Ремонт стоек амортизаторов

Как заменить амортизатор передней подвески ВАЗ-21213, ВАЗ-21214

Принцип действия амортизатора основан на создании повышенного сопротивления раскачивания кузова за счет принудительного перетекания жидкости через малые проходные сечения в клапанах (это относится к масляным амортизаторам, в газовых же амортизаторах принцип действия основан на давлении газа, закаченного под определенным давлением).

Исправность амортизатора можно проверить следующими способами:

— установите автомобиль на эстакаду или смотровую яму и раскачайте его за передний бампер, прикладывая усилие 40 – 50 кгс. При исправных амортизаторах число колебаний кузова не должно превышать трех;

— отсоедините нижнее крепление амортизатора и прокачайте его рукой. Исправный амортизатор прокачивается плавно, без провалов и заклиниваний, с небольшим сопротивлением. При этом сопротивление при ходе отбоя должно быть больше, чем при ходе сжатия.

Конечно, можно еще проверить на станции технического обслуживания на специальном стенде проверки амортизаторов.

Снятие амортизатора

Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

1. Накидным ключом «на 17» отворачиваем гайку верхнего крепления амортизатора, удерживая шток от проворачивания ключом «на 6».

2. Снимаем шайбу

3. Снимаем верхнюю резиновую подушку крепления штока амортизатора.

4. Сжав амортизатор, выводим его шток из отверстия кронштейна.

5. Накидным ключом «на 17» отворачиваем гайку болта нижнего крепления амортизатора к чашке пружины, удерживая болт от проворачивания ключом той же размерности.

6. Вынимаем болт

7. Снимаем амортизатор (с нижней резиновой подушкой и распорной втулкой на штоке).

8. Устанавливаем амортизатор в обратной последовательности. Гайку нижнего крепления амортизатора окончательно затягиваем в положении «автомобиль на колесах».

avtomechanic.ru

Признаки поломки амортизаторов

Существует два типа признаков того, что амортизатор полностью или частично вышел из строя. Первый тип — визуальные. а именно, их можно выявить при визуальном осмотре амортизатора. Ко второму типу признаков стоит отнести изменения в поведении автомобиля в движении

Перечислим в сначала признаки, относящиеся ко второму типу, поскольку в первую очередь нужно обратить внимание на то, как изменилось поведение автомобиля, а именно:

  • Раскачивание при торможении и разгоне. Если амортизаторы исправны, то даже при резком торможении машина должна качнуться назад не более одного раза, после чего амортизатор должен погасить колебательные движения. Если же раскачиваний два и более — симптом частичного или полного выхода из строя.
  • Крен при маневрировании. Тут ситуация аналогичная, после выхода из резкого крена при вхождении в поворот корпус не должен раскачиваться в поперечной плоскости. Если это так — аналогично амортизатор вышел из строя.
  • Увеличение тормозного пути. Этот фактор обусловлен той же раскачкой при торможении. То есть, в процессе длительного торможения амортизатор не гасит вибрацию, и машина периодически опускает и поднимает переднюю часть кузова. Из-за этого нагрузка на передние колеса уменьшается, что снижает эффективность торможения. Особенно тормозной путь увеличивается у автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой тормозов. Это обусловлено тем, что задняя часть приподнимается, и АБС снижает давление в магистрали тормозной системы. также тормозной путь увеличивается при торможении по неровной дороге.
  • машина «не держит» дорогу. а именно, при установке руля в положении прямо, машина постоянно уводит в сторону. Соответственно, водитель должен постоянно подруливать с тем, для того что-бы выровнять траекторию движения.
  • Дискомфорт при движении. Он может проявляться по-разному. а именно, от раскачивания автомобиля некоторые водители и/или пассажиры при движении на долгой дистанции чувствуют дискомфорт, страдающих «морской болезнью» (официальное название кинетоз или болезнь движения) людей может укачивать. Такой эффект является типичным симптомом поломки задних амортизаторов.

Обратите внимание, что такие признаки как увеличение тормозного пути, неравномерный износ покрышек и постоянная нужность подруливать могут указывать на другие проблемы в автомобиле, например, на износ тормозных колодок, низкий уровень тормозной жидкости, неравномерное давление в шинах, проблемы с шаровой опорой или другими элементами подвески. Поэтому желательно произвести комплексную диагностику

К визуальным симптомам износа амортизаторов относится:

  • Появление потеков по корпусу и штоку. а именно, это происходит из-за износа сальника (уплотнения) и/или штока амортизатора. Снижение уровня масла приводит к уменьшению рабочей амплитуды устройства, а также к увеличению износа частей, входящих в его конструкцию.
  • Износ сайлентблоков. Как известно, в этом резинометаллическом шарнире подвижность обеспечивается за счет эластичности резины (или полиуретана в зависимости от конструкции). Естественно, что если амортизатор будет отрабатывать жестко, то на сайлентблок будет передаваться повышенные усилия, что приведет к его серьезному износу и выходу из строя. Поэтому при диагностике амортизаторов всегда стоит проверить и состояние сайлентблоков.
  • Повреждение корпуса амортизатора и/или его крепежных элементов. Это может выражаться по-разному. Например, появление ржавчины на штоке (стойке, опоре), искривление корпуса, повреждение крепежных болтов и так дальше. Как бы там ни было амортизатор нужно внимательно осмотреть.
  • Неравномерный износ покрышек. Обычно они больше изнашиваются с внутренней стороны и меньше с наружной.

То есть если возникла поломка амортизаторов то ждите выхода из строя и других элементов подвески, ведь они все взаимосвязаны и поддаются влиянию друг на друга.

Рис. 1. Сечение гасителя колебаний PAL

Амортизатор состоит из цилиндра 14, в котором перемещается плунжер 29 с уплотнительным кольцом или манжетой; в плунжере имеются клапаны 25 и 28. Перемещаясь вверх, плунжер вытесняет жидкость через клапаны в полость под плунжером; жидкость при этом дросселируется, за счет чего гасятся колебания. Достоинством такого устройства является то, что интенсивность дросселирования, а, следовательно, и гашения колебаний зависит от скорости перетекания. Еще более прогрессивную характеристику амортизатора можно получить с помощью тщательно подобранного клапана 28 с тарельчатой пружиной. При быстром перемещении плунжера давление рабочей жидкости над плунжером возрастает, это давление вызывает деформацию манжеты тарельчатого клапана и уменьшает его проходное сечение.

Интенсивность гашения колебаний в разных направлениях бывает различной. Чаще гаситель колебаний оказывает меньшее сопротивление сжатию, чем растяжению. В таком случае метод гашения колебаний должен правильно сочетаться с методом подрессоривания автомобиля. Гашение колебаний увеличивает общую жесткость подвески, особенно в направлении сжатия, и с этим необходимо считаться. Вместе с тем имеются модели амортизаторов, которые гасят колебания в обоих направлениях одинаково.

Рычажные гидравлические амортизаторы появились давно и часто являлись частью подвески колес. Ход плунжера таких амортизаторов невелик; они малочувствительны к малым перемещениям колеса. Поэтому скоро перешли к применению телескопических амортизаторов.

Телескопические амортизаторы получили наибольшее распространение. Амортизаторы бывают однотрубные и двухтрубные. Пример двухтрубного амортизатора показан на рисунке 1. Полость между рабочим цилиндром 14 и наружным кожухом 2 используется как емкость для запаса рабочей жидкости. Телескопический амортизатор эффективен и при малых перемещениях колес; однако проблемой является их установка и закрепление на автомобиле. В точке крепления амортизатора к кузову необходимо обеспечить изоляцию кузова от вибраций и шума. Амортизатор должен быть установлен с самыми минимальными отклонениями от вертикали, чтобы из емкости с запасной жидкостью в рабочий цилиндр не попадал воздух, который может нарушить нормальную работу амортизатора.

Однотрубные гидравлические амортизаторы отличаются простотой конструкции; в его рабочей полости жидкость постоянно находится под некоторым избыточным давлением. Для того чтобы объем рабочей жидкости в цилиндре в процессе работы амортизатора мог изменяться, в нем должен быть резиновый резервуар со сжатым воздухом. В некоторых случаях этот резервуар помещают в отдельную камеру или отделяют специальным поршнем, что позволяет устанавливать амортизатор не строго вертикально.

Амортизаторы с резервуаром сжатого газа более чувствительны к быстрым перемещениям кузова автомобиля и поэтому более совершенны. Сальник штока подвержен воздействию высокого давления и должен быть очень надежным и высокоэффективным. Наличие постоянного давления в рабочем цилиндре предотвращает вспенивание жидкости при прохождении через клапаны, которое может происходить при низком давлении в результате выделения растворенных в жидкости газов. Вспенивание приводит к появлению определенного мертвого хода амортизатора; снижается чувствительность и эффективность демпфирования колебаний.

Разрез однотрубного амортизатора Де Карбон показан на рисунке 2.

Замена амортизатора передней подвески на автомобиле ВАЗ 2106

Амортизатор заменяйте при появлении течи амортизаторной жидкости или потере эффективности гашения колебаний (см. «Проверка технического состояния деталей подвески на автомобиле ВАЗ 2106»).

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕНеисправные амортизаторы меняйте только парами (передние, задние) или комплектом (все четыре).

Для замены на автомобиле ваз 2106 амортизатора передней подвески вам потребуются: ключ «на 6»… … или специальный ключ, ключи «на 13», «на 17», «на 19».

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТЗамену амортизатора удобнее выполнять на смотровой канаве (автомобиль ваз 2106 должен стоять на колесах), обеспечив пространство снизу около 500 мм, или на подъемнике.

1. Удерживая шток от проворачивания ключом 1, ослабьте затяжку гайки ключом 2. Отверните и снимите гайку, пружинную шайбу, шайбу подушки и верхнюю подушку крепления амортизатора. Поднимите автомобиль ваз 2106, если вы работаете на подъемнике.

2. Отверните две гайки крепления кронштейна к рычагу, снимите пружинные шайбы. 3. Снимите амортизатор вниз через монтажное отверстие в рычаге.

4. Снимите со штока амортизатора нижнюю подушку верхнего шарнира.

5. Отверните гайку крепления амортизатора к кронштейну, снимите пружинную шайбу. 6. Выньте болт нижнего шарнира и снимите кронштейн с амортизатора. 7. Установите на автомобиль ваз 2106 новый амортизатор в сборе с резинометаллическим шарниром в порядке, обратном снятию.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТПеред установкой амортизатора на автомобиль ваз 2106 вытяните шток на полный его ход. Для удобства на шток можно надеть шайбу подушки и навинтить гайку. Если вы работаете на подъемнике, опустите автомобиль ваз 2106 перед сборкой верхнего крепления так, чтобы подвеска была нагружена массой автомобиля.

Если при монтаже амортизатора шток недостаточно выступает из кузова, наденьте на него шайбу подушки, навинтите гайку и любым ключом (как рычагом) вытяните шток, опираясь на брызговик.

Амортизаторы штатные

Подвеска автомобилей УАЗ Патриот оборудована амортизаторами, произведенными на санкт-петербургском заводе Плаза. Это предприятие было открыто в 1992 году на базе одного из комплексов оборонной промышленности СССР. Амортизаторный завод является одним из основных поставщиков комплектующих для автомобилей УАЗ. Фирма производит широкий спектр продукции для разных условий эксплуатации машин.

Однако, как утверждают владельцы вседорожников Патриот, срок службы установленных на заводе штатных амортизаторов недолог. Изначально прекрасно сбалансированная подвеска после определенного пробега теряет свои свойства, плавное движение автомобиля превращается в скачкообразное и дерганное. Это негативно сказывается на комфорте пассажиров и водителя. Развить большую скорость по неровной дороге становится невозможно.

В таких ситуациях встает вопрос о замене элементов подвески. Автовладельцам предлагается широкий выбор запчастей импортного и российского производства. Подобрать нужные комплектующие несложно.

Что такое амортизатор и его назначение

Амортизатором называется такой механизм подвески автомобиля, который предназначен для гашения колебаний. Происходит этот процесс за счет снижения кинетической энергии, преобразовывая ее в тепловую. Первые амортизаторы, которые сегодня используются только на грузовых автомобилях — это рессоры. Недостаток рессор в том, что подвеска при их использовании становится жесткой, и о комфортной езде приходится забыть.

Современные амортизаторы еще называют демпферами, которые представляют собой цилиндрическую колбу, внутри нее находится поршень со штоком. Когда происходит перемещение колес вверх или вниз (при попадании в яму или наезде на кочку), в работу вступает амортизатор. Он сглаживает колебания кузова относительно подвески не только при передвижении по неровным дорогам, но еще когда автомобиль стартует, тормозит и совершает маневры. Из этого следует, что демпферы принимают активное участие в процессе движения автомобиля, поэтому их выход из строя после длительного срока службы более 80-100 тысяч км пробега — это явление вполне нормальное.

Принцип работы устройств достаточно простой, и заключается он гашении колебаний за счет перемещения поршня внутри цилиндрической колбы. Поршень в процессе эксплуатации изнашивается, и поэтому в зависимости от времени работы, а также манеры езды на автомобиле, происходит износ демпферов. При их выходе из строя, понадобится замена. Однако не менее важным этапом является подготовка, которая заключается в выборе амортизаторов для Шевроле или Дэу Ланос. Именно на вопрос о том, какие амортизаторы лучше поставить на Ланос, представлен ответ в материале.

Как определить, что пора менять амортизаторы

Чтобы все четыре стали полностью изношенными в один момент бывает нечасто. Поэтому обычно амортизаторы меняют попарно: передние или задние. Хотя в целях профилактики, если позволяет бюджет, не возбраняется поменять сразу все по кругу.

Эффективность гашения колебаний хорошо ощущается при проезде искусственных неровностей. На них сразу чувствуется, как отрабатывают передняя и задняя подвески. Но никто не отменял и статичное испытание. Продавливая двумя руками поочередно каждый из четырех углов автомобиля, мы должны убедиться в отсутствии даже малейшей раскачки при снятии усилия.

Косвенные признаки неисправности

Проверка амортизационных стоек

Чтобы увидеть, что потекла стойка амортизатора, достаточно заглянуть на подвеску снизу. Однако далеко не всегда есть возможность это сделать. А на некоторых машинах в силу конструкции амортизаторов попросту не видно полностью. Соответственно, полезно будет знать о косвенных признаках того, что стойка потекла.

Сюда относятся следующие сигналы:

  • долгое раскачивание машины даже на ровной дороге;
  • стук при переезде через неровности;
  • биение в руль;
  • сильный крен кузова при ускорении, торможении или маневрировании.

Это сложнее заметить, но, когда текут амортизаторы, — увеличивается расход топлива и тормозной путь, машина хуже управляется, не держит дорогу при агрессивном вождении.

Почему стучат амортизаторы

Известно несколько причин стука амортизаторов на мелких кочках.

Деформация штока.Забои и задиры на рабочей поверхности штока, а также его деформация станут причинами появления стука. При этих дефектах разбивается направляющая втулка, и шток «гуляет» в ней, производя характерный стучащий, чаще глухой, звук.

  • Недостаток масла или газа в амортизаторе. После утечки одной из рабочих сред стойка теряет возможность работать в штатном режиме. Появляются зоны холостого хода, в которых поршень не перепускает масло с сопротивлением, как должен, а просто проваливается или резко отстреливает под воздействием пружины.
  • Повреждение отбойника. Отбойник служит для остановки штока в крайнем положении, то есть до того, как он достигнет «мертвой точки», и удар придется на шток или цилиндр. Если отбойник изнашивается, стойка амортизатора начинает стучать при проезде амплитудных ям.
  • Перегруз автомобиля. Одна из наиболее частых причин, почему появляется стук в задних стойках, особенно после больших пробегов. Свободный ход между отбойником и кузовом с увеличением груза становится все меньше. И при проезде даже неглубоких неровностей появляется удар: балка ударяет об отбойник.
  • Надлом пружины. При поломке пружины, в зависимости от участка повреждения, стойка как цельная конструкция теряет жесткость или перестает функционировать. Между отдельными элементами появляется люфт. Этот люфт и становится причиной стука в стойке амортизатора.

Износ опорного подшипника. Верхние опоры передних амортизационных стоек предназначены для обеспечения их вращения вокруг собственной оси при повороте руля. Износ опорного подшипника – одна из причин появления посторонних звуков.
Выработка сайлентблоков. Резиново – металлические втулки, через которые амортизатор крепится к другим элементам ходовой части или кузову, со временем разбиваются. И если сайлентблок полностью разрушится, появится характерный металлический стук.
Некорректная установка. Конструкция некоторых стоек позволяет при сборке допустить ошибки. При этом визуально и при испытаниях вне рабочей позиции стойка будет функционировать нормально. Однако под нагрузкой могут появиться люфты

Поэтому, если после замены амортизаторов появился стук – незамедлительно стоит обратить на это внимание выполнявшего ремонт мастера.

Распространенный вопрос: можно ли ездить, если стучит стойка? Ехать можно, но на небольшой скорости и до ближайшей СТО. В подвеске конструкции «Макферсон» стойка выступает в роли одной из двух крепежных точек, удерживающих ступицу. Если разрушится амортизатор – одна из двух связей стойки с ходовой частью будет разорвана, автомобиль потеряет контроль.

Какие последствия, если не менять потекшие амортизаторы

Как отмечалось выше, выход из строя амортизаторов приведет к неравномерному распределению нагрузки между оставшимися работоспособными элементами, что скажется на продолжительности их службы в худшую сторону. При этом машину начнет серьезно качать при движении, что в целом отразится на комфорте от вождения.

Если водителя не пугают раскачивания машины при движении на подтекающих амортизаторах, можно назвать ряд проблем, к которым рискует привести неисправность:

  • Удар по днищу и повреждение элементов. Например, при преодолении «лежащего полицейского» или кочки автомобиль на пружинах может подскочить и при обратном движении удариться днищем о препятствие, что приведет к повреждениям;
  • Возникновение неисправностей в подвеске. Если управлять автомобилем с неисправными или отсутствующими амортизаторами, со временем возникнут проблемы с сайлентблоками, втулками, шаровыми и другими элементами подвески, которые рискую выйти из строя. Происходит это, поскольку колебания машины придется гасить всем элементам подвески;
  • Машина перестанет «слушать водителя» на дорогах. Автомобиль с неисправными амортизаторами очень сильно теряет в плане маневренности и управляемости, что может привести к дорожно-транспортному происшествию.

Как только появились подтеки на амортизаторе, нужно производить его замену. Деталь еще способна поработать несколько дней/недель, но после она вовсе перестанет выполнять свои функции.

(438 голос., средний: 4,53 из 5)

Полезные советы

В кругах бесшабашных водителей есть своя присказка по поводу многих технических проблем: «Это ерунда, на скорость не влияет».

Действительно, снижение эффективности гашения толчков от неровностей никак не сказывается на мощности двигателя. Но на ресурсе других элементов подвески такая неполадка отражается весьма существенно.

Начнем с того, что дряблый амортизатор пропускает жесткие удары от кочек и передает их далее по цепочке.

Частые пробои подвески приводят к разрушению буферов сжатия и преждевременному износу верхних поворотных опор амортизационных стоек. Это происходит, если речь идет о распространенной конструкции передней подвески по схеме «качающаяся свеча».

Ее еще называют «Макферсон». Впрочем, и другие типы подвесок тоже страдают не меньше. Каждая по-своему проявляет себя. Будь то поломка пружин, либо рессорных листов, трещины на кузове, разрыв резинометаллических втулок или разрушение шаровых опор.

Еще более серьезные последствия могут случиться в какой-то критический момент из-за ухудшения управляемости и устойчивости. При вынужденном резком маневрировании, либо при нажатии на акселератор, либо экстренном торможении машина с плохими амортизаторами заваливается на бок, приседает на корму или «клюет носом».

Там, где исправный автомобиль легко и послушно объедет препятствие, другое транспортное средство с негодными демпфирующими элементами может помимо вашей воли совершить разворот или даже кувырок. В этом плане особенно опасна низкая эффективность или полное отсутствие таковой со стороны задних амортизаторов.

Эти детали могут подолгу оставаться сухими и не стучать, но при этом не работать по причине банального износа. В большинстве случаев ресурс амортизаторов составляет от 60 до 100 тысяч км пробега. Здесь многое зависит от манеры езды, состояния дорог и качества установленных изделий.

Как «работает» сухой амортизатор

Ходовая часть 3D

Опять же, чтобы понять суть вопроса, полезно зайти издалека. А именно оттуда, где амортизационная стойка ещё не потекла. То есть, находится в исправном состоянии. Сама по себе она работает очень просто. Когда соответствующее колесо уходит вверх или вниз, нагрузка частично смягчается за счёт пружины подвески. А стойка амортизатора только то и делает, что «придерживает» поступательное движение подвески. Как бы, не позволяет колесу под воздействием резкой нагрузки и пружины слишком быстро перемещаться. Кроме того, амортизатор гасит колебания, которые стремится передать на колесо пружина.

Выполняет стойка эту работу крайне просто. Двигаясь в том или ином направлении, колесо на подвеске толкает или тянет шток амортизатора. Тот, в свою очередь, внутри выполнен в виде поршня, двигающегося в масляной среде. Поскольку поршень не может быстро передавить жидкость в соседний отсек, движение штока сдерживается.

Типовое устройство подвески автомобиля

Теперь рассмотрим, как работает в разных ситуациях исправный амортизатор и тот, что потёк:

При наезде на ямку. Колесо стремится вниз, на дно ямы. Разжимающаяся пружина способствует этому. Однако исправный амортизатор «придерживает» колесо, не давая ему уйти вниз слишком резко. При определённых условиях (небольшая ямка и достаточная скорость автомобиля) колесо может даже «не почувствовать» яму, просто перелетев её. Если же амортизатор потёк, удерживать подвеску в таких ситуациях он не может. Соответственно, получается грубый удар.

При наезде на бугорок. В этом случае исправный амортизатор на первом этапе даже вреден. При наезде на неровность удар смягчается пружиной, а стойка, наоборот, не позволяет «взять» всю ударную нагрузку на себя. Зато, когда колесо доходит до самой высокой точки препятствия, оно по инерции стремится уходить вверх и дальше. А стойка не даёт ему это делать. В результате исключается удар колеса в кузов, и оно быстрее восстанавливается контакт с дорожным покрытием. Когда же стойка сухая, ничего она не сдерживает. На серьёзных бугорках колесо бьёт в кузов, контакт с дорогой долго не восстанавливается, ещё и машина раскачивается под воздействием инерции пружины.

При разгоне. Масса автомобиля смещается назад. Когда при резком ускорении амортизаторы исправны, они не дают носу машины задираться вверх, а корме «приседать»

Особенно это важно, если автомобиль переднеприводный, так как не ухудшается зацеп колёс с дорогой. Когда амортизатор течёт, машина при любом уверенном разгоне выглядит, как тот скоростной катер, глиссирующий по воде.

При маневрировании

Масса автомобиля смещается в сторону, противоположную направлению поворота. Если стойки исправны, то они частично сдерживают сильный крен, что положительно сказывается на безопасности и комфортабельности машины. Дополнительно за это также отвечает стабилизатор поперечной устойчивости. Если же стоки потекли, то автомобиль при каждом резком повороте неприятно и опасно кренится, а после завершения манёвра ещё и раскачиваться будет.

При торможении. Масса автомобиля смещается вперёд. Исправные амортизаторы не дают кузову резко и сильно наклоняться вперёд. Если же стойки потекли, то машина при торможении будет клевать носом. Более того, из-за ещё большего смещения массы ухудшается сцепление задних колёс с дорогой. В случае экстренного торможения это увеличивает тормозной путь и может привести к неуправляемому заносу.

На плохой дороге. Подвеска работает постоянно, стремясь гасить колебания и как можно быстрее возвращать контакт колёс с дорожным покрытием. Если же потекли амортизаторы, удары смягчаются неполностью, колебания не гасятся, а также снижается (иногда пропадает вовсе) управляемость автомобиля.

Из всего этого следует, что сухие стойки оказываются попросту бесполезными. То есть, они не работают.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: