стеклоочистители автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099 — особенности конструкции
Комплект очистителя ветрового стекла типа 33.5205 состоит из электрического привода, рычагов и щеток. Движение щеток стеклоочеститлей- параллельное. Схема включения стеклоочистителя показана на рис. 9.21. Стеклоочистители ветрового стекла могут быть отечественного или импортного производства. Стеклоочистители взаимозаменяемы по присоединительным и посадочным размерам. Также взаимозаменяемы и моторедукторы (электродвигатели с редукторами) этих стеклоочистителей, хотя они имеют некоторые отличия в конструкции. Стеклоочиститель имеет три режима работы: 1-й и 2-й режимы постоянные (но с различными скоростями движения щеток), а 3-й режим — с прерывистым движением щеток стеклоочистителя. Электродвигатель стеклоочистителя — с возбуждением от постоянных магнитов, трехщеточный, с двумя скоростями вращения. Для защиты электродвигателя от перегрузок при примерзании щеток к стеклу, большом сопротивлении их движению или при заедании механизма стеклоочистителя в очистителе устанавливается термобиметаллический предохранитель многоразового действия. У моторедукторов импортного производства предохранитель установлен под крышкой редуктора на панели концевого выключателя, а у отечественных моторедукторов предохранитель вынесен на кронштейн привода стеклоочистителя. Прерывистый режим работы стеклоочистителя обеспечивается электронным реле типа 52.3747, установленным в монтажном блоке. Это реле также включает моторедуктор стеклоочистителя (малую скорость) при включении омывателя ветрового стекла. В монтажном блоке 2114-3722010 устанавливается реле типа 526.3747 без вывода «К». Характеристики его такие же, как у реле 52.3747. Это реле можно устанавливать и в прежний монтажный блок. На части автомобилей ваз 2108, ваз 2109 могут быть установлены стеклоочистители стекла двери задка вместе с электромагнитными клапанами омывателя. Схема включения стеклоочистителя приведена на рис. 9.22. Стеклоочиститель стекла двери задка состоит из моторедуктора, рычага и щетки. Укладка рычага со щеткой правая по ходу движения автомобиля. В моторедукторах стеклоочистителей установлен термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок. У стеклоочистителя при нагрузке моторедуктора моментом 0,49 Н•м (0,05 кгс•м), напряжении питания 14 В и окружающей температуре (25±10)°С число двойных ходов вала моторедуктора должно быть (50±5) мин, а потребляемая сила тока не более 2 А.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ Со временем вставки щеток стеклоочистителя теряют эластичность из-за старения резины и щетки прилегают к стеклу неплотно, оставляя при работе неочищенные участки. Временно, до приобретения новых щеток стеклоочистителя, можно попробовать восстановить работоспособность старых щеток. Опустите щетки стеклоочистителя на минуту в чистый бензин, а затем тщательно промойте водой с мылом. Зачастую после этого щетки опять становятся как новые.
Рис. 9.21. Схема включения стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла на автомобиле ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099:
1 — моторедуктор стеклоочистителя ветрового стекла; 2 — термобиметаллический предохранитель; 3 — электродвигатель насоса омывателя; 4 — электромагнитный клапан омывателя ветрового стекла; 5 — монтажный блок; 6 — замок зажигания; 7 — реле зажигания; 8 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол; КЗ — реле стеклоочистителя ветрового стекла; А — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя; Б — к выводу «30» генератора; а — щетка 2-й скорости стеклоочистителя; б — щетка 1-й скорости стеклоочистителя; в — пружинная пластина концевого выключателя; г, д — контактные стойки концевого выключателя; С1, С2 — помехоподавительные конденсаторы; L1, L2 — дроссели
Рис. 9.22. Схема включений стеклоочистителя стекла двери задка на автомобилях ваз 2108, ваз 2109:
1 — электродвигатель насоса омывателя; 2 — электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла; 3 — монтажный блок; 4 — замок зажигания; 5 — переключатель стеклоочистителей и омывателя стекол; 6 — стеклоочиститель заднего стекла; А — к выводу «30» генератора; Б — порядок условной нумерации штекеров в колодке стеклоочистителя заднего стекла
стеклоочиститель ветрового стекла ВАЗ 2106 — устройство, особенности конструкции
монтажные блоки автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
особенности конструкции задней подвески автомобилей ваз 2108, ваз 2109, ваз 21099
Дворники на фары
Некоторые владельцы «семёрок» для удобства пользования головным светом устанавливают дворники на фары. С помощью этих элементов отпадает необходимость постоянной очистки оптики от грязи вручную, что особенно актуально в дождливую погоду. Для внедрения механизма потребуется следующий перечень:
- двигатели фароочистителей 2 шт. (левый и правый);
- две переходные планки;
- поводки щёток;
- щётки;
- бачок омывателя с двумя насосами;
- пятиконтактное реле;
- проводка с колодками;
- электроклапан от «восьмёрки»;
- тройник и трубка омывателя около 2 м.
Что касается самих щёток, то их можно установить как от ВАЗ 2107, так и от ВАЗ 2105.
Основными элементами для оснащения фар дворниками являются моторчики, поводки, щётки, бачок с насосами, электроклапан, реле и проводка
Установка
Последовательность действий по монтажу фароочистителей такова:
-
Отворачиваем крепёж и снимаем решётку радиатора.
Демонтируем радиаторную решётку, отвернув соответствующий крепёж
-
Вставляем моторчики в родные пазы.
Моторчики устанавливаем в родные пазы
-
Закрепляем электродвигатели с наружной стороны при помощи гайки на 14. Чтобы вал не закисал, снимаем резиновый колпачок, набиваем под него смазку Литол-24 и ставим на место.
Крепятся моторчики гайками на 14
-
Монтируем на вал поводки со щётками.
Поводки крепятся на вал электродвигателей
-
Протягиваем под капот трубки омывателя и ставим на место радиаторную решётку.
Трубки от щёток протягиваем под капот
-
Вместо штатного бачка омывателя ставим бачок с двумя моторчиками. На один подводится трубка, идущая к лобовому стеклу, к другому подключается трубка от фар через тройник и клапан. Плюс на клапан подаётся от питания насоса.
Штатный бачок заменяем новым с двумя насосами
-
Подключаем провода согласно схеме.
Омыватель фар подключаем в соответствии со схемой
-
Реле устанавливаем на штатное место в монтажном блоке.
Реле очистителей и омывателей фар устанавливаем в монтажный блок в соответствующий разъём
Поскольку по описанной выше инструкции омыватель фар работает одновременно с омывателем ветрового стекла, в весенний и осенний периоды жидкость из бачка в дневное время расходуется довольно быстро, что многих автовладельцев не устраивает. Для более рационального использования жидкости на омыватель фар следует установить отдельную кнопку.
Для этого выполняем следующие действия:
-
Извлекаем провода с Ш3 | 2 в салоне и ставим в пустую колодку Ш2 | 8 согласно схеме.
Для отдельного управления омывателем и очистителем фар необходимо внести некоторые изменения в электрическую схему
- Вынимаем провода с Ш7 | 8 в салоне и ставим в пустую колодку Ш8 | 7.
-
В свободный разъём колодки Ш3 | 2 заводим минус через любую кнопку, которую устанавливаем в удобном для водителя месте.
Кнопку управления омывателями и очистителями фар можно расположить в любом удобном месте в салоне
Механизм дворников «семёрки» периодически нуждается в обслуживании, поскольку работа элементов связана с постоянным трением. При возникновении неполадок, определить и устранить их можно своими руками, при этом не понадобятся специальные инструменты и большой опыт в ремонте автомобилей.
Устройство и возможные неисправности
Чтобы разобраться в работе дворников, понадобится электрическая схема, которая присутствует в руководстве по эксплуатации и обслуживании ВАЗ 2110. Также нужно знать, из чего состоит узел:
Трапеция – основная часть, через которую моторчик передает движение, трапеция чаще всего изнашивается, как результат, нужен ремонт.
Электрический мотор – за счет этого агрегата происходит движение дворников, моторчик может перегореть, что послужит причиной выхода из строя всего узла.
Насос – этот элемент нужен для нагнетания очистительной жидкости в дворники. Если насос сломается, то о чистоте лобового окна можно забыть, хотя дворники по-прежнему будут ходить по окну.
Бачок – здесь все очевидно, в нем хранится жидкость для очистки окон.
Стеклоочиститель – установлен на трапеции, выполняет очистительную функцию
В первую очередь нужно обратить внимание на размер стеклоочистителя.
Ремонт и замена требуется тогда, когда поврежден мотор, так как починить его не удастся. Трапеция тоже очень часто выходит из строя, но иногда ее можно восстановить. Схема узла довольно простая, поэтому владелец ВАЗ 2110 быстро обнаружит причину неисправной работы узла.
Виды щеток
Производители автомобилей предоставляют владельцам машин выбор типа щеток. В зависимости от конструкции и эксплуатационных характеристик, они могут быть следующих видов:
Каркасные щетки — оптимальный и доступный вариант. Они хорошо адаптируются под рабочую поверхность ветрового стекла, но ухудшают качество очистки при минусовых температурах и высоких скоростях. Бескаркасные стеклоочистители — более дорогой вариант, обеспечивающий качественную очистку стекла. Устройство более стойкое к замерзанию, а также дольше служит в эксплуатации. Из недостатков необходимо отметить сложность подбора щеток для обеспечения правильного прилегания к стеклу. Гибридные стеклоочистители — их часто называют зимними благодаря закрытой конструкции и влагостойкости
Идеально подходят для регионов с низкими температурами, где важно обеспечить работоспособность очистительной системы
ВАЗ 2101 | Ремонт стартера
- Руководства по ремонту
- Руководство по ремонту ВАЗ 2101 (Жигули) 1970-1985 г.в.
- Стартер
Стартер на ВАЗ 2106, как и на всех других автомобилях, устройство достаточно сложное, поэтому выход из строя одного из его компонентов может привести к полной неработоспособности самого устройства. Очень часто владельцы при любой поломке стараются не заниматься ремонтом, а купить сразу новый стартер, хотя на самом деле достаточно заменить одну из деталей и он снова будет служить как прежде.
Обслуживание втягивающего реле — чиста пятаков
Одним из симптомов пригоревших пятаков втягивающего является проблемный пуск двигателя на горячую, то есть мотор может на холодную заводиться нормально, а на прогретом двигателе стартер уже отказывается крутить.
Эта процедура очень проста и лучше всего выполнять ее при снятом устройстве с автомобиля. Для этого понадобится следующий инструмент:
- Ключ рожковый на 13
- Головка глубокая торцевая на 8
- Вороток или трещоточная рукоятка
Необходимо сначала снять втягивающее, а затем открутить три гайки, которые наглядно показано на фото ниже:
Затем можно рукой надавить на болты, чтобы они вылезли наружу:
И после этого можно снимать крышку, что наглядно продемонстрировано ниже на картинке. Только имейте ввиду, что до конца она не снимается, так как ее держит тоненький проводок, так что будьте аккуратны, не прилагайте лишних усилий:
По центру, как видно на верхнем фото, находится медная пластина. Ее как-раз и необходимо будет почистить тонкой наждачной бумагой. Но это еще не все. Теперь берем ключ на 13 и откручиваем две гайки, чтобы вынуть те самые пятаки:
После чего с внутренней стороны их можно вынимать наружу:
Также, оба этих пятака необходимо почистить наждачной бумагой до блеска. Вот приведен результат проделанной работы:
И теперь можно все устанавливать на прежнее место в обратной последовательности.
Замена щеток стартера на ВАЗ 2106
В зависимости от конструкции устройства, щетки могут быть закрыты либо крышкой, либо так называемой скобой (хомутом), как это было на моем устройстве от 2101. В любом случае сложностей не возникнет, чтобы добраться до них. В первом случае необходимо будет открутить два болтика на крышке, а во втором всего один, который стягивает хомут, как показано на фото ниже:
Когда болт откручен, хомут сам соскакивает и мы получаем доступ к щеткам:
Теперь крестовой отверткой откручиваем болт крепления щетки из любого окна (всего щеток 4 штуки):
Затем необходимо отогнуть пружинку, которая прижимает щетку, и вынуть ее рукой, либо поддеть тонкой отверткой, если идет туго:
И вот так она выглядит после изъятия из своего посадочного места:
Ту же саму операцию проводим с остальными 3-мя щетками, которые демонтируются аналогично. Установка проходит в обратной последовательности.
Как разобрать стартер ВАЗ 2106 своими руками
Ключом на 10 или головкой откручиваем две гайки на крышке:
После чего снимаем крышку со шпилек, как это показано на фотографии:
После этого можно снимать обмотку вместе с корпусом, так как ее больше ничего не держит:
Как видите выше, стартер разобран на две части: обмотка с корпусом и ротор. Чтобы заменить обмотку, понадобится ударная или силовая отвертка под ключ, чтобы открутить болты с четырех сторон корпуса, как это наглядно продемонстрировано ниже:
После чего обмотка вынимается без каких-либо проблем:
Чтобы вынуть якорь, необходимо отогнуть отверткой пластиковую скобу, которая держит его в зацеплении:
После чего он без проблем вынимается:
А чтобы снять муфту привода, необходимо тонкой отверткой поддеть стопорное кольцо:
И с легкостью снять муфту:
Вот весь процесс, который пришлось проделать, чтобы разобрать стартер на автомобиле ВАЗ 2106. Для это понадобился инструмент, которые представлен ниже на фото:
Сборку и замену всех деталей производим в обратном снятию порядке.
Реле времени для стеклоочистителя
Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.
Рис. 1, Схема включения прерывателя в цепь двигателя Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на однопереходном транзисторе.
Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.
Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение «Прер» практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором M1, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1.
Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе C1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора T1 (через время паузы), импульс С этою транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его. Электродвигатель M1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.
При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1—2 до 5—7 с. Для увеличения времени паузы до 10—15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.
На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора.
Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора
В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 — электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 — типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2)—типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) — типа МП106 или МП116, транзистор Т2 — типа MПI102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.
Конструктивно реле времени размещается в небольшой коробочке, устанавливаемой за приборным щитком автомобиля таким образом, чтобы водитель имел доступ к ручке переменною резистора R2. Схематический рисунок печатной платы реле показан на рис. 4.
Рис. 4. Печатная плата реле времени: а — размещение деталей схемы реле на однопереходном транзисторе; б — размещение деталей схемы реле на транзисторном аналоге; в—печатный монтаж схемы реле на однопереходном транзисторе; г — печатный монтаж схемы реле на транзисторном аналоге
Источник
Принцип работы устройства
Несмотря на простой функционал очищающей системы, необходимо разобраться с тем, как работают стеклоочистители. Основные нюансы, о которых нужно знать:
- Электромагнитное реле принимает управляющую команду и устанавливает режим работы щеток. В зависимости от транспортного средства, очистители могут работать в прерывистом режиме с небольшими интервалами в 3-5 секунд, постоянно двигаться с установленной скоростью, а также переходить в режим мойки с включенным омывателем.
- Мотор стеклоочистителей получает питание от бортовой электросети. Точная схема подключения зависит от модели автомобиля.
- Поводки стеклоочистителей, а вместе с ними и щетки для очистки стекла, приводятся в действие при помощи электродвигателя с червячным редуктором и рычажного привода (трапеции). Трапеция передает и преобразует вращательное движение от электродвигателя на щетки, которые, плотно прижимаясь к рабочей поверхности, удаляют грязь и влагу со стекла.
Как работает трапеция
Трапеция стеклоочистителей состоит из системы тяг и рычагов, которые преобразуют вращательное движение от редуктора в возвратно-поступательное движение поводков со щетками. Стандартное устройство должно выполнять следующие функции:
- движение щеток при работающем электродвигателе стеклоочистителя;
- обеспечение нужной амплитуды и скоростного режима очистки;
- поводки стеклоочистителей при двух и более щетках должны двигаться синхронно.
Трапеция, как и электромотор, является важной составляющей системы. При любых неисправностях (появлении люфтов) в ее работе ухудшается эффективность и качество очистки стекла. Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб
Для большей надежности элементы трапеции выполняют из листовой стали, которая устойчива к агрессивной среде, а также имеет высокую жесткость на изгиб.
Моторчик стеклоочистителей
Моторчик стеклоочистителей имеет базовую конструкцию независимо от модели автомобиля. К основным элементам можно отнести непосредственно сам электромотор и редуктор (как правило, червячный), который увеличивает усилие от электродвигателя в несколько раз. Современные устройства могут быть оборудованы дополнительными элементами, включая предохранители для защиты от сильных нагрузок, подогревательные элементы для работы при низких температурах и многое другое.
Мотор-редуктор стеклоочистителей является важнейшим элементом системы, который обеспечивает ее работоспособность. Щетки должны плотно прилегать к стеклу и свободно перемещаться по нему, иначе возникает повышенная нагрузка на электродвигатель.
Способы крепления щеток
До 1999 года большинство производителей автомобилей использовали тип крепления штатных щеток стеклоочистителей под названием «крючок» или «Hook». Это универсальное устройство в виде буквы «U», которое позволяет защелкнуть щетку и не переживать о надежности ее установки. В настоящее время набирают популярность следующие типы креплений:
- Боковой штырь — появилось в 2005 году на BWM, Volvo и других автомобилях. Позволяет фиксировать щетки с помощью специального бокового штыря на 22 или 17 мм.
- Кнопка или «Push Button» — адаптер для стандартных щеток стеклоочистителей шириной 16 мм. Достаточно защелкнуть устройство для крепления, а для снятия необходимо нажать на специальную кнопку.
- Pin lock — фиксация щеток с помощью специального встроенного замка. Используется в автомобилях Audi.
Схема крепления «Push Button»
Несмотря на относительную простоту стеклоочистителей ветрового стекла, без них сложно представить современную машину. Водители могут прямо из салона управлять работой дворников, удалять грязь и улучшать видимость дорожной ситуации. А электронные системы и вовсе автоматически следят за чистотой стекла, увеличивая комфорт и безопасность вождения без участия человека.
Источник
Устройство стеклоочистителей
Для того, чтобы отремонтировать неработающие дворники ВАЗ 2107, нужно знать (автор видео — Автоэлектрика ВЧ).
Принципиальная схема очистителя стекла
На семерках устанавливается стеклоочиститель типа СЛ-193. Он находится в моторном отсеке в коробке воздухосборника отопителя. Его электросхема похожа с электросхемой очистителей стекла на ВАЗ 2106.
- предохранитель;
- электрический двигатель агрегата;
- блок предохранителей;
- выключатель, который подает воду на стекло;
- переключатель, с помощью которого меняется скорости движения;
- реле;
- замок зажигания.
Стеклоочиститель состоит из рычажного механизма, щеток, рычагов и электродвигателя с редуктором. Включается механизм с помощью переключателя на рулевой колонке, он же включает . Благодаря мотору и редуктору создается вращательное движение, которое приводит в движение трапецию.
Валы соединяются с редуктором тягами и передают колебательные движения. В итоге щетки перемещаются по поверхности и очищают ее от загрязнений.
Для очищения от грязи устанавливается омыватель. В конструкцию омываетля ВАЗ входит: моторчик, насос, форсунки и бачок. Моторчик запускает насос омывателя, который подкачивает жидкость, находящуюся в бачке омывателя. Через форсунки она разбрызгивается на стекло.
«Хитрое» реле
Идея установить в стандартный корпус реле нестандартную «начинку» не нова. В сфере противоугонных систем это практикуется уже давно. Однако использовать достижения современной микроэлектроники можно и в «мирных» целях. Недавно нам в руки попало реле очистителя ветрового стекла, произведенное одним из российских предприятий. С его помощью можно несколько модифицировать стандартные режимы «дворников». Как известно,у стеклоочистителей автомобилей из СНГ их два (максимум — три). В первом пауза между взмахами щеток составляет примерно 4 с. В некоторых иномарках это время можно легко изменять. То же легко воплотить на вазовских переднеприводных машинах с помощью «хитрого» реле. Диапазон изменения паузы — от 2 до 90 с. Правда, перед производителями встала нелегкая задача: организовать управление режимами с помощью штатных органов. Все функции решили передать рычажку переключателя. Выглядит это следующим образом: водитель включает обычный прерывистый режим, затем переводит рычажок в положение «выключено» и, выдержав необходимую паузу, вновь возвращает его в то же положение. Теперь щетки будут двигаться с тем интервалом, который был задан таким образом. Его можно в любой момент изменить, повторив всю последовательность действий.
Три в одном
У «хитрого» реле есть и другие функции. К примеру, движение щеток при включении омывателя начинается с задержкой 0,5 с. По мнению разработчиков, это позволяет накопить достаточное количество жидкости на ветровом стекле и обеспечить более качественную его очистку. К тому же сами щетки делают теперь не четыре, а три взмаха. Замечено, что в большинстве случаев четвертый приходится уже на сухой сектор стекла.
Предохранители и релеАккумуляторЗаряженность аккумулятораКак зарядить аккумуляторГенераторПоломки генератораПроверка генератораПереборка генератораЗамена деталей генератора
СтартерПроверки и испытания стартера Поломки стартераТяговое релеРазбираем стартерСостояние деталей стартераСборка стартера
ЗажиганиеМомент зажиганияЗазор между прерывателем и распределителемПроверка зажиганияРаспределительзажиганияПоломки зажиганияКоммутаторКатушка зажиганияСвечи зажиганияВыключатель зажиганияДетали от радиопомехСветовые приборыКак отрегулировать фарыПоломки световых приборовЛампы и лампочкиРеле аварийки и поворотниковРеле фарОчиститель лобового стеклаПоломки лобового очистителяМоторедуктор лобового очистителяДворники фарЭлектродвигатель печкиПоломки электродвигателя печкиЭлектромотор вентилятора радиатораПриборы контроляСнятие приборовКак найти неисправность в приборахПоломки приборовПроверяем приборы Датчики приборовСистема пневмоклапана карбюратора
Схема стеклоочистителя работа.
Нулевое положение.
Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.
Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.
Первое положение.
При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.
Второе положение.
Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.
Источник
Как работают дворники?
Очиститель ветрового стекла состоит из нескольких элементов:
- электродвигателя с редуктором (моторедуктор);
- реле с переключающими контактами для смены режимов работы;
- рычажного привода;
- шарнирных креплений;
- пары маятниковых рычагов, к которым крепятся щетки;
- щеток, очищающих стекло.
Элементы стеклоочистителя
Электродвигатель очистителя стекла может работать от аккумулятора или генератора, а с помощью реле он переключается на доступный источник питания. Схема питания моторедуктора различается в зависимости от модели авто.
Благодаря реле очистителя мотор может работать в нескольких режимах:
- прерывистом (совершив один двойной ход, щетки остаются в нижнем положении, а через 3–5 секунд повторяют движение);
- постоянном, с низкой или высокой скоростью движения щеток;
- в некоторых моделях отдельно реализован режим мойки (при включенном омывателе).
Моторедуктор – самый сложный узел стеклоочистителя. Он состоит из якоря с обмоткой, колодок, проводов, шестерни, концевого выключателя с пружинной пластиной и стойкой. Также в его состав может входить многоразовый термобиметаллический предохранитель для защиты от перегрузок.
Посредством системы рычажного привода энергия вращения двигателя преобразуется в маятникообразные движения рычагов, вместе с ними движутся щетки. Каждая описывает полукруг, и резиновая или силиконовая лента, прижимаясь к стеклу, удаляет влагу и загрязнения. Иногда очиститель необходимо использовать в комплексе с омывателем стекла. Конструкция очистителей передних и задних стекол в общих чертах сходная, но сзади не используется реле, поэтому различается набор режимов работы.
Щетки имеют разную конструкцию. Они бывают:
- каркасные, с подвижными коромыслами, обеспечивающими максимально плотное прижатие чистящей ленты к стеклу;
- бескаркасные, в которых чистящая кромка крепится к жесткой металлической основе, а кривизна изгиба кромки обеспечивается пружинным механизмом.
Бескаркасные щетки стеклоочистителей дороже, но долговечнее каркасных
Распространенные неисправности и методы устранения
Причины, почему не работают дворники на автомобилях, независимо УАЗ это или семерка, в основном одинаковые. Ниже приведены неисправности и методы их устранения.
Неисправность |
Способ устранения |
Дворники не работают в обоих режимах. | В этом случае следует проверить предохранители. Если они перегорели, нужно заменить новыми. Если окислились лишь контакты, нужно несколько раз вытянуть предохранители и поставить на место. Может потребоваться замена трапеции дворников Ваз. |
Щетки не работают только в прерывистом режиме. | В этом случае сначала нужно проверить поступление электропитания. Если напряжение есть, то причина поломки в реле. |
Неисправен переключатель очистителя | Поменять трехрычажный переключатель |
Дворники работают, но при отключении они остаются в произвольном положении. Причина может быть в поломке редуктора, так как в нем находится концевой выключатель. | Необходимо зачистить контакты или подогнуть пластину выключателя. При необходимости следует заменить редуктор. |
Не работает электродвиигатель. | В этом случае нужно демонтировать электродвигатетель, проверить состояние обмотки и щеток. |
Щетки не движутся при работающем редукторе. | Поломаны зубья шестерни, требуется ее замена. Может быть слабо закреплен кривошип на шестерне, нужно затянуть гайку крепления. |
Снятие и проверка моторедуктора и механизма стеклоочистителей
Демонтаж механизма несложен – достаточно снять поводки щёток и выкрутить один крепёжный болт. Правда, могут возникнуть затруднения со «сдёргиванием» поводков с осей – иногда они достаточно прочно «сидят» на посадочных местах. Под поводками находятся гайки крепления втулок осей, одновременно являющиеся крепёжными элементами самой трапеции.
Освободив от крепежа и разъединив контактную колодку, извлеките механизм из коробки воздухопритока. Перед тем, как отсоединять приводной рычаг трапеции от оси моторедуктора, запомните взаимное расположение деталей – чтобы избежать такого казуса, как работа дворников в обратную сторону после сборки.
Моторчик стеклоочистителя закреплен тремя болтами на трапеции:
Сняв моторчик дворников и разобрав его, особое внимание уделите состоянию щёток и коллектора. Если на коллекторе имеются глубокие борозды, то имеет смысл заменить узел целиком – вручную можно наждачкой убрать лишь небольшие дефекты. Обязательно прочистите лезвием или подобным инструментом ламели (прорези) коллектора и промойте якорь спиртом или бензином
Медленная работа дворников часто вызвана утечкой тока через забитые графитной пылью ламели
Обязательно прочистите лезвием или подобным инструментом ламели (прорези) коллектора и промойте якорь спиртом или бензином. Медленная работа дворников часто вызвана утечкой тока через забитые графитной пылью ламели.
Проверив, промыв бензином и, по необходимости заменив пластмассовую шестерню моторедуктора, соберите узел, предварительно смазав шестерни консистентной смазкой.
Осмотрите рычаги механизма – заедающие шарниры и погнутые тяги также могут быть причиной плохой работы дворников.
После установки собранной трапеции сначала оцените правильность её работы, не надевая плотно поводки. Вполне может случиться так, что центральный рычаг был неправильно установлен на ось моторедуктора, вследствие чего дворники после выключения могут «проскакивать парковку», останавливаясь посреди стекла, или не до конца возвращаться назад, в исходное положение. Тогда потребуется регулировка механизма дворников путём перестановки рычага.
Причиной того, что щётки дворников поднимаются при движении с высокой скоростью и не прижимаются к стеклу, является «проседание» пружин поводков. В таком случае заменяются поводки с пружинами в сборе.
Как работают стеклоочистители на автомобиле, разбираем систему
Такая простая конструкция как стеклоочистители на автомобиле, но кто же знал, что даже они могут преподнести конструкционные сюрпризы? Посмотрим на схему работы и конструкцию обычного стеклоочистителя.
В автомобиле существует множество запчастей, которые как мы неверно считаем второстепенны. Это данность, которую мы считаем таковой, а значит часто мы не замечаем насколько увлекательной может быть конструкция той или иной части машины. Эти штуковины работают и хорошо и зачем знать устройство этих «серых мышек»? А между прочим, это крайне увлекательный и разнообразный мир. В него входит и такой элемент без которого невероятно представить безопасное и комфортное передвижение во время разнообразных осадков, – автомобильных очистителей лобового стекла.
Мы поднимаем рычажок и «дворники» начитают движение по ветровому стеклу за счет действия электромотора. Действительно, так они работают, но описание крайне базовое, на самом деле все гораздо разнообразнее и веселее.