталь и алюминий, что позволяет улучшить эффективность распределения силы при столкновении.
Еще одной инновацией является применение различных структурных форм распорок. Например, наиболее распространена форма «X», которая обеспечивает максимальную жесткость и устойчивость к сжатию. Также существуют формы «V» и «Y», которые также имеют высокую прочность и устойчивость.
Значительное внимание также уделяется улучшению процессов монтажа и крепления распорок. Разработчики стремятся к повышению эффективности и точности установки, что позволяет достичь максимальной жесткости и минимума возможных повреждений
В целом, инновации в распорках играют важную роль в повышении безопасности в автомобильных стойках. Более современные и эффективные распорки помогают уменьшить риск серьезных травм пассажиров и повреждений автомобиля при столкновении. Это непрерывное развитие технологий вносит значительный вклад в безопасность дорожного движения и защиту всех участников дорожного движения.
Плюсы и минусы распорок
Многие водители, которые установили распорки либо своими руками, либо в специализированных мастерских, отмечают следующие плюсы:
- На поворотах особенно чувствуется устойчивость и легкость управления.
- Значительно уменьшается вибрация кузова.
- Увеличивается устойчивость движения по ровной дороге.
- Уменьшается риск появление трещин на металле.
В чем еще плюс растяжек, так это простота монтажа. Необходимо всего лишь закрутить хорошо болты и гайки.
Минусы распорок:
- Жесткая сцепка не гасит вибрации. Если без распорки каждая часть кузова изгибается отдельно друг от друга, то с распоркой одна сильная деформация сбоку передает силу другой стороне.
- Труба распорки может мешать проводить диагностические и ремонтные работы двигателя.
Стоят распорки недорого. Самая дешевая в районе 1 тысячи рублей.
Для чего устанавливают распорки на стойки
Между верхними опорами передних стоек в конструкции автомобиля монтируют распорку. Она придает дополнительную жесткость. По конструктивной особенности растяжка представляет собой трубу из металла с фланцами на концах. На фланцах делают отверстия равные диаметру шпилек стаканов стоек.
Из за разной ширины автомобилей, распорку делают такой, чтобы можно было регулировать ее длину.
Производители машин экономят на металле, кузов делают тонким. Если аккуратно ездить, то ничего страшного в этом нет, но если ездить наклоняя автомобиль, кузов испытывает большие нагрузки, что вредит целостности конструкции.
Автомобили со слабым кузовом и без распорок имеют следующие минусы:
- металл кузова быстро деформируется даже при незначительном ударе, может повести геометрию кузова, ремонт которой обойдется дорого;
- есть такое понятие, как усталость металла, из-за чего с годами на металле появляются микротрещины, трещины и коррозия;
- лонжероны изгибаются внутрь, потом даже не помогает развал-схождение колес.
Старые автомобили, а это теперь считается, что им более 10 лет, почти все имеют вогнутые лонжероны и у некоторых уже кончился запас для регулировки развала-схождения колес. В этом случае автомобиль ставят на стенд и вытягивают лонжероны обратно, после чего устанавливают поперечины.
Вот так вытягивают лонженроны на ВАЗ 2110.
А это уже Дэу Нексия на вытяжке лонжеронов.
Растяжка, распорка реально помогает кузову не деформироваться. Их желательно ставить на старые автомобили, на новые, которые эксплуатируются на плохих дорогах и на спортивные.
У кого машина Джип, например Лэнд Ровер, Лэнд Крузер, Лексус или микроавтобусы, то они не нуждаются в усилении кузова. Это если кузов уже рамный.
Что в итоге?
В конце статьи отметим, что в большинстве случаев установка распорок на автомобили иностранного производства не требуется. Они способны поддерживать необходимую жесткость за счет качественного изготовления кузова, а также благодаря поперечным стабилизаторам. Отечественные модели, особенно производства АвтоВАЗа, получая подобные доработки, ведут себя на дороге значительно лучше. Все перечисленные «плюсы» применения распорок проявляются в них наиболее ярко. К сожалению, негативные стороны переделки конструкции тоже обнаруживают себя
Водителю важно понять что для него важнее – улучшить ряд ходовых качеств авто или сохранить заложенный ресурс стоек, и лишь после этого принимать конечное решение об установке распорок