Коленчатый вал и поршневая группа
Мотор оборудован восьмью поршнями. Они выполнены из легкого материала. Поршни устанавливаются в чугунные гильзы. Для предотвращения перепускания смеси воздуха с соляркой в картер поршни оснащены компрессионными кольцами. В зависимости от модификации на поршень модели ЯМЗ устанавливается два или три компрессионных кольца.
Сбалансированная работа мотора осуществляется благодаря обвесам, установленным на коленчатом валу и тяжёлому маховику. Он оснащен зубчатым венцом, используемым для запуска силового агрегата. Коленчатый вал имеет пять коренных и четыре шатунных шейки. На каждой шатунной шейке одновременно крепится два шатуна. Для снижения трения шейки коленвала оснащены подшипниками скольжения.
В передней части коленвала устанавливается шкив ременной передачи. Он приводит в действие водяной насос, генератор постоянного тока, и воздушный компрессор. На задней части изделия устанавливается маховик. Он необходим для стабильной работы агрегата, установки муфты сцепления, и запуска мотора. Маховик устанавливается на коленчатый вал при помощи болтов.
Конкретное применение двигателей ЯМЗ-238: вчера и сегодня
Несмотря на обилие модификаций, конструктивное разнообразие и технологическое разнообразие, двигатели ЯМЗ-238 в большинстве случаев взаимозаменяемы со своими предшественниками, уже снятыми с конвейера. Например, варианты модели ЯМЗ-238 / М2 (их 19 штук — в частности для Урала, речных катеров, МАЗ, КрАЗ и так далее) легко взаимозаменяемы не только с двигателями ЯМЗ-238 / М, выпускавшимися ранее. 1988 г., но и с ЯМЗ-238, поставки которого прекратились в 1985 г.
Армейский «Урал-4320» с двигателем ЯМЗ-238
Конечно, сегодня речь не идет о тех огромных объемах производства восьмицилиндровых двигателей, которые Ярославский завод успешно освоил в годы Советского Союза. Однако в новой России, столкнувшейся с жесткой конкуренцией со стороны зарубежных производителей, двигатели ЯМЗ-238 постоянно востребованы, продолжая оставаться основными силовыми агрегатами новых моделей грузовиков и бульдозеров, тракторов и комбайнов, дорожных катков и скреперов., Дизеля генераторы и буровые платформы, погрузчики и лесорубы, гусеничная и бронированная техника повышенной проходимости, военная и горнодобывающая техника, железнодорожные тележки и гусеничные машины, грузовые автомобили для подземных работ.
Технические характеристики ЯМЗ 238
Параметры двигателя без турбины следующие.
Показатель | Значение |
Рабочий объем, л. | 15 |
Тип топлива | Дизель |
Конфигурация цилиндров | V-образная |
Количество цилиндров | 8 |
Количество клапанов | 16 |
Соответствие эко нормативам | ЕВРО-0/4 |
Диаметр цилиндра, мм. | 130 |
Ход поршня, мм | 140 |
Степень сжатия | 17,5 |
Система охлаждения | Жидкостная |
Заявленный ресурс, км. | 1000000 |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Мощность, л.с. | До 420 |
Полная масса, кг | До 1370 |
Холостые обороты | 600 |
Максимальные обороты | 2100 |
Компрессия в норме, кг/см | 33-38 |
Рабочая температура
Оптималка для мотора ЯМЗ 238 находится в диапазоне от 72 до 98 градусов Цельсия. Так развивается максимальная мощность и эффективность сгорания топлива.
Точный показатель нагрева зависит от типа техники, где мотор установлен.
Расход топлива в час ЯМЗ 238
В зависимости от модификации и типа техники, где мотор смонтирован, ЯМЗ 238 потребляет от 21 до 35 литров на 100 км пробега. Также в модельном ряде имеются вариации с расходом около 40 л/100 км.
Первое техническое обслуживание двигателя ЯМЗ
При первом техническом обслуживании двигателя ЯМЗ необходимо провести следующие работы:
выполнить все операции, предусмотренные ежедневными техническими обслуживаниями;
осмотреть состояние и проверить наружным осмотром герметичность трубопроводов, агрегатов и приборов систем смазки, питания и охлаждения; при необходимости устранить неисправности;
проверить работу приводов управления подачей топлива и механизма остановки двигателя; все шарнирные соединения приводов смазать дизельным маслом;
промыть фильтр центробежной очистки масла;
наполнить смазкой через пресс-масленку полость подшипников водяного насоса до появления смазки из верхнего контрольного отверстия;
проверить надежность затяжки всех наружных резьбовых соединений, обратив особое внимание на крепление стартера, генератора, впускного и выпускного трубопроводов, подвески двигателя и агрегатов системы питания;
проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней привода водяного насоса генератора и компрессора;
проверить свободный ход муфты выключения сцепления; если он окажется меньше 1,2 мм, то сцепление следует отрегулировать;
смазать через пресс-масленку муфту выключения сцепления, сделав шприцем 3-4 хода;
смазать валик вилки выключения сцепления через две пресс-масленки, сделав шприцем два хода;
проверить уровень масла в картере коробки передач, отвернув контрольную пробку; уровень масла должен быть несколько выше нижней кромки отверстия под пробку. Дополнительно через одно-два первых технических обслуживаниях (каждые 100-150 часов работы двигателя) выполнить следующие работы:
заменить масло в системе смазки;
промыть фильтр грубой очистки масла;
промыть фильтрующий элемент и масляную ванну воздушного фильтра
В условиях повышенной запыленности воздуха промывку воздушного фильтра производить чаще, исходя из опыта эксплуатации в данных условиях.
Устройство двигателя
Мотор устроен просто, что обеспечивает надежность и легкость эксплуатации. Блок двигателя чугунный V-образный с разнесением цилиндров под углом 90⁰. Нижневальная компоновка дополняет агрегат и обеспечивает необходимую приемистость.В зависимости от модификации, на мотор ставится атмосферная система подачи воздуха или турбонаддув. Отдельные варианты исполнения имеют по независимой головке на каждом цилиндре, изначально это был один элемент на каждую сторону силовой установки.
Схема работы ЯМЗ 238
Примитивная конструкция агрегата полностью основана на механике. Топливный насос закачивает горючее в цилиндры, где происходит воспламенение.
Коленчатый вал напрямую соединен с распределителем посредством шестеренной передачи. Отсюда происходит активация клапанов, через толкатели и штанги – стандартная последовательность работы нижневального дизеля.
Принцип работы ЯМЗ 238
Полностью аналогичен другим конструкциям дизельного типа. Моторы ЯМЗ работают от сжатия солярки в камере сгорания. Механические приводы топливоподачи и воздушной магистрали полностью лишены электронной составляющей. Это гарантирует необычайную стабильность работы в любых условиях. Минусом подобной конструкции является высокий расход топлива.
Применение двигателя
Двигатель ЯМЗ-238, технические характеристики которого описаны ниже, в базовой комплектации предназначался для установки на автомобили МАЗ и КРАЗ. После модернизации двигатель стали устанавливать на тракторы, катера, краны и другую специализированную технику.
Простота конструкции позволяет использовать двигатель в различных условиях эксплуатации. Система жидкостного охлаждения предотвращает перегрев агрегата при высоких температурах окружающей среды. Модель экономичная и мощная. Ремонт мелких неисправностей осуществляется в полевых условиях без использования специализированного оборудования.
Применение двигателя
Двигатель ямз-238, технические характеристики которого описаны ниже, в базовой комплектации был предназначен для установки на автомобили марки МАЗ и КРАЗ. После модернизации мотор начали устанавливать на трактора, катера, краны и другую специализированную технику.
Простота конструкции позволяет использовать двигатель при различных условиях эксплуатации. Жидкостная система охлаждения не позволяет установке перегреваться при высокой температуре окружающей среды. Модель отличается экономичностью и высокой мощностью. Ремонт мелких неисправностей выполняется в полевых условиях без применения специализированного оборудования.
Блок, головка цилиндров, картер «ЯМЗ-238»
Основанием для монтажа всех узлов и деталей служит блок цилиндров, который отлит из низко-легированного серого чугуна. В приливах-бобышках на стенах блока предусмотрена система масляных каналов, подводящих смазку к подшипникам распределительного и коленчатого валов; к масляному фильтру и к жидкостно/масляному теплообменнику.
Вокруг каждого цилиндрового гнезда образован замкнутый силовой пояс стенками водяной рубашки. Вместе со специальными рёбрами, силовой пояс скрепляет вместе верхнюю и нижнюю плиты (части блока цилиндров), придаёт всей конструкции нужную степень жёсткости. В поперечных стенках блока располагаются пять гнёзд с вкладышами под коренные шейки коленвала. А также пять расточек с бронзовыми втулками, в которых вращается распределительный вал.
Фотография блок цилиндров «ЯМЗ-238»
Головки цилиндров мотора ЯМЗ-238 — четырёхблочные, отлитые из серого чугуна со шлифованной поверхностью и кольцевыми проточками. Газовый стык головки, блока и гильз цилиндров уплотняет единая прокладка с 19-ю уплотнительными элементами. В головках цилиндров размещены впускные и выпускные клапаны с пружинами, коромысла клапанов, стойки коромысел и форсунки.
Сёдла впускных клапанов производятся из чугуна особой марки, выпускных — отливаются из специального жаропрочного сплава. Окончательно сёдла и металлокерамические втулки цилиндров обрабатываются в процессе их запрессовки в головку.
Общие характеристики
Основное отличие старшего брата ЯМЗ-238 от ЯМЗ-236 заключается в количестве рабочих цилиндров. Первый на восемь цилиндров, второй на шесть. Ключевую роль в системе питания двигателя выполняет ТНВД механического типа. Особенность дизеля состоит в установленной на каждый цилиндр одной секции насоса. За счет такого подхода происходит равномерное сгорание дизтоплива. Свое место ТНВД в конструкции ЯМЗ-238 нашел на развале двигателя.
Восемь цилиндров расположены в два ряда, на каждый предусмотрено по два клапана. Ход поршня в ЯМЗ-236 и 238 одинаковый – 140 мм, а диаметр самого цилиндра достигает 130 мм. Мотор практически не перегревается за счет эффективного жидкостного охлаждения.
Агрегат периодически модифицировали и совершенствовали. Однако последующие варианты мало чем отличилась от первоначальной сборки. В силу различных промышленных и военных потребностей конструктора Ярославского завода увеличивали мощность установки. Первоначально она составляла 235 лошадиных сил, но вскоре была увеличена до целых 420 сил. Гильзы цилиндров выполнены из высокопрочного чугуна, что существенно увеличивает максимально возможный ресурс силовой установки.
Другие важные характеристики дизеля:
- Экологическая норма – от Евро 0 до Евро 4;
- Степень сжатия – 17.5;
- Клапанный механизм – OHV;
- Топливо – дизтопливо.
Высокие эксплуатационные характеристики ЯМЗ-238 позволили целому ряду отечественных автогигантов оснащать свои разработки именно этим мотором. ЯМЗ-238 нашел свое применение от МАЗ-500 до МАЗ-6422, оснащали силовым агрегатом ряд автомобилей КрАЗ, КамАЗ-5320 в период с 1976 по 2000 год. Этим же двигателем оснащен российский автобус большого класса – ЛиАЗ-5256. Несмотря на то, что производство 238-го двигателя было прекращено, автозаводом продолжается выпуск комплектующих деталей.
Характерные неисправности ЯМЗ 238
Если посмотреть материал об возможных неисправностях рассматриваемого двигателя, то получиться довольно обширный список. Однако изучив внимательное, станет ясно, что несколько признаков неполадок, связаны с выходом из строя одного узла или механизма. Поэтому имеет смысл рассматривать характерные неисправности 238 мотора не по симптомам и признакам, а по слабым местам силового агрегата ЯМЗ 238.
Чаще всего причиной неполадок являются такие системы и механизмы:
Очень часто причиной многих неисправностей может быть
Топливная система:
- в топливной, часто слабым местом оказывается ТНВД. По причине его неправильной регулировки или загрязнения мотор может троить, не развивать обороты, глохнуть, не заводиться, работать с перебоями;
- может произойти разгерметизация топливной системы. В этом случае воздух будит попадать в топливные магистрали, с вытекающими из этого последствиями;
- засорение топливной магистрали или фильтров. Понятно что при этом возникнет недостаток горючего и мотор нормально работать не сможет.
Неисправности газораспределительного механизма.
Этот узел довольно надёжен, проблемы могут возникнуть с нарушением тепловых зазоров клапанов, при этом возникнет стук в двигателе.
Механические повреждения:
- к механическим повреждениям можно отнести износ поршневой группы. Об этом можно узнать по повышенному расходу масла и синему дыму из выхлопной. Нужно отметить, что преждевременный износ возникает по вине водителей, при неправильном обслуживании;
- трещина в ГБЦ или повреждение прокладки случаются на этом двигателе не редко. Узнать об этом можно будит узнать по белому дыму из выхлопной, это признак попадания в топливо охлаждающей жидкости. Проблему решит замена неисправной детали.
Регулировка клапанов
На самом деле слабых мест у 238 не много. К тому же, мотор простой в обслуживании, исправить любую из возникших проблем не составит особого труда. Поэтому не удивительно, что мотор получил такую популярность и завоевал пол мира.
Засорение воздушного фильтра
Одной из возможных причин проблем с турбиной ЯМЗ 238 на грузовых автомобилях может быть засорение воздушного фильтра
Воздушный фильтр является важной частью системы впуска воздуха в двигатель и его недостаточная проходимость может привести к снижению эффективности работы двигателя
Засорение воздушного фильтра может произойти из-за попадания пыли, грязи, масляных паров и других загрязнений в систему. Это особенно актуально для автомобилей, которые эксплуатируются в условиях пыльных или засоренных дорог. Накопившиеся загрязнения могут привести к сужению проходных отверстий в фильтре, что ограничивает поступление воздуха в двигатель.
Засорение воздушного фильтра может проявиться различными способами:
- Снижение мощности двигателя;
- Увеличение потребления топлива;
- Повышенный уровень шума при работе двигателя;
- Неровная работа двигателя, в том числе пропуски в работе;
- Увеличение выбросов вредных веществ в выхлопных газах.
Если наблюдаются указанные выше признаки, то возможно полное или частичное засорение воздушного фильтра. В данной ситуации требуется провести его очистку или замену. В большинстве случаев необходимо заменить фильтрующий элемент, так как очистка может быть неэффективной или невозможной.
Для предотвращения засорения воздушного фильтра рекомендуется:
- Регулярно проверять его состояние и инспектировать наличие загрязнений;
- Производить замену фильтра по рекомендациям производителя автомобиля;
- Устанавливать качественные фильтры, рекомендованные производителем;
- Проводить очистку воздушного фильтра в соответствии с рекомендациями специалистов.
Своевременное обслуживание и замена воздушного фильтра помогут избежать проблем с турбиной ЯМЗ 238 и обеспечить эффективную работу двигателя автомобиля.
Описание особенностей техобслуживания двигателей ЯМЗ 238
Согласно рекомендаций по сервисному обслуживанию моторов 238-го модельного ряда, плановые работы должны проводиться после пройденного пути, равного не более 20 – 25 000 километров. При плановом техобслуживании проводятся комплексные мероприятия, целью которых является восстановление первоначальных эксплуатационных свойств и технических характеристик рабочих деталей и узлов дизельного двигателя. В руководстве по эксплуатации и ремонтным работам «восьмерки» ЯМЗ, разработанном заводом-изготовителем, указан перечень основных мероприятий по ТО дизеля:
- Замена моторного масла.
- Регулировка зазоров клапанов.
- Смена фильтрующих механизмов.
- Очищение отверстий распыляющих форсунок.
- Регулировка режимов топливного насоса ТНВД.
- Другие процедуры, связанные с техническим обслуживанием двигателя внутреннего сгорания.
Длительность эксплуатации и надежность выполнения функций находятся в прямой зависимости от своевременного ухода за дизельным двигателем. Работы по ТО выполняются с целью профилактики, поэтому необходимо придерживаться рекомендованных сроков.
Разновидности ТО:
- ежедневное обслуживание;
- ТО после обкатки;
- первое ТО-1 (проводится после 500 рабочих часов);
- второе ТО-2 (после 1000 час.);
- сезонное техобслуживание – осуществляется при смене сезонов (подготовка к зиме, переход на летний режим эксплуатации мотора).
Расход топлива дизельным мотором
Расход топлива ЯМЗ-238 на разных типах грузовых автомобилей непостоянен. Количество расходуемого установкой дизтоплива находится в строгой корреляции с весом транспортного средства, модификаций двигателя и прочими ключевыми параметрами. Потребность в «питании» ЯМЗ-238 на грузовом автомобиле КрАЗ или МАЗ будет отличаться от автобусов оснащенных такой же версией установки. Впрочем, проследить закономерность в количество расходуемой солярки различными типами авто вполне реально.
Расход топлива 238-м дизельным мотором на популярных транспортных средствах:
- КамАЗ 5320 – от 30 до 35 литров дизтоплива на 100 км;
- КрАЗ – от 38 до 42 литров в зависимости от модификации;
- МАЗ – от 33 до 40 литров на каждые 100 км пути;
- ЛиАЗ – от 28 до 32 литров в городском цикле.
Рассчитать максимально возможную потребность мотора в топливе для определенного автомобиля можно путем произведения показателя мощности модификации дизеля на удельный расход горючего. Полученный в теории показатель, как правило, на несколько процентов превышает реальный расход. Дело в том, что на практике силовой агрегат не постоянно работает на своем максимуме.
Также стоит учитывать, что отклонение от нормы потребления солярки на грузовых автомобилях увеличивается примерно на 1.5 литра с каждой тонной груза. Плюс ко всему, фактический показатель «аппетита» машины находится в тесной взаимосвязи с такими параметрами, как давление в шинах, качество дизтоплива и моторного масла. Удельный расход двигателя ЯМЗ 238 в час рассчитывается с учетом номинальной мощности транспортного средства. Модификация без турбонаддува мощностью 180 сил расходует на 20% топлива больше, нежели современные дизельные версии с турбонаддувом.
В случае резкого увеличения количества расходуемой грузовиком солярки, в первую очередь необходимо провести диагностику авто. На данный показатель значительно влияет общее техническое состояние транспортного средства
Если наблюдается значительное отклонение от нормы без объективных на то причин – погодные условия, высокая загруженность, — важно в кратчайшие сроки осмотреть автомобиль на предмет обнаружения различных дефектов. Низкое давление в системе, разбалансировка и отклоненное от нормы давления в шинах – все эти факторы вносят значительную лепту в общий показатель расхода топлива
Конструкция дизеля ЯМЗ 238
Дизельные двигатели 238-й линейки конструктивно выполнены по общей схеме с моторами 236-го ряда. С целью уменьшения массы, габаритов механизма, используется рациональная компоновка (цилиндры расположены в виде буквы У, под углом в 90 градусов).
Схема – поперечный разрез дизеля ЯМЗ 2386:
В перечень позиций дизельного двигателя ЯМЗ-238 входит большое количество рабочих узлов, деталей, систем:
- блок цилиндров;
- головки блока цилиндров (2 шт.);
- механизм газораспределения (шестерни газораспределительные, распред вал, толкатели, клапаны, пружины);
- блок-картер;
- поддон;
- шатунно-поршневая группа;
- коленчатый вал;
- топливная аппаратура (топливный насос ТНВД, регулятор числа оборотов, форсунки, топливный фильтр, трубопроводы топливной системы);
- система охлаждения (водяной насос, вентилятор, теплообменник);
- система смазки (масляные фильтры грубой и тонкой очистки, масляный насос);
- выхлопные коллекторы;
- сеть трубопроводов (газо-подводящих, отводящих, водяных);
- электростартер;
- подкачивающий насос низкого давления;
- автоматическая муфта опережения топливного впрыска;
- картер маховика, маховик;
- картер муфты сцепления;
- механизм сцепления.
Основное отличие 238 от базовой модели 236 состоит в использовании различного количества рабочих цилиндров. Это отражается в последних цифрах названия двигателей: 8 и 6, которые соответствуют количеству цилиндров, входящих в данные конструкции.
В отличие от стандартной конструкции двигателя внутреннего сгорания, здесь имеется не одна головка ГБЦ, а две взаимозаменяемые детали. Отдельные агрегаты и узлы двигателей ЯМЗ 238 и 236 высоко унифицированы. Оригинальными считаются те элементы, чьи размеры зависят от количества цилиндров.
Описание силового агрегата ЯМЗ 238
- Серия ЯМЗ238, это семейство новых, четырёхтактных двигателей, которое полностью разрабатывалось отечественными специалистами с чистого листа. Данный двигатель не имеет ни чего общего с предыдущими, двухтактными дизельными моторами.
- Рассматриваемый агрегат имеет V образный восьми цилиндровый БЦ. Угол развала цилиндров, которого 90. Гильзы цилиндров мокрого типа, это значит что рубашка охлаждения, проходит непосредственно вдоль стенок цилиндров. Такая конструкция, обеспечивает более качественное и надёжное охлаждение.
- Ряды цилиндров, по отношению друг к другу, имеют смещение на тридцать пять миллиметров. Такое смещение упрощает конструкцию коленчатого вала, так как позволяет на одну шатунную шейку коленвала устанавливать два шатуна, для разных рядов смежных цилиндров.
- Внутри блока имеются пять опор, они предназначены для коренных шеек коленвала, их диаметр составляет 110 мм. Между опорами и шейками коленвала находятся подшипники скольжения, смазка последних производиться под давлением. Кривошип коленвала обеспечивает длину хода поршня 140 мм. Шатунные шейки меньше коренных, их диаметр равен 88 мм. Шатуны выполнены из специального стального сплава в форме двутавра, их длинна равна 265 мм. Для ШПГ используются алюминиевые поршни высотой 100 мм., и диаметром 130 мм. Поршневой палец имеет диаметр 50 мм.
- Блок картера накрывается 2-мя ГБЦ, выполненными из особо прочного чугуна. Каждая головка имеет 8 клапанов, по 2 клапана на каждый цилиндр. Выпускные клапаны имеют диаметр больший чем выпускные, 61 и 48 мм., соответственно. В работу клапаны приводятся при помощи штанг толкателей, через коромысло. На толкатели непосредственно воздействуют кулачки рапределительного вала. Который разместился в БЦ. Это значит, что двигатель имеет нижние валютную газораспределительную систему. Привод распределительного вала шестерёнчатый, он приводится в работу непосредственно от коленчатого вала.
- Регулировать тепловые зазоры в клапанах необходимо после 500 часов работы. Величина зазора составляет для впуска и выпуска 0,25 и 03 мм соответственно. Регулировку нужно проводить в соответствии с порядком работы цилиндров: 1, 5, 4, 2, 6, 3, 7, 8. Это актуально как для атмосферного, так и для ДВС с турбиной.
- Все двигатели 238 семейства имеют непосредственный впрыск горючего через форсунки 261 или 267. Их давление от 230 до 270 см2/кгс. Для всех видов двигателей, давление масла горячего мотора должно быть на уровне от 4 до 7 см2/кгс. Существует очень похожий мотор ЯМЗ 236, только он имеет на 2 цилиндра меньше, с выпекающимися от сюда последствиями.
Производство 238-й модели продолжается и, в наши дни. Но из-за ужесточения экологических требований их заменяют более чистые моторы ЯМЗ 658 и ЯМЗ 7511.
Устройство двигателя
Все дизельные двигатели ЯМЗ, входящие в семейство 236/238, конструктивно идентичны.
Блок цилиндров представляет собой отливку из низколегированного серого чугуна с V-образным расположением цилиндров.
В связи с тем, что на одной шейке коленчатого вала размещается два шатуна (отдельно для каждого ряда цилиндров). При этом правый ряд цилиндров смещен относительно левого на 35 мм.
- Посадочные места под вкладыши коренных подшипников растачиваются вместе с крышками, поэтому последние устанавливаются в строго определенном положении и имеют соответствующую маркировку.
- Гильзы цилиндров отливаются из чугуна специального сорта. Сверху гильзы уплотняются прокладкой головки блока цилиндров, а снизу – резиновыми кольцами.
- Коленвал силовых агрегатов изготавливается из стали методом горячей штамповки. Для двигателя ЯМЗ 236 коленвал выполняется с тремя шатунными шейками и четырьмя коренными опорами. Двигатель ЯМЗ 238 оснащается коленвалом с четырьмя шатунными шейками и пятью коренными опорами.
- Головка блока цилиндров отливается из того же материала, что и сам блок. Для отвода тепла от головки блока используется водяная рубашка, которая сообщается с водяной рубашкой основного блока. Стык головки и блока уплотняется резиновой прокладкой.
- Механизм газораспределения двигателей – верхнеклапанный с нижним расположением распредвала. Сам вал расположен в развале блока цилиндров. Выполнен он из углеродистой стали с закаленными опорами и кулачками.
- Клапана газораспределительного механизма вместе с пружинами, толкателями и форсунками расположены в головке блока цилиндров. Седла клапанов изготавливаются из жаропрочного сплава и затем запрессовываются в специальные гнезда.
Аналогичным образом устроен и двигатель серии ЯМЗ 240, который представляет собой спаренный ЯМЗ 236. Базовым среди его многочисленных модификаций, мощность которых находится в диапазоне от 360 до 800 л. с., считается мотор ЯМЗ 240 М2, устанавливаемый на 30-ти тонные карьерные самосвалы БелАЗ 7540.
Среди силовых агрегатов этой серии особой популярностью пользуется форсированный турбонаддувом мотор ЯМЗ 240 НМ2, предназначенный для установки на 42-х тонные самосвалы БелАЗ 7547.
Кривошипно-шатунный механизм
Палец поршневой азотированный, имеет увеличенный наружный диаметр. Шатун двутаврового сечения, выполненный из стали, конструкция нижней головки сделана с косым разъёмом. Завершающая обработка шатунов происходит после окончательной сборки. Из-за этого крышки шатунов менять местами категорически запрещено. Для нижней головки шатуна предусмотрены подшипники скольжения, они же сменные вкладыши. Для верхней головки предусмотрена втулка диаметром 56 мм. Её изготовляют из сплава бронзы и стали.
Маховики для коленвала на ЯМЗ 238 используются двух видов, в зависимости от марки зубчатого венца. Маховик под маркировкой (К) устанавливают совместно с модулем венца 4.25, а маховик (Н) предназначается для модуля венца 3.75.
Маховик из чугуна, крепиться к коленвалу через пластину из стали высокой прочности. Болты крепления вкручиваются в отверстия пластины, она общая для всех болтов. Коленчатый вал изготавливается из стали особым способом горячей штамповки. После чего все поверхности изделия дополнительно обрабатываются и покрываются азотированным слоем 0.35 миллиметров. Коленвал имеет пять коренных опор и четыре шатунные шейки. На каждую шейку устанавливаются два шатуна для смежных цилиндров из разных рядов. Для уравновешивания коленвала, предусмотрены противовесы и выносные массы на переднем и задним концах вала. Для модификаций 238БЕ и 238ДЕ коленчатый вал снабжён на переднем конце специальным конусом. На нем закрепляются жидкостный гаситель колебаний, ступица и шкив.
Питание силовой установки
Подача топлива в камеру осуществляется насосом высокого давления, рядного типа. Топливо не проходит через клапанный механизм. Горючее подается при помощи распылителей в цилиндр в момент максимального сжатия.
ТНВД имеет 8 плунжерных пар. Каждая плунжерная пара предназначена для нагнетания горючего под высоким давлением к распылителю определенного цилиндра. Такая конструкция позволяет увеличить ресурс топливного насоса и сделать работу силовой установки сбалансированной.
Подача горючего к плунжерным парам осуществляется топливной помпой низкого давления. Она установлена в одном корпусе с топливным насосом высокого давления. Помпа имеет рычаг для ручной подкачки солярки. Такая конструкция позволяет вручную закачать горючее.
Горючее под высоким давлением поступает к распылителям по металлическим трубопроводам. По достижению необходимого давления солярка подаётся в камеру сгорания. Оставшееся горючее поступает в емкость для топлива.
Обслуживание смазочной системы ЯМЗ 238
Длительность эксплуатационного срока двигателей ЯМЗ 238 полностью зависит от периодичности проведения смазочных операций. Сорт, качество, марка масла для двигателя ЯМЗ 238 также играют важную роль в длительности работы сложного устройства.
Как осуществляется проверка уровня моторного масла:
- Очистить заливное отверстие от грязевых скоплений.
- Извлечь масляный контрольный щуп из корпуса ДВС.
- Протереть насухо салфеткой без ворса.
- Вставить щуп на прежнее место и снова вытащить.
- Определить уровень масла.
- Нормальной считается отметка, находящаяся между обозначениями «Н» и «В» (нижний и верхний уровни).
Если, в результате замера объема масла, отметка находится ближе к нижнему значению, рекомендуется долить необходимое количество свежей порции смазочной жидкости в двигатель через заливное отверстие. Заливная горловина расположена спереди мотора за гидравлической муфтой вентилятора.
В процессе замера уровня производится контроль состояния смазочного материала. Для этого необходимо нанести несколько капель масла на бумажную салфетку белого цвета и изучить следующие параметры моторного масла:
- цвет масляного пятна;
- степень прозрачности;
- наличие инородных включений в виде черных точек и металлической стружки.
При выявлении отклонений качества масла от нормы необходимо произвести замену отработанной жидкости, а также промыть систему смазки дизельного двигателя.
Система питания «ЯМЗ-238»
Топливоподающая система двигателей ЯМЗ-238 относится к разделённому типу. Составные её части следующие: топливный насос высокого давления (со встроенными регулятором и корректором); насос топливоподкачивающий; форсунки; фильтры грубой и тонкой очистки дизельного топлива; топливопроводы низкого и высокого давления.
Функционирование системы питания ЯМЗ-238 происходит следующим образом. Солярка засасывается из топливного бака топливоподкачивающим насосом, проходя при этом через первоначальный фильтр грубой очистки топлива. Далее, по топливопроводу горючее достигает фильтра тонкой очистки, проходит через него и попадает в топливный насос высокого давления.
ТНВД, как настоящая топливо-распределительная станция, в соответствии с порядком работы цилиндров, гонит топливо по топливопроводам высокого давления к форсункам. Через которые оно и распыляется в полости цилиндров. Посредством перепускного клапана в топливном насосе и жиклёра в фильтре тонкой очистки, излишки солярки, вместе с попавшим в систему воздухом, отводятся по специальному топливопроводу обратно в топливный бак. Ту же функцию выполняет и топливопровод, удаляющий излишки топлива, просочившиеся в полость пружины форсунки.
Предлагаем программа внеурочной деятельности в начальной школе с доставкой. Реальные эро истории читайте на sexbab.com. Множество профилей с фотографиями расположено на портале https://vl-dd.com.
Типичные неисправности
Несмотря на практически совершенную конструкцию двигателя, его ресурс и большой запас прочности основных рабочих узлов и агрегатов, дизелю свойственны некоторые неисправности. Впрочем, все эти проблемы наблюдаются и на других дизельных агрегатах, эксплуатируемых на территории стран постсоветского пространства. Зачастую возникают следующие поломки в ходе работы дизеля:
- Нарушение работы топливного насоса высокого давления из-за низкокачественного дизельного топлива;
- Загрязнение или износ газораспределительного механизма по причине несвоевременной замены масляного фильтра и использования неподходящего смазывающего вещества;
- Образование трещин и сколов на подшипниках коленчатого вала из-за чрезмерных высоких нагрузок;
- Износ и образование дефектов на поверхности поршневых колец.
Впрочем, заменить какую-либо составляющую двигателя не составит большого труда. Работу можно выполнить, как самостоятельно, так и поручить специалисту в области дизельных силовых агрегатов. ЯМЗ-238 распространенный мотор, досконально изученный мастерами. Его обслуживание и ремонт обходится сравнительно недорого ввиду обширного количества запасных частей и комплектующих на российском автомобильном рынке.
При этом движок легко поддается капитальному ремонту. Можно продлить продолжительность его работы даже после преодоления 800 тысяч километров пути. Блок цилиндров и коленчатый вал поддаются расточке, а гильзы без проблем шлифуются. В среднем капитальный ремонт обходиться в 150 тысяч рублей, сумма может варьироваться, все зависит от региона и стоимости работ. В любом случае, расходы на капремонт будут значительно меньше, нежели затраты на приобретение другой силовой установки.