Раздатка газ 66 и ее устройство

14.1. ГАЗ. Эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66. Подшипники автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-66 — «ВАЖНО ВСЕМ»

Номер позиции по рис. 176 (175)
Место установки подшипника
Обозначение подшипника
Тип подшипника
Кол-во на 1 автомобиль
Размеры подшипника, мм

внутренний диаметр
наружный диаметр
ширина

3(4)
Ротор центробежного фильтра масла
8102
Шариковый упорный однорядный
1(1)
15
28
9

2(3)
Валик водяного насоса
 
передняя опора
20803
Шариковый радиальный с уплотнением
 
 
1(1)
17
47
15,5

1(1)
задняя опора
 
2070ЗА
1(1)
17
 
40
 
14
 

— (2)
Электромагнитная муфта вентилятора
-(2)

8(8)
Муфта включения сцепления
588911
Шариковый упорный
1(1)
52,388
84,5
20,84

7(7)
Ведущий вал коробки передач
передняя опора
60203
Шариковый радиальный однорядный
1(1)
17
40
12

9(9)
задняя опора
150209К
1(1)
45
85
19

10(10)
Промежуточный вал коробки передач
передняя опора
6Н42207К
Роликовый радиальный
1(1)
35
72
17

12(12)
задняя опора
150307К
Шариковый радиальный с защитной шайбой
1(1)
35
80
21

11(11)
Ведомый вал коробки передач
передняя опора
7х20
Ролик
14

7
20

13(13)
задняя опора
150307К
 
Шариковый радиальный с защитной шайбой
1
35
80
21

19

Ведущий вал раздаточной коробки (передняя опора)

промежуточный вал и привод переднего моста

5

20
Ведущий вал радаточной коробки (задняя опора)
922205
Роликовый радиальный
1
25
52
15

21
Ведомый вал раздаточной коробки
передняя опора
50309
Шариковый радиальный
1
45
100
25

22
задняя опора
208
1
40
80
18

23(14)
Шарниры карданных валов привода моста
804704
Роликовый без внутреннего кольцо
24(12)
22
35
26,5

-(15)
Опора промежуточного карданного вала
114
Шариковый радиальный однорядный
-(1)
70
110
20

24(16)
Ведущая шестерня моста
передняя опора (передний подшипник)
27308У
Роликовый конический
2(1)
40
90
25,5

25(17)
передняя опора (задний подшипник)
27709У1
2(1)
45
100
32

26(18)
Задняя опора
2Н102605
Роликовый радиальный
2(1)
25
26
24

27(19)
Коробка сателлитов
807813У
Роликовый конический
4(2)
65
110
30,5

34
Шкворень поворотного кулака переднего моста
27307
4
35
80
23

28(21)
Ступицы передних и задних колёс
внутренние
7515
4(2)
75
130
33,5

29(20)
наружные
807813К1 (807913У)
4(2)
65
110
30,5

30(22)
Вал рулевого управления
636905
Шариковый радиальный
2(1)
23,5
36,5
14

31
Шарнир привода рулевого управления
904700
Роликовый без внутреннего кольца
7
10
19
9

32(23)
Червяк рулевого управления
верхняя опора
977908К
Роликовый конический без внутреннего кольца
2(1)
40,62
66
13,5

-(25)
задняя опора
987910К
-(1)
40,62
68
21

33(24)
Вал сошки рулевого управления
922205
Роликовый радиальный без внутреннего кольца
1(1)
25
52
15

-(4) 5(5)
Якорь генератора
передняя опора
303
Шариковый радиальный
1(1)
17
47
14

6(5)
задняя опора
202
1(1)
15
35
11

14
Червяк редуктора лебёдки
27709У1*
Роликовый конический
2
45
100
32

15
Опора промежуточного карданного вала привода лебёдки
530206К1*
Шариковый радиальный с уплотнением
2
30
62
24

16
Шарнир карданного вала привода лебёдки
704702К*
Роликовый без внутреннего кольца
16
16,3
30
25

17
Ведомый вал и блок промежуточных шестерен коробки отбора мощности
306*
Шариковый радиальный
4
30
72
19

18
Ось шестерни привода коробки отбора мощности
64903*
2
19,05
28,588
36,4

4
Коленчатый вал компрессора
206
2
30
62
16

Примечание:  * -применяются только на автомобиле ГАЗ-66-02
В скобках обозначены подшипники применяемые на автомобиле ГАЗ-53А

Деталь — коробка — передача

Основные дефекты деталей коробки передач: износ и выкрашивание зубьев шестерен, износ шлицев валов и шестерен, износ шеек валов под подшипники, погнутость вилок, износ выемок ползунов под фиксаторы и замки, трещины и обломы на картере, повреждение резьбы, износ мест посадки подшипников в картере.

Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно очистить и промыть, чтобы устранить и растворить все остатки смазки.

Для смазки деталей коробок передач, главных передач ведущих мостов, рулевых механизмов автомобилей применяют трансмиссионные масла. В качестве автомобильных трансмиссионных масел могут быть использованы: высокоочищенные нефтяные остаточные масла; масла, полученные на основе экстрактов ( отходов) масел; смеси остаточных продуктов с маловязкими маслами.

Снятие ( установка стопорного кольца с ведомого вала.| Детали рычага переключения передач.

Перед осмотром детали коробки передач нужно тщательно очистить и промыть, чтобы устранить и растворить все остатки смазки.

Кернение гайки подшипника первичного вала.

Перед сборкой все детали коробки передач должны быть смазаны для предотвращения задиров в начальный период работы коробки.

Какому ремонту подвергают детали коробки передач и карданной передачи.

Нагрев отдельных мест или деталей коробки передач и раздатки выше температуры 50 С зимой или 60 С летом не допускается.

Чтобы обеспечить наименьший износ деталей коробки передач, необходимо регулярно подтягивать соответствующие соединения и при необходимости регулировать привод механизма управления переключением передач, своевременно очищать ( отверстие, соединяющее внутреннюю полость картера с атмосферой и предотвращающего тем самым возникновение в коробке передач повышенного давления) от пыли, следить за уровнем масла и его качеством в картере коробки передач, не допускать утечки масла через сальники и прокладки.

По окончании испытаний осматривают состояние деталей коробок передач, раздаточных коробок, задних мостов и делают заключение о свойствах масла.

По условиям работы и назначению детали коробки передач разделяются на три группы: механизм фрикционов, механизм реверса и механизм поездного и маневрового режимов.

Характерным примером разностойкости деталей могут служить детали коробки передач трактора ДТ-54А. По данным НТО сельского и лесного хозяйства, венцы шестерен I и IV передач этой коробки имеют ресурс работы в среднем около 5100 га, а подвижная шестерня II и III передач — до 2100 га. В процессе ремонта при необходимости заменить эту подвижную шестерню приходится заменять и спаренные с ней венцы шестерен II и III передач, а также подвижную шестерню I и IV передач и вторичный вал. Если эти детали будут сохранены, поскольку в момент ремонта они еще не утратили всего ресурса работоспособности, то коробку придется, снова разбирать после выработки следующих 500 — 600 га.

Это требование обусловлено необходимостью предотвратить поломку деталей коробки передач при запусках и работе в зимнее время года, особенно, когда машины не имеют гаража.

Число зубьев и модули.

Типы раздаточных коробок

По числу передач:

  1. Одноступенчатые. Применяются на полноприводных легковых автомобилях, основная функция – ограничение нагрузок на трансмиссию.
  2. Двухступенчатые. Удваивает число передач, увеличивает диапазон передаточных чисел, и за счет этого повышает тягу. Устанавливается на грузовые машины.

Схема раздаточной коробки ГАЗ 66

По расположению ведомых валов:

  1. Соосные. Устанавливаются на большинство автомобилей. Их конструкция обеспечивает легкую установку межосевых дифференциалов. Кроме того, крутящий момент распределяется с учетом вертикальных нагрузок. Передний мост включен постоянно, что делает управление раздаткой более простым. Дополнительно с такими коробками обязательно устанавливается устройство для блокировки межосевого дифференциала, чтобы обеспечить движение при буксовании колес.
  2. Несоосные раздаточные коробки, как правило, не оснащаются дифференциалами. Это влечет за собой необходимость отключать передний мост при движении по дорогам с твердым покрытием. В противном случае это приведет к неравномерному распределению мощности и ускоренному износу шин. Одновременно блокируется пониженная передача, чтобы ограничить передачу чрезмерного крутящего момента на задний мост.

По приводу ведомых валов:

  • с дифференциальным приводом;
  • с блокированным приводом.

С дифференциальным приводом

Дифференциальный привод обеспечивает передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомым через особое устройство – дифференциал. Он обеспечивает оптимальное распределение вращения между осями автомобиля. Устройства различаются между собой по конструкции и местоположению.

С блокированным приводом

Главная особенности такой коробки – она обеспечивает синхронное вращение колес, установленных на разных мостах. Однако по-настоящему синхронное движение возможно только на идеально ровной дороге. На практике одновременное вращение колес приводит к так называемой «циркуляции мощности» в трансмиссии. В результате на детали трансмиссии и шины приходится повышенная нагрузка.

Кроме того, существуют раздатки со смешанным приводом. В такой конструкции одни ведомые валы имеют одинаковую угловую скорость, а другие соединены через дифференциал.

Сборка коробки передач ГАЗ-66, ГАЗ-53

 Перед сборкой все детали коробки передач смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской. Прокладки и сальники при сборке устанавливают только новые.

Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учесть следующее.

Ведущий вал и шестерню третьей передачи подсобрать с блокирующими кольцами синхронизатора. При сборке должны быть обеспечены:

— площадь прилегания кольца к валу не менее 70% поверхности конуса ведущего вала;

— зазор между торцами прямозубого венца ведущего вала и блокирующего кольца в пределах 0,8— 1,25 мм;

— при необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца; гайку крепления шарикового подшипника ведущего вала затянуть (момент 30 кГм) и закернить над пазом вала (рис.

Подобрать по шлицам ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода. Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Угловой люфт на шлицах должен быть не более 0,I8мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни.

Осевой люфт шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должен быть не более 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм. После подбора расположение шлиц сопряженных деталей замаркировать краской.

Подобрать муфту по шлицам ступицы синхронизатора. Этот подбор должен обеспечить:

— боковой зазор в пределах 0 — 0,01 мм и легкое перемещение деталей без ощутимого бокового зазора;

— продольный люфт муфты в крайних ее положениях не более 0,2 мм и биение торцов канавки под вилку переключения не более 0,18 мм при проверке на шлицевой оправке.

На рис. 2 показана установка сухарей и пружины синхронизатора, а на рис.

3 — запрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал.

При сборке головки штока заднего хода стопор пружины завернуть заподлицо с торцом корпуса и закернить его в четырех точках.

Ось блока заднего хода запрессовать заподлицо с поверхностью задней стенки картера. Ось блока установить так, что если смотреть на торец оси сзади (по ходу автомобиля), то ее лыски были бы обращены в сторону промежуточного вала и располагались симметрично относительно горизонтальной оси блока. На части автомобилей лыски отсутствуют.

Заглушку переднего подшипника промежуточного вала запрессовать на герметизирующей пасте заподлицо с передней стенкой картера.

Гайку крепления шарикового подшипника промежуточного вала завернуть (момент 25 кГм) и закернить над пазом вала. Запрессовка этого подшипника показана на рис. 4.

При установке ведущего вала (рис.

5) в отверстие картера коробки передач следить за тем, чтобы выемка на прямозубом венце и конусе вала находилась внизу.

Сальник ведомого вала запрессовать заподлицо с наружным торцом крышки.

Гайку крепления фланца на ведомом валу затянуть (момент 25 кГм).

Инструмент для сборки и разборки коробки передач показан на рис. 6.

Собранную коробку передач поставить на стенд и испытать без нагрузки при скорости вращения 750 об/мин ведомого вала в течение одной минуты без заливки масла на шум, нагрев и легкость переключения на всех передачах.

Установка коробки передач на автомобиль ГАЗ-53А.

1. При помощи подъемного приспособления установить коробку передач на картер сцепления.

2. Поставить вентиляционный лючок с правой стороны картера сцепления. Установить колпачковую масленку подшипника сцепления (подшипник в сборе с муфтой и шлангом колпачковой масленки устанавливают до установки коробки).

3. Поставить вилку выключения сцепления.

4. Поставить и зашплинтовать тягу вилки выключения сцепления.

5. Установить возвратную пружину вилки.

6. Отрегулировать длину тяги вилки выключения сцепления.

7. Поставить рычаг ручного тормоза в сборе.

8. Соединить тягу ручного тормоза с рычагом на коробке,

9. Отрегулировать ручной тормоз.

10. Закрепить промежуточную опору карданного вала.

11. Соединить фланцы карданного вала и ведомого вала коробки передач.

12. Присоединить трос привода спидометра.

13. Заправить коробку передач маслом.

14. Поставить крышку трансмиссии.

15. Установить рычаг управления коробкой передач.

16. Установить защитный колпак верхней крышки.

17. Поставить коврик пола кабины.

Коробку передач на автомобиль ГАЗ-б6 устанавливают в последовательности, обратной ее снятию.

Разборка и сборка КПП

Для того, чтобы провести дефектовку с последующим ремонтом, коробку передач необходимо разобрать.

Так выглядит разобранная КПП на ГАЗ 3307

Какие бы предположения не были о возможных дефектах, точно определить детали, подлежащие замене, можно только при тщательном визуальном осмотре.

После снятия коробки и слива масла можно приступать к ее разборке. Разборку следует начинать с демонтажа крышки с механизмом переключения передач. Для этого устанавливаем рычаг КПП в нейтральное положение и отворачиваем шесть болтов крепления крышки.

Затем откручиваем четыре болта фланца первичного вала и снимаем его. Следующим шагом следует вынуть первичный вал. Первичный вал вынимается в положении, когда проточка на прямозубой шестерне находится внизу корпуса. Если вал сидит плотно в посадочном месте, то для его демонтажа будет необходим специальный съемник.

В последнюю очередь демонтируется блок шестерен промежуточного вала и блок шестерен задней передачи. Сначала снимаем заднюю крышку промежуточного вала и пластину, которая упирает ось блока шестерен заднего хода. Затем выпрессовываем подшипник промвала и демонтируем сам блок шестерен. Вынимаем ось заднего хода и достаем из картера малый блок шестерен.

Ремонт КПП

Контроль изношенности коробки передач осуществляется только во время ее разборки.
При этом рекомендуется тщательная промывка деталей, чистка масляных каналов и последующий осмотр деталей на предмет обнаружения сколов, трещин, особое внимание следует уделить состоянию зубьев на первичном и вторичном валу, а так же состоянию шестерней заднего хода. Каждый из компонентов КПП подлежит замене в случае обнаружения серьезных повреждений

Установка коробки передач

Установку КПП можно производить своими руками, самое главное — учесть все рекомендации производителя по соединению с другими деталями автомобиля.

Цена установки

За установку механиками в сервисном центре можно отдать от трех до пяти тысяч рублей. Цена переборки коробки передач стоит примерно столько же, без учета запчастей на замену.

Сборка коробки передач ГАЗ-66, ГАЗ-53

Перед сборкой все детали коробки передач смазать для предотвращения задиров в начальный период работы. Резьбовую часть болтов перед постановкой смазать краской

Прокладки и сальники при сборке устанавливают только новые.

Собирают коробку передач в последовательности, обратной разборке. При этом необходимо учесть следующее.

Ведущий вал и шестерню третьей передачи подсобрать с блокирующими кольцами синхронизатора. При сборке должны быть обеспечены:

— площадь прилегания кольца к валу не менее 70% поверхности конуса ведущего вала;

— зазор между торцами прямозубого венца ведущего вала и блокирующего кольца в пределах 0,8— 1,25 мм;

— при необходимости притереть конусные поверхности вала и кольца; гайку крепления шарикового подшипника ведущего вала затянуть (момент 30 кГм) и закернить над пазом вала (рис. 1).

Подобрать по шлицам ведомого вала скользящую шестерню первой передачи и заднего хода.

Подбор должен обеспечить отсутствие ощутимого углового люфта при свободном скольжении шестерни по шлицам вала. Угловой люфт на шлицах должен быть не более 0,I8 мм при проверке на радиусе начальной окружности шестерни.

Осевой люфт шестерни первой передачи и заднего хода на валу при подборе должен быть не более 0,05 мм при замере на радиусе 75 мм.

После подбора расположение шлиц сопряженных деталей замаркировать краской.

Подобрать муфту по шлицам ступицы синхронизатора. Этот подбор должен обеспечить:

— боковой зазор в пределах 0 — 0,01 мм и легкое перемещение деталей без ощутимого бокового зазора;

— продольный люфт муфты в крайних ее положениях не более 0,2 мм и биение торцов канавки под вилку переключения не более 0,18 мм при проверке на шлицевой оправке

На рис. 2 показана установка сухарей и пружины синхронизатора, а на рис. 3 — запрессовка скользящей муфты со ступицей на ведомый вал

При сборке головки штока заднего хода стопор пружины завернуть заподлицо с торцом корпуса и закернить его в четырех точках.

Ось блока заднего хода запрессовать заподлицо с поверхностью задней стенки картера.

Ось блока установить так, что если смотреть на торец оси сзади (по ходу автомобиля), то ее лыски были бы обращены в сторону промежуточного вала и располагались симметрично относительно горизонтальной оси блока. На части автомобилей лыски отсутствуют.

Заглушку переднего подшипника промежуточного вала запрессовать на герметизирующей пасте заподлицо с передней стенкой картера.

Гайку крепления шарикового подшипника промежуточного вала завернуть (момент 25 кГм) и закернить над пазом вала. Запрессовка этого подшипника показана на рис. 4.

При установке ведущего вала (рис. 5) в отверстие картера коробки передач следить за тем, чтобы выемка на прямозубом венце и конусе вала находилась внизу.

Сальник ведомого вала запрессовать заподлицо с наружным торцом крышки.

Гайку крепления фланца на ведомом валу затянуть (момент 25 кГм).

Инструмент для сборки и разборки коробки передач показан на рис. 6.

Собранную коробку передач поставить на стенд и испытать без нагрузки при скорости вращения 750 об/мин ведомого вала в течение одной минуты без заливки масла на шум, нагрев и легкость переключения на всех передачах.

Установка коробки передач на автомобиль ГАЗ-53А.

1. При помощи подъемного приспособления установить коробку передач на картер сцепления.

2. Поставить вентиляционный лючок с правой стороны картера сцепления. Установить колпачковую масленку подшипника сцепления (подшипник в сборе с муфтой и шлангом колпачковой масленки устанавливают до установки коробки).

3. Поставить вилку выключения сцепления.

4. Поставить и зашплинтовать тягу вилки выключения сцепления.

5. Установить возвратную пружину вилки.

6. Отрегулировать длину тяги вилки выключения сцепления.

7. Поставить рычаг ручного тормоза в сборе.

8. Соединить тягу ручного тормоза с рычагом на коробке,

9. Отрегулировать ручной тормоз.

10. Закрепить промежуточную опору карданного вала.

11. Соединить фланцы карданного вала и ведомого вала коробки передач.

12. Присоединить трос привода спидометра.

13. Заправить коробку передач маслом.

14. Поставить крышку трансмиссии.

15. Установить рычаг управления коробкой передач.

16. Установить защитный колпак верхней крышки.

17. Поставить коврик пола кабины.

Коробку передач на автомобиль ГАЗ-б6 устанавливают в последовательности, обратной ее снятию.

Источник статьи: http://autoruk.ru/gaz-66/transmissiya-gaz-66/sborka-korobki-peredach-gaz-66-gaz-53

Заключение

Обслуживание раздаточной коробки ГАЗ 66 – ответственная операция. Необходимо выполнять ее своевременно. Подробная инструкция, схема переключения передач ГАЗ 66 и другие полезные материалы можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля и интернете.

Газ 66 схема трансмиссии

«Дело было вечером — делать было нечего»…

Возник у меня вопрос по поводу ГАЗ-66: почему при самоблокирующихся мостах иногда возникает ощущение, что «гребут не все колеса»? И как-то раз я решил наглядно посмотреть, что же все таки происходит?

С учетом того, что сидя за рулем я редко вижу колеса в работе — пришлось использовать камеру.

На этом видео заметно, что мне так и не удалось заблокировать оба моста. Хотя на другом видео заблокированы оба и все четыре колеса одновременно крутятся.

Что в итоге? Работа кулачкового дифференциала повышенного трения хорошо расписана K444OT : www.drive2.ru/b/1689059/ и с технической стороны добавить нечего.

И если я все правильно понял, то в некоторых случаях — когда коэффициент трения превышает определенный показатель — 0,8 от суммарного усилия, дифференциал блокируется или не блокируется.

Но исходя из этого — диагональное вывешивание на двух колесах может обездвижеть машину! Этот вариант категорически не мог устраивать военных для «автомобиля повышенной проходимости». И это действительно не так — при определенных условиях мост заблокируется.

Чтобы заблокировать мост необходим резкое усилие, которое зачастую происходит не осознанно когда вы застряли и начали раскачкой выбираться. И если необходимо осознанно заблокировать мосты, можно выполнить следующие действия:

1. Пониженная передача2. Добавим газу3. Нажимаем тормоз4. Резко отпускаем сцепление

Должны раздаться один/два щелчка в мостах, что будет означать что мосты заблокированы. Главное, чтобы это не был звук рассыпавшегося редуктора или дифференциала

Конечно, везде нужна мера и даже с использованием военной техники необходимо понимать процессы, которые происходят внутри. А то уже был опыт торможения ручником ( motor-man ) и бросания сцепления с последующей заменой диска ( jeks0n ).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: