Распределительный вал

Как совместить метки коленвала и распредвала на 402 двигателе. двс 402 метки грм

6.11. Замена распределительных валов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Снимаем наконечники свечей зажигания вместе с высоковольтными проводами, катушки зажигания (можно только отсоединить разъемы, оставив их на клапанной крышке), тросик привода дроссельной заслонки и, отсоединив провода от датчиков систем смазки и охлаждения, вынимаем жгут проводов из скоб крышки головки блока (см. соответствующие разделы).

Сливаем охлаждающую жидкость и снимаем верхние шланги радиатора
(см. Снятие радиатора) и датчик массового
расхода воздуха вместе с воздуховодами (см. соответствующий раздел).

Отверткой, ослабив хомуты, снимаем большой…

…и малый шланги системы вентиляции картера.

Ключом “на 12” отворачиваем винты крепления крышки головки блока…

…и снимаем крышку.

Головкой “на 36”, выставляем коленчатый вал в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра, поворачивая его за болт крепления шкива (риска на шкиве коленчатого вала должна совпасть с выступом на передней крышке блока цилиндров, а метки на звездочках распределительных валов – у верхних кромок головки блока).

Ключом “на 12” отворачиваем четыре болта и снимаем переднюю крышку головки блока.

Снимаем верхний гидронатяжитель (см. Снятие
и установка гидронатяжителей
).

Шестигранным ключом “на 6” отворачиваем два винта и снимаем верхний успокоитель цепи.

Отвернув шестигранным ключом “на 6” два винта, снимаем средний успокоитель цепи.

Ключом “на 17” отворачиваем болт крепления звездочки распределительного вала выпускных клапанов, удерживая вал ключом “на 30”.

Снимаем звездочку. Аналогично снимаем звездочку со второго распределительного вала.

Ключом “на 12” отворачиваем четыре болта крепления передней крышки распределительных валов. Последовательно, по полоборота, ослабляем затяжку болтов крепления крышек распределительного вала, до тех пор, пока пружины клапанов не перестанут поджимать валы и отворачиваем болты.

Снимаем переднюю крышку…

…и остальные крышки.

Снимаем распределительные валы.

Ключом “на 12” отворачиваем болт крепления пластины датчика фазы и устанавливаем ее на новый вал выпускных клапанов.

Монтируем новые распределительные валы в обратной последовательности, смазав моторным маслом постели в головке и крышках, опорные шейки валов. Вал выпускных клапанов с пластиной для датчика фаз устанавливаем штифтом вправо (глядя спереди), а впускных – штифтом вверх. При этом валы находятся в устойчивом положении. Каждую крышку устанавливаем на свое место, согласно порядковому номеру, выбитому на ней.

Схема установки и клеймения крышек распределительных валов:
I – передняя крышка;
II – вал впускных клапанов;
III – вал выпускных клапанов.

Отсчет ведем от передней крышки, начиная с вала впускных клапанов. Ключом поворачиваем вал впускных клапанов против часовой стрелки. Номер должен быть обращен к наружной стороне головки. Звездочки монтируем вместе с цепью, начиная с “выпускного” вала. Обязательно убедитесь, чтобы при натянутой правой ветви цепи метки на звездочках находились напротив верхней кромки головки блока. После установки гидронатяжителя проверьте совпадение всех меток на звездочках и шкиве.

Особенности конструкции механизма газораспределения ЗМЗ-402 ГАЗ-2705

Впускная труба изготовлена из алюминиевого сплава, выпускной коллектор прилегающий к головке цилиндров обработан в сборе с неплоскостностью 0,2 мм, поэтому разборка узла без необходимости нежелательна. Средняя часть впускной трубы подогревается отработавшими газами, проходящими по выпускному коллектору Степень подогрева можно регулировать вручную при помощи поворачивающейся заслонки 3 в зависимости от сезона.

При повороте сектора 2 в положение, при котором метка ((зима)) находится против стопорной шпильки, подогрев смеси наибольший; при повороте в положение метки лето подогрев наименьший.

Рис. Впускная труба и выпускной коллектор: 1 — гайка; 2— сектор регулировки подогрева; 3 — заслонка; 4— выпускной коллектор; 5— впускная труба; А — положение заслонки при наименьшем подогреве — ((лето)); В — положение заслонки при наибольшем подогреве — ((зима))

Распределительный вал — чугунный, литой со стальной шестерней привода масляного насоса и датчика-распределителя зажигания;

имеет пять опорных шеек разных диаметров (для удобства сборки):

первая — 52 мм, вторая — 51 мм, третья — 50 мг четвертая — 49 мм, пятая — 48 мм.

Шейки опираются непосредственно на поверхность расточек в алюминиевом блоке цилиндров.

Рабочая поверхность кулачков и эксцентрика привода топливного насоса отбелена до высокой твердости при отливке распределительного вала.

Зубья шестерни привода масляного насоса закалены. Профили впускного и выпускного кулачков одинаковы.

Кулачки по ширине шлифованы на конус.

Коническая поверхность кулачка в сочетании со сферическим торцом толкателя при работе двигателя сообщает толкателю вращательное движение. Вследствие этого износ направляющей толкателя и его торца делается равномерным и небольшим.

Впускная труба и выпускной коллектор 1-го и 4-го цилиндров соединены между собой в один узел через прокладку четырьмя болтами.

Рис. 2 Привод распределительного вала: 1 — болт; 2— шайба; 3 — шпонка; 4— шестерня; 5— крышка распределительных шестерен; 6 — упорный фланец; 7— распределительный вал; 8— 9 распорная втулка

Распределительный вал 7 приводится во вращение от коленчатого вала косозубой шестерней 4. На коленчатом валу находится стальная шестерня с 28 зубьями, а на распределительном валу — текстолитовая шестерня с 56 зубьями.

Применение текстолита обеспечивает бесшумность работы шестерен.

Обе шестерни имеют по два отверстия с резьбой М8х1 25 для съемника. Распределительный вал вращается в 2 раза медленнее коленчатого.

От осевых перемещений распределительный вал удерживается упорным стальным фланцем 6, который расположен между торцом шейки вала и ступицей шестерни с зазором 01—0,2 мм.

Осевой зазор обеспечивается распорным кольцом 8, зажатым между шестерней и шейкой вала. для улучшения приработки поверхности упорного фланца фосфатированы.

Шестерня закреплена на распределительном валу при помощи шайбы 2 и болта 1 с резьбой М12х1,25. Болт ввертывается в торец вала.

Рис. 3 Установочные метки на распределительных шестернях На шестерне коленчатого вала против одного из зубьев нанесена метка а против соответствующей впадины шестерни распределительного вала нанесена риска или засверловка.

При установке распределительного вала эти метки должны быть совмещены. Распределительный вал обеспечивает следующие фазы газораспределения: впускной клапан открывается с опережением на 12° до прихода поршня в ВМТ, закрывается с запаздыванием на 60° после прихода поршня в НМТ, выпускной клапан открывается с опережением на 54° до прихода поршня в НМТ и закрывается с запаздыванием на 18° после прихода поршня в ВМТ.

Указанные фазы газораспределения действительны при зазоре между коромыслом и клапаном, равном 0,5 мм.

Коромысла клапанов 8 одинаковые для всех клапанов, стальные, литые

В отверстие ступицы коромысла запрессована втулка, свернутая из листовой оловянистой бронзы.

На внутренней поверхности втулки сделана канавка для равномерного распределения масла по всей поверхности и для подвода его к отверстию в коротком плече коромысла.

Технические характеристики в цифрах

Основные параметры двигателя (на примере модели ЗМЗ-4022-10):

  • рабочий объем цилиндров — 2445 см³;
  • мощность — 100 л. с. при частоте вращения вала 4200 об/мин;
  • крутящий момент — не выше 182 Н*м в диапазоне от 1800 до 2200 об/мин;
  • диаметр цилиндра и ход поршня — 92х92 мм;
  • геометрическая степень сжатия — 8,2 единицы;
  • соответствие экологическим нормативам — не выше Евро-0;
  • удельный часовой расход бензина — не менее 215 г/л. с.

За годы производства Заволжский моторный завод отгружал потребителям несколько десятков модификаций, которые могли работать на бензине сортов А-76(80) или АИ-93(А-92).

Изменение степени сжатия достигалось путем подрезки нижней плоскости головки и сокращения объема камер сгорания. Масса мотора находилась в диапазоне 181-184 кг (вес зависел от навесного оборудования и типа головки блока).

Модификация под бензин А-76 создавалась для автомобилей Волга, поставлявшихся в таксопарки, а также использовалась на коммерческих машинах УАЗ, РАФ и ЕрАЗ.

Интересный материал тут: уаз буханка объем топливных баков

GAZ Gazelle Skat-8 › Logbook › Запрессовка втулок клапанов ЗМЗ-402

Приветствую своих подписчиков и гостей!В этом посте хотел бы поделится своим опытом с вами и описать процесс запрессовки втулок клапанов в ГБЦ. Да и так след оставить на случай вдруг «оперативная память» обнулится. Если поискать в интернет или на драйве, то каждый найдет для себя нужную информация, но для меня она оказалась разрозненной. Поэтому погнали!

1) Первая засада — это втулки кланов продают с большим припуском, примерно 1 мм, т.е. отверстие во втулке примерно 8 мм.

Прежде чем запрессовывать нужно на токарном станке рассверлить (самый лучший вариант до диаметра 8,85 мм). Если этого не сделать, то потом придется разворачивать втулку на ГБЦ два-три раза. Естественно легкий путь не для нас, поэтому идем вторым путем.

2) Перед запрессовкой нагреваем ГБЦ. Нагревать можно разными путями, но самый эффективный оказался, если разместить ГБЦ на подставках прямо над инфракрасной газовой горелкой. Несколько минут и голова поджаривается основательно

3) После нагрева ГБЦ, зарядив патрон втулку на запрессовщик, смазываем поверхность втулки маслам. Лучше всего ТАД-17, т.к. у него высокие антизадирные свойства.

И без фанатизма с помощью двух гаечных ключей и начинаем запрессовывать втулки на свои места.

Здесь нужно учитывать, что все втулки со стопорными кольцами, а их всего 4 штуки, нужно установить на впускные окна. Втулки, без стопорных колец, нужно устанавливать на выпускные окна. Над поверхность ГБЦ втулки должны выступать на величину 20 мм

Конструкция и устройство 3M3-402

Семейство моторов ЗМЗ-402 построено на базе унифицированного 4-цилиндрового рядного блока. Двигатель оснащен системой принудительного жидкостного охлаждения, в контуре предусмотрен термостат.

Для подготовки топливной смеси использован карбюратор с падающим потоком, инжекторные модификации не вышли из стадии опытных образцов.

В 80-е гг. для машин ГАЗ-3102 собирали 105-сильную версию с форкамерно-факельным зажиганием. Моторы отличались головкой блока с дополнительным клапаном и форкамерой и имели сниженный расход топлива.

Мотор 3M3-402.

Блок цилиндров

Блок изготовлен по технологии литья (под давлением или в кокиль) из алюминиевого сплава с высокой механической прочностью.

Применены чугунные сменные гильзы, метод крепления деталей зависит от способа литья блока. Рубашка охлаждения открытого типа, для фиксации головки в верхней части отливки предусмотрены бобышки.

Головка блока цилиндров

Алюминиевая 8-клапанная головка является общей для всех цилиндров и имеет полусферические камеры сгорания. Отливка проходит цикл термической обработки для повышения прочности.

Седла клапанов изготовлены из специального чугуна, направляющие выполнены из металлокерамического композитного материала. Головка крепится к блоку на шпильках, между деталями расположена прокладка толщиной 1,5 мм (в зажатом состоянии).

Алюминиевая головка блока цилиндров.

Кривошипно-шатунный механизм

Стальной коленчатый вал имеет 5 опор, крышки подшипников выполнены из чугуна и обрабатываются совместно с блоком. Алюминиевые поршни с плоским днищем имеют прямоугольные канавки для 2 компрессионных и 1 маслосъемного кольца.

На концах коленчатого вала установлены шестерня привода газораспределительного механизма и маховик, обеспечивающий равномерную работу мотора.

Система смазки двигателя

Двигатель имеет принудительную систему смазки с шестеренным насосом, имеющим привод от коленчатого вала. Запас масла находится в поддоне, в контуре предусмотрен фильтр для отделения грязи и продуктов износа.

Рекомендуем почитать здесь: датчик давления масла змз 409

При падении напора ниже допустимого предела включается контрольная лампа красного цвета, расположенная в приборной панели. Предусмотрен сотовый радиатор с краном для принудительного отключения, обеспечивающий охлаждение масла.

Система зажигания

Мотор оборудован электронным зажиганием с коммутатором и катушкой, питание подается от аккумуляторной батареи. Порядок работы цилиндров 1-2-4-3, свечи ввернуты в головку блока. На боковине картера находится распределитель с вакуумным корректором угла опережения, имеющий привод от коленчатого вала.

Двухконтурное зажигание ЗМЗ 402.

Подготовительные работы

Шаг 1: Очистка и инструменты

Перед установкой распредвала на двигатель требуется достаточно тщательно очистить рабочую поверхность и инструменты, которые вы будете использовать. Как правило, для очистки используют средства для удаления грязи и жира, а также специальные щетки и тряпки.

Также необходим инструмент, способный поддерживать определенный крутящий момент. Это может быть, например, динамометрический ключ.

Шаг 2: Проверка деталей

Перед тем, как начинать установку распредвала, нужно проверить все детали, которые будут участвовать в работе вашего двигателя. А именно:

  • Ремень или цепь.
  • Натяжитель.
  • Шкив.
  • Ролик или направляющая.
  • Прокладки и уплотнители.

В случае, если вы обнаружили какие-то дефекты в деталях, рекомендуется их заменить.

Тюнинг двигателя

Моторы ЗМЗ-402 мало подходят для тюнинга из-за архаичной конструкции. Чтобы улучшить характеристики двигателя, необходимо увеличить подачу топлива и использовать распределительный вал с доработанным профилем кулачков.

Повышение мощности и момента ограничивает тяжелая поршневая группа, подрезка головки блока для увеличения степени сжатия под бензин А-95 или А-98 не дает выигрыша в динамике автомобиля.


Двигатель ЗМЗ 402 рассчитан на низовую тягу при крутящем моменте на низких оборотах.

Увеличение мощности

Применение нового распределительного вала и увеличение диффузоров карбюратора позволяет довести мощность до 120-130 л. с. без потери ресурса.

Установка компрессора на карбюраторные двигатели не практикуется из-за невозможности тонкой настройки системы подачи топлива. Перевод ЗМЗ-402 на распределенный впрыск экономически нерентабелен, в этом случае владельцы устанавливают на машины агрегаты ЗМЗ-406 или 1JZ-GTE.


Для повышения мощности мотора, поршневую систему меняют на стомиллиметровую.

Как установить распредвал на автомобиль ЗМЗ 402

Для установки распредвала на автомобиль ЗМЗ 402 следуйте следующим шагам:

  1. Подготовьте инструменты и материалы. Для установки распредвала вам понадобятся: ключи, резиновые прокладки, новые болты.
  2. Снимите приводы ГРМ. Отсоедините все приводы ГРМ, отверните болты крепления и снимите шкив распредвала.
  3. Снимите старый распредвал. После снятия приводов ГРМ, отверните болты крепления распредвала и аккуратно снимите его.
  4. Установите новый распредвал. Сначала установите новую резиновую прокладку на опорный фланец двигателя, затем аккуратно установите новый распредвал, затяните болты крепления.
  5. Установите приводы ГРМ. Установите шкив распредвала на новый распредвал и затяните болты крепления, затем присоедините все приводы ГРМ.
  6. Проверьте работу системы. После установки распредвала, запустите двигатель и проверьте его работу. Убедитесь, что все приводы ГРМ работают исправно и нет посторонних шумов.

При установке распредвала на автомобиль ЗМЗ 402 необходимо быть внимательным и аккуратным, чтобы избежать повреждения деталей и обеспечить правильную работу двигателя. Если вы не уверены в своих навыках, рекомендуется обратиться к специалисту или автосервису.

Проверка и регулировка

После установки распредвала на двигатель ЗМЗ 402, следует провести проверку и регулировку его положения для достижения оптимальной работы.

Перед началом проверки необходимо установить коленчатый вал в верхнюю мертвую точку первого цилиндра. Для этого можно использовать специальный инструмент или закрепить указатель на болт шкива коленчатого вала и наблюдать за его перемещением.

Проверяется совпадение положения метки на ведомом колесе распредвала с меткой на распредвале. Если они не совпадают, то необходимо выполнить регулировку.

  1. Откройте крышку торцевого коллектора передней крышки распределительного вала.
  2. Ослабьте фиксирующую гайку на ведомом колесе распредвала.
  3. Вращая ведущее колесо, добейтесь совпадения метки на нем с меткой на распредвале.
  4. После регулировки затяните фиксирующую гайку и закройте крышку торцевого коллектора.

После выполнения регулировки необходимо проверить работу двигателя в режиме холостого хода и на разных оборотах. Если двигатель работает стабильно и без посторонних шумов, то установка распредвала на двигатель ЗМЗ 402 прошла успешно и можно приступать к следующим этапам сборки и ремонта.

Распределительный вал ГАЗ 3110

Порядок выполнения

1. Снять ремень привода вентилятора (см. подраздел 2.2.3, пункт 1).

2. Снять ремень привода генератора (см. подраздел 2.2.4).

3. Отвернуть четыре болта 1, снять вентилятор 2 и шкив вентилятора 3. Отвернуть четыре болта 4 и снять шкив 5 водяного насоса.

4. Отвернуть три гайки 2 и снять привод 1 вентилятора. Отвернуть болт 3 и гайку 5, снять кронштейн 4 с натяжным роликом. Отвернуть шесть болтов 7 и снять шкив 6 коленвала с гасителем крутильных колебаний в сборке. Отвернуть стяжной болт 8 (или храповик) съемником, снять ступицу шкива коленвала.

5. Отвернуть оставшиеся гайки 1 и снять крышку 2 распределительных звездочек.

6. Установить поршень 1-го цилиндра в в.м.т. такта сжатия. Для этого повернуть коленчатый вал так, чтобы совместились метки на звездочке коленвала и зубчатом колесе распределительного вала.

7. Снять привод распределителя зажигания (см. подраздел 2.3.1.7, пункт 2).

8. Снять масляный фильтр (см. подраздел 2.3.2, пункт 2).

9. Снять топливный насос (см. подраздел 2.7.2, пункты 1-2).

10. Снять крышку коромысел (см. подраздел 2.2.5, пункт 2).

11. Снять ось коромысел клапанов со стойками в сборе (см. подраздел 2.2.5, пункт 3).

12. Вынуть штанги толкателей, предварительно пометив их номером клапана.

13. Отвернуть гайки 1 и снять крышку 2 толкателей вместе с прокладкой.

14. Вынуть толкатели 1.

15. Отвернуть болт 1 и снять с помощью съемника зубчатое колесо 2 распределительного вала. Отвернуть болты 3 и снять упорный фланец распределительного вала с распорной втулкой.

16

Осторожно вынуть распределительный вал из блока цилиндров.

Наименование детали

Номинальный диаметр, мм

Наименование сопрягаемых деталей

Номинальный диаметр, мм

Первая шейка распределительного вала

52,0 -0,02

Блок цилиндров

52,0 +0,075
52,0 +0,05

Вторая шейка распределительного вала

51,0 -0,02

Блок цилиндров

51,0 +0,075
51,0 +0,05

Третья шейка распределительного вала

50,0 -0,02

Блок цилиндров

50,0 +0,075
50,0 +0,05

Четвертая шейка распределительного вала

49,0 -0,02

Блок цилиндров

49,0 +0,075
49,0 +0,05

Пятая шейка распределительного вала

48,0 -0,02

Блок цилиндров

48,0 +0,075
48,0 +0,05

Зубчатое колесо

28,0 +0,023

Распределительный вал

28,0 +0,023
28,0 +0,002

Толкатель клапана

25,0 -0,008
25,0 -0,022

Блок цилиндров

25,0 +0,023

Наконечник штанги толкателя

8,75 +0,03
8,75 -0,02

Штанга толкателя

8,75 +0,045
8,75 -0,035

Наименование детали

Зазор, мм

Натяг, мм

min

max

min

max

Первая шейка распредвала

0,05

0,095

__

__

Вторая шейка распредвала

0,05

0,095

__

__

Третья шейка распредвала

0,05

0,095

__

__

Четвертая шейка распредвала

0,05

0,095

__

__

Пятая шейка распредвала

0,05

0,095

__

__

Зубчатое колесо

__

0,021

__

0,023

Толкатель клапана

0,015

0,038

__

__

Наконечник штанги толкателя

__

__

0,005

0,065

Видео про «Распределительный вал» для ГАЗ 3110

Разборка 402 двигателя (Волга). Сделай Сам!

https://youtube.com/watch?v=HyU1CtQvepg

ПЕРВАЯ ПОЛОМКА! Бракованный распредвал ОКБ двигатель | ВОЛГАЛЛА

Доработка мотор ЗМЗ 24д (Установка распредвала ОКБДвигатель №25) — GAZ ROD Гараж

Модификации двигателя ЗМЗ-402

Обозначение
двигателя по КД
VDS-описательная
часть маркировки
Характерные особенности омплектности
и исполнения двигателя
Применяемость на
автомобиле
Комплектации с карбюратором К151С, СРОГ, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «ГАЗ»
4021.1000400-02 40210А Базовая комплектность в едином исполнении с головкой цилиндров 4021.1003007-40. ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-31022, ГАЗ-31024 «Волга»
40217.1000400-02 40217А То же, в тропическом исполнении ГАЗ-3102, ГАЗ-310297, ГАЗ-310227, ГАЗ-310237 «Волга»
4021.1000400-80 40210К Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40,
кронштейном ГУР
ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-
31022, ГАЗ-31024 «Волга
40217.1000400-80 40217К То же, в тропическом исполнении ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31021, ГАЗ-
31022, ГАЗ-31024 «Волга
402.1000400-01 40200А Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10 ГАЗ-3110, ГАЗ-3102, ГАЗ-
31029, ГАЗ-31022, ГАЗ-
31023 «Волга»
4021.1000400-51 40210Н Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом
4022.1306008-11
ГАЗ-31021 «Волга»
402.1000400-11 40200К Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, с кронштейном
ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-62 40200D Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-90 40210В Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками со
штекерным соединением под новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-91 40200F Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под
новую панель приборов
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-101 40200М Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-110 40210F Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, датчиками под
новую панель приборов – для а/м с ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-111 40200S Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, датчиками под
новую панель приборов, кронштейном ГУР
ГАЗ-3110 «Волга»
402.1000400-121 40200U Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов,
кронштейном ГУР
ГАЗ-3102 «Волга»
4021.1000400-100 40210D Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40, термостатом
4022.1306008-11, датчиками под новую панель приборов
ГАЗ-3102 «Волга»
Комплектации с карбюратором К151У, блоком цилиндров, отлитым под давлением — для автомобилей «УАЗ»
4021.1000400-60 40210U Комплектность с ведомым диском сцепления 451-1601130-02 Автомобили УАЗ старого грузового ряда массой до 3500 кг (Евро-0)
40217.1000400-60 40217U То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-70 40210L Комплектность с диафрагменным сцеплением
40217.1000400-70 40217L То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-71 40210Р Комплектность с диафрагменным сцеплением, кронштейном ГУР
40217.1000400-71 40217Р То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-72 40210R Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под
муфту привода вентилятора, с кронштейном ГУР
40217.1000400-72 40217R То же, в тропическом исполнении
40217.1000400-М 40217Е Комплектность в тропическом исполнении, со степенью сжатия Е =
7,0 с диафрагменным сцеплением, с головкой цилиндров
4021.1003007-70, без ремня привода агрегатов
4021.1000400-130 40210М Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую
панель приборов
40217.1000400-130 40217М То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-131 40210N Комплектность с диафрагменным сцеплением, датчиками под новую
панель приборов, с кронштейном ГУР
40217.1000400-131 40217N То же, в тропическом исполнении
4021.1000400-132 40210S Комплектность с диафрагменным сцеплением, водяным насосом под
муфту привода вентилятора, датчиками под новую панель приборов, с
кронштейном ГУР
40217.1000400-132 40217S То же, в тропическом исполнении
Комплектации с карбюратором К151С, блоком цилиндров отлитым под давлением,
отдельным приводом вентилятора с передаточным отношением 1,27
4025.1000400-01 40250F Комплектность с головкой цилиндров 4021.1003007-40 «Газель» (4х2)
4026.1000400-01 40260F Комплектность с головкой цилиндров 402.1003007-10 «Газель» (4х2, 4х4) «Соболь» (4х2)
4026.1000400-30 40260Н Комплектность для работы на газовом топливе с проставкой «Газель» (4х2, 4х4)
«Соболь» (4х2)
4026.1000400-10 40260Т Комплектность с блоком цилиндров 4021.1002010-01,
колоколообразным картером сцепления 410.1601015
«Газель» (4х2, 4х4)
«Соболь» (4х2)

Регламент обслуживания

Основные требования по обслуживанию мотора:

  1. Замену фильтра и масла в двигателе проводить не более чем через 10 тыс. км пробега или ежегодно. Вместимость системы составляет 6 л, но при сливе в моторе остается около 200 мл смазки. Рекомендуется использовать минеральные или полусинтетические материалы вязкостью от 5W-30 до 15W-40. Заливать смазки на синтетической основе или с повышенной текучестью не следует из-за риска подтекания через сальники.
  2. Регулировку клапанного механизма осуществлять через каждые 15 тыс. км. Зазоры выдерживать в соответствии с инструкцией по эксплуатации (зависят от назначения клапана и номера цилиндра).
  3. Настройку карбюратора производить при обнаружении повышенного расхода топлива или сложностях при запуске. Ресурс свечей составляет около 40 тыс. км, следует контролировать состояние проводов и крышки распределителя через 2-3 месяца эксплуатации.

Рекомендуем почитать здесь: регулировка клапанов умз 417

ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Общее описание

ЗМЗ 24Д – 8-клапанный четырехтактный четырехцилиндровый двигатель, имел верхнее расположение клапанов и нижнее расположение распределительного вала. Блок цилиндров и головка блока цилиндров (ГБЦ) были отлиты из алюминиевого сплава AL 4. ДВС предназначался для работы на бензиновом топливе Аи-93. Мотор ЗМЗ 2401 обладал такими же характеристиками. В отличие от ЗМЗ 24Д, ЗМЗ 2401 работал на бензин А-76. Топливная система оснащалась двухкамерным карбюратором К 126Г.

Схема двигателя ЗМЗ-24Д

В свое время применение алюминиевого блока цилиндров (БЦ) и головки блока являлось новшеством и считалось передовой технологией. «Двадцать четвертые» моторы просуществовали без каких-либо изменений до 1985 года, когда на смену им пришло новое поколение двигателей ЗМЗ 402 и ЗМЗ 4021.

Заволжский моторный завод продолжал выпуск ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401, но в качестве запасного агрегата. Новые модели ГАЗ 2410 и их модификации с 1987 года комплектовались только новыми двигателями.

Технические характеристики ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401

Двигатели «двадцать четвертой» серии обладали следующими характеристиками:

  • Количество цилиндров – 4;
  • Диаметр поршня стандартного размера – 92 мм;
  • Ход поршня – 92 мм;
  • Количество коренных опор коленчатого вала – 5;
  • Диаметр коренных шеек стандартного коленчатого вала – 64 мм;

  • Диаметр шатунных шеек стандартного коленчатого вала – 58 мм;
  • Степень сжатия ЗМЗ 24Д – 8,2; степень сжатия ЗМЗ 2401 – 6,7;
  • Объем ДВС – 2,445 л.

В масляный картер ДВС заливалось от 5 до 5,5 литров моторного масла (по разным данным), но по проверенным данным до полного уровня по масляному щупу требовалось пять с половиной литров.

Моторы ЗМЗ 24Д и ЗМЗ 2401 между собой имели только два отличия – это сама ГБЦ и штанги толкателей. У головки блока ЗМЗ 2401 была больше камера сгорания цилиндров за счет утолщения металла в этой области. Высота ГБЦ ЗМЗ 2401 равна 98 мм, у ЗМЗ 24Д этот параметр равен 94 мм. Различали ГБЦ, замеряя высоту штангенциркулем, опытные мотористы определяли различия на глаз. Штанги отличались по длине, у версии ДВС под 76-ой бензин они были длиннее на 4 мм.

Пример мотора ЗМЗ 24Д под 76-ой бензин

Подготовка к установке распредвала на автомобиль ЗМЗ 402

Перед установкой распредвала на автомобиль ЗМЗ 402 необходимо выполнить ряд подготовительных работ, чтобы обеспечить правильную и надежную работу двигателя. В этом разделе представлены основные этапы подготовки.

1. Отключение аккумуляторной батареи:

Перед началом работ необходимо отключить аккумуляторную батарею, чтобы избежать возможности короткого замыкания и повреждения электрических компонентов автомобиля.

2. Снятие передней части автомобиля:

Для доступа к распредвалу необходимо снять переднюю часть автомобиля. Для этого снимите переднюю решетку, откройте капот и отсоедините необходимые элементы, такие как радиатор, ремни и приводы.

3. Полная демонтаж системы смазки и охлаждения:

Перед установкой распредвала необходимо полностью демонтировать систему смазки и охлаждения двигателя. Это включает в себя снятие масляного насоса, масляного фильтра, охлаждающей жидкости и других соединенных элементов.

4. Осмотр и очистка компонентов:

Перед установкой нового распредвала необходимо осмотреть и очистить все компоненты, такие как шкив распредвала, сальники и прокладки. Убедитесь в отсутствии повреждений и износа. При необходимости замените поврежденные или старые детали.

5. Проверка и регулировка зазора клапанов:

Перед установкой распредвала необходимо проверить и, при необходимости, отрегулировать зазор клапанов. Правильно настроенный зазор клапанов обеспечивает надежную работу двигателя и предотвращает его поломки.

6. Установка нового распредвала:

После выполнения всех подготовительных работ можно приступить к установке нового распредвала на автомобиль ЗМЗ 402. Следуйте инструкциям производителя и используйте необходимые инструменты для правильной установки компонента.

После завершения установки распредвала необходимо проверить работу двигателя и убедиться в его надежной функциональности. В случае возникновения проблем рекомендуется обратиться к специалистам для проведения диагностики и устранения неисправностей.

Описание конструкции

Двигатель ЗМЗ-402 карбюраторный, четырехцилиндровый. Блок цилиндров изготовлен из алюминиевого сплава. Гильзы цилиндров чугунные, съемные. Крышки коренных подшипников и картер сцепления обработаны в сборе с блоком и поэтому они не взаимозаменяемы.

Коленчатый вал двигателя чугунный, пятиопорный, динамически отбалансирован с маховиком и ведущим диском сцепления. Осевое перемещение вала ограничено двумя упорными шайбами, расположенными по обеим сторонам переднего коренного подшипника.

Распределительный вал с пятью опорными шейками разного диаметра установлен в блоке цилиндров. На валу нарезана шестерня привода датчика-распределителя зажигания и масляного насоса.

Привод распределительного вала осуществляется через текстолитовую или полиамидную шестерню, находящуюся в зацеплении с шестерней коленчатого вала. Кулачки распределительного вала воздействуют на толкатели. Штанги толкателей через коромысла приводят в действие клапаны.

Система смазки двигателя — комбинированная. Для охлаждения масла установлен масляный радиатор. При давлении в системе 0,7–0,9 кгс/см2 предохранительный клапан открывается и масло поступает в радиатор, а затем сливается в картер двигателя. Для отключения масляного радиатора предусмотрен кран. При положении ручки вдоль шланга – он открыт.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая. Перед радиатором установлен дополнительный электровентилятор.

Впускной трубопровод подогревается отработавшими газами. Регулятор подогрева имеет два положения – “зима” и “лето”.


Где: 1 – пробка маслосливная;
2 – поддон картера;
3 – коленчатый вал;
4 – шатун;
5 – картер;
6 – поршневой палец;
7 – поршень;
8 – выпускной коллектор;
9 – гильза цилиндра;
10 – прокладка головки блока цилиндров;
11 – впускной трубопровод;
12 – головка блока цилиндров;
13 – клапан;
14 – крышка головки блока цилиндров;
15 – коромысло клапана;
16 – ось коромысел;
17 – штанга;
18 – датчик-распределитель;
19 – свеча зажигания
;
20 – толкатель;
21 – распределительный вал;
22 – шестерня привода масляного насоса и датчика-распределителя;
23 – стартер;
24 – масломерный щуп;
25 – валик привода масляного насоса;
26 – масляный насос;

Работы:Замена масла и масляного фильтра.Регулировка зазора между клапанами и коромыслами.Замена термостата.Снятие насоса охлаждающей жидкости.Замена передней манжеты (сальника) коленчатого вала.Снятие коллекторов.Разборка масляного насоса.Снятие оси коромысел и штанг толкателей.Снятие головки блока цилиндров.Разборка головки блока цилиндров.Разборка коленчатого вала.Снятие и разборка двигателя.

См. так же:Карбюраторы К-126, К-135. ГАЗ. ПАЗ. Принцип действия, устройство, регулировка, ремонт. Тихомиров Н.Н. Издательство «КОЛЕСО» 2002 (формат PDF)РАЗВИТИЕ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ НА УЛЬЯНОВСКОМ МОТОРНОМ ЗАВОДЕ (Статья)

Модели автомобилей, в которых устанавливается 3M3-402

Моторы поколения ЗМЗ-402 устанавливались на:

  • легковых и коммерческих автомобилях ГАЗ с максимальной массой до 3,5 т (вне зависимости от схемы трансмиссии);
  • внедорожниках, грузовиках и микроавтобусах завода УАЗ;
  • микроавтобусах РАФ и ЕрАЗ.

ГАЗ

Двигатели стали устанавливаться на ГАЗ-24-10 с самого начала производства (мощность 100 или 90 л. с.), одновременно на ГАЗ-3102 использовалась 105-сильная модификация.

После освоения выпуска модернизированных ГАЗ-31029 и 3110 мотор остался неизменным и ставился параллельно с 16-клапанным ЗМЗ-406. Двигатели использовались на коммерческих машинах ГАЗель и Соболь вплоть до осени 2017 г.


Двигатель в ГАЗ-24-10.

УАЗ

Двигатели поколения ЗМЗ-402 мощностью от 95 до 98 л. с. ставились до конца 80-х гг. на внедорожные УАЗ-31512 и УАЗ-452 (бортовые и цельнометаллические «буханки» для перевозки грузов и людей).

На части моторов использовалась экранированная система зажигания, такие машины поставлялись по специальным заказам в армию или для нужд МВД СССР.

Позднее Ульяновский автозавод перешел на использование карбюраторных УМЗ-4178, построенных на базе блока ГАЗ-21 и рассчитанных на сложные условия эксплуатации.


Внедорожный УАЗ-31512 имеет дизель ЗМЗ 402.

РАФ

В 1987 г. начались поставки 98-сильных ЗМЗ-402-10 для Рижской автобусной фабрики. Моторы применялись на усовершенствованных РАФ-2203. Двигатели оснащались карбюраторами К-126ГМ, а с 1994 г. стал использоваться К-151. Агрегат поставлялся в Ригу вплоть до закрытия производства, которое произошло в 1997 г.

Это Вас заинтересует: к126г

ЕрАЗ

Ереванский автозавод выпускал микроавтобусы, представлявшие собой упрощенный вариант РАФ-977К. В конце 80-х гг. началась сборка машин с 98-сильным ЗМЗ-402-10, но уже через 2-3 года было решено поставить бюджетный УМЗ-4178. Общее количество выпущенных ЕрАЗ-762 с двигателями поколения 402 неизвестно.


ЕрАЗ с двигателем ЗМЗ 402.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: