Взаимозаменяемость регуляторов напряжения ваз

Генераторы и реле-регуляторы

Схема генератора Газели

Генератор на автомобилях Газель – это синхронная трехфазная электромашина, в обмотках возбуждения которой вырабатывается электрический ток. Ротор (якорь) вращается в корпусе и находится внутри постоянного магнитного поля, которое создается статором (обмоткой). Электричество здесь вырабатывается следующим образом:

  • с запуском двигателя от коленчатого вала через приводной ремень движение передается на шкив генераторной установки;
  • вместе со шкивом начинает вращаться ротор, между статорной и якорной обмоткой возникает магнитное поле;
  • за счет электромагнитной индукции вырабатывается ЭДС, появляется переменный ток;
  • диодный мост, состоящий из диодов разной полярности, выпрямляет электрический ток, делая его постоянным;
  • затем ток с коллектора ротора передается на щетки и подается на реле-регулятор;
  • регулятор ограничивает напряжение, обеспечивая безопасную работу потребителей.

Схема генератора «Газели» очень простая, узел состоит из следующих деталей:

  • корпуса, он из двух половинок – алюминиевых передней и задней крышки;
  • неподвижной обмотки – статора;
  • вращающегося вала – ротора (якоря);
  • шкива и крыльчатки;
  • диодного (выпрямительного) моста;
  • двух подшипников, на которых вращается якорь;
  • щеточного узла;
  • реле-регулятора (регулятор напряжения).

Следует отметить, что регулятор напряжения не на всех моделях «Газелей» находится непосредственно на генераторе, на автомобилях с двигателем ЗМЗ-402 реле-регулятор может крепиться на лонжероне.

Замена регулятора напряжения старого образца на нового образца генератора

Рассмотрим пример замены РН старого образца на нового (14,5В с номером РН 9333.3702-04) на генераторе 9402.3701 КЗАТЭ. По отзывам владельцев автомобилей ВАЗ именно штатный КАТЭК, КЗАТЭтм (г.Самара) является лучшим генератором.

  • без потребления: 13,75-13,8В.
  • с потребителями: 13,6В.
  • без потребления: 14,4В.
  • с потребителями 14,3В и застывает на этой цифре.

В случае использования карбюраторного двигателя при добавлении к потребителям вентилятора радиатора вызывает падение напряжения до 13В, это связанно с низкими оборотами (650об/мин.). При поднятии оборотов до 900об/мин. — напряжение возрастает до 14.3В. У инжекторных моторов бортовое напряжение в этом случае будет неизменным 14,4 +/- 0,1В.

Недостаток доработки в том, что полностью пропало самовозбуждение генератора, в случае обрыва провода на «D+». Главное вовремя заметить загоревшийся индикатор АКБ в комбинации приборов..

Сегодня рассмотрим установку иномарочного регулятора напряжения HUCO 130512 вместо стандартного на отечественный генератор типа 9412.3701.

Данная статья написана в продолжение позапрошлогодней: «Трехуровневый регулятор напряжения Энергомаш. Тестируем».Данное реле обеспечивает уровень напряжения в бортовой сети автомобиля в 14.5 Вольт вместо стандартных 14.0 В, что для современных кальциевых батарей является более оптимальным.

Для работы нам понадобится:— 2 пары клемм «папа-мама» и одна клемма «массы»— Термоусадочная трубка или изолента— Паяльник с припоем— Ключи на 7, на 10— Узкогубцы, отвертка, нож— Дрель со сверлом 2 мм

Итак, снимаем аккумуляторную батарею, отводим бачок омывателя в сторону, чтобы получить доступ к задней крышке генератора. Затем отворачиваем гайку, снимаем силовые провода и пластиковую крышку, вынимаем щеточный узел.

Так как конструкция щеточного узла нового регулятора не подходит на штатное место генератора, то у нас два пути:1. Демонтировать новое реле от щеточного узла и припаять к штатным щеткам. Благо, точки крепления и распиновка «таблеток» совпадают.2. Демонтировать реле, припаять к нему клеммы и подключить как выносное.

Второй способ имеет больше преимуществ, поэтому воспользуемся им, подключившись к уже имеющейся проводке от трехуровневого регулятора.Высверливаем алюминиевые заклепки и с помощью паяльника отпаиваем реле-«таблетку» от щеток. Помечаем сразу контакты, чтобы не перепутать и припаиваем к ним соответствующие клеммы: две клеммы на щетки и одна на «массу».

Снимаем трехуровневое реле, обрезаем проводку и припаиваем соответствующие клеммы «папа-мама». Подключаем новое реле и изолируем контакты термоусадочной трубкой.

Осматриваем щетки, при большой выработке заменяем — можно использовать щеточный узел от неисправного реле, просто припаяв проводку к выводам от щеток.

Ставим щетки на место, подключаем остальную проводку к генератору.

Заводим двигатель и проверяем работоспособность нового регулятора.

Небольшое видео доработки:

Удачи на дорогах!

Работа схемы автомобильного генератора (это описание применимо для всех последующих схем)

Схема генератора состоит из обмотки генератора, выпрямителя (Диодного моста), обмотки возбуждения в роторе, регулятора напряжения, аккумулятора и подключенных к генератору приборов электрооборудования. Аккумулятор и генератор работают совместно.  Когда генератор не работает все электрооборудование питается от аккумулятора. Когда генератор возбуждается, все начинает работать от генератора,  и  аккумулятор заряжается. Аккумулятор создает первоначальный ток, для возбуждения генератора, то есть, намагничивает ротор. Аккумулятор для генератора нужен обязательно. Если нет аккумулятора, генератор можно крутить сколько угодно, он не заработает.

При включении зажигания, ток от плюса аккумулятора идет в ротор через щетки. Этот ток проходит через открытый транзистор регулятора напряжения. Ток  обмотки ротора намагничивает железные полюса с клювами. Двигатель заводится,  ротор раскручивается, и обмотка статора начинает испытывать резкие изменения магнитного поля от мелькающих клювов ротора. В обмотке статора возникает Электродвижущая сила (ЭДС). В цепи обмотки появляется переменный ток. Этот ток проходит через диодный мост, становится выпрямленным, близким по форме к постоянному.

На всех приборах автомобиля и на аккумуляторе начинает действовать напряжение генератора. Напряжение генератора становится выше ЭДС аккумулятора, и он начинает заряжаться.

Когда генератор работает, ток возбуждения в ротор идет уже не от аккумулятора, а от самого генератора.  Регулирование напряжения генератора происходит изменением тока возбуждения.. 

Проблема возникает в том, что, ЭДС генератора значительно превышает необходимое значение напряжения, для работы электрооборудования.  Для того, чтобы поддерживать напряжение на заданном уровне 13, 8 – 14, 2 Вольта, к генератору подключен регулятор напряжения, он ограничивает напряжение генератора..

При включении, регулятор обязательно открыт, чтобы пропустить ток возбуждения, который намагничивает ротор. Когда генератор раскручивается, ЭДС сильно вырастает, регулятор, подключенный в выходу генератора, чувствует, что напряжении становится выше и закрывается, ток возбуждения уменьшается, напряжение генератора падает. Регулятор чувствует, что напряжение стало ниже и снова открывается, появляется ток возбуждения и напряжение растет, регулятор снова закрывается, и т. д. Напряжение пилообразно изменяется и в среднем поддерживается на заданном уровне.

С увеличением количества включенных приборов, мощность которую отдает генератор растет, а значит, напряжение на выходе генератора снижается, регулятор напряжения отслеживает это снижение и поддерживает напряжение генератора, пока хватает его мощности.

Регулятор поддерживает заданное напряжение на выходе генератора при изменениях числа оборотов и изменениях нагрузки. Это обеспечивает правильную зарядку аккумулятора, и нормальную работу всего электрооборудования.

Схема с внешним регулятором с заземленным транзистором, используется для многих типов устаревших генераторов. 1631,  192,  и.т..п. для автомобилей Волга и Газель с двигателем 402. На многих американских автомобилях, вплоть, до 90 годов, применялись генераторы с внешним регулятором напряжения. Например автомобили «Газель» с двигателем «Крайслер» были сделаны по такой схеме.

Истории наших читателей

«Гребаный таз. «

Всем привет! Меня зовут Михаил, сейчас расскажу историю о том, как мне удалось обменять двенашку на камри 2010г. Все началось с того, что меня стали дико раздражать поломки двенашки, вроде ничего серьезного не ломалось, но по мелочи, блин, столько всего, что реально начинало бесить. Тут и зародилась идея о том, что пора менять машину на иномарку. Выбор пал на таёту камри десятых годов.

— 9402.3701/3202.3771 с установкой РН 93.3702 — Астро, 941.3702 — Автоэлектроника, 844.3702 — Орбита, 845.3702 — Орбита, 611.3702-05 — Энергомаш, 611.3702-07 — Энергомаш, 7931.3702 И4 — Электромодуль, 7931.3702-01 — ВТН, 9444.3702 — ВТН, 9333.3702-04 — ВТН.

Проверка генератора на автомобилях с двигателем типа ЗМЗ-402

На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения. Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.

Работу удобнее выполнять вдвоем.

Пускаем двигатель, даем ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доводим обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включаем потребители: дальний свет фар; вентилятор отопителя; стеклоочиститель; аварийную сигнализацию. В таком режиме замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 12 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены контактные кольца, изношены или «зависли» щетки. Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – выключаем все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при оборотах 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,8…14,5 В.

2. К выводу «Ш» колодки, и корпусу регулятора напряжения присоединяем вольтметр или контрольную лампу. Включаем зажигание

Если напряжения нет (лампа не горит) – возможна одна из следующих неисправностей: нарушение контакта обмотки возбуждения с контактными кольцами; обрыв обмотки возбуждения; «зависание» щеток в каналах щеткодержателя; подгорание, окисление и сильный износ контактных колец ротора.

Типы реле – регулятора

Если утрировать то видов всего два, но каждый работает по одинаковому принципу, а именно «режет» или увеличивает напряжение до нужного показателя.

Совмещенный со щеточным узлом. Обычно крепится на сам генератор, в корпусе где находятся щетки, находится и реле-регулятора.

Отдельный. Обычно крепится на кузове автомобиля, провода идут от генератора на него, а только после на аккумулятор.

Корпуса неразборные и туго и у другого типа (зачастую залиты герметиками или специальными клеями), то есть они не ремонтируются. Если честно то стоят они достаточно дешево, особенно на наши ВАЗ, так что легче купить новый, чем ковырять старый.

Это самые распространенные виды, конечно, раньше были так называемые совмещенные с клеммами, но они не прижились, потому как устройство не очень удобное, поэтому про них рассказывать не буду.

Если ваше реле «накрылось» идет постоянный перезаряд, тогда стоит его менять, однако для начала нужно убедиться что дело именно в нем. Сейчас существуют всего два способа проверки: — не снимая на самом автомобиле, и проверка уже снятого реле. Разберем оба варианта.

Схема генератора со встроенным регулятором напряжения

В этом случае регулятор напряжения смонтирован в единый узел со щеточным узлом, и установлен на генератор.

    

По такой схеме сделаны генераторы 58.3701, для автомобиля «Москвич» и все генераторы для автомобилей УАЗ, ЗиЛ, ГАЗ  80 -х — 90-х годов выпуска.

Все три схемы — это  схемы с питанием обмотки возбуждения от выхода генератора. Первоначальное возбуждение происходит от аккумулятора, а после запуска  ток возбуждения берется с выхода генератора, то есть с той же самой точки.

Недостаток  Схемы с питанием обмотки возбуждения от выхода генератора.

Цепь возбуждения работает через замок зажигания, поэтому работа генератора зависит от состояния контактов замка зажигания, провода цепи возбуждения получаются очень длинными и, в целом, надежность  схемы недостаточно высокая.

Аккумулятор всегда подключен к плюсовому выводу генератора, это необходимо для того, чтобы генератор и аккумулятор могли работать как источники заменяя друг друга — двигатель не работает — источник аккумулятор, двигатель заработал — источник генератор, и все работает от него, а аккумулятор заряжается. Когда генератор не работает, аккумулятор, прямо  подключенный к нему, не может  бесполезно разряжаться через диодный мост потому, что диодный мост не пропускает ток в обратном направлении, но, через обмотку возбуждения в роторе, аккумулятор может разрядиться.

Если двигатель не завелся и генератор не заработал, а зажигание осталось включено, то идет ток ротора от аккумулятора (а это 3 – 5 Ампер) и разряжает его. По разным причинам такие ситуации иногда возникают и тогда, через несколько часов невыключенного зажигания, двигатель не заведется. Такие схемы, в которых ротор запитан от выхода генератора и, значит, подключен непосредственно к аккумулятору, могут привести к неожиданной разрядке аккумулятора.

Типы генераторов «Газель»

Тип устанавливаемого генератора на коммерческие автомобили «Газель» зависит от модели двигателя – на первых автомашинах ГАЗ-3302 шли два вида моторов:

  • ЗМЗ-402;
  • ЗМЗ-4063.

На втором поколении «Газелей» стали устанавливаться движки ЗМЗ-405 и Chrysler 2.4, автомобили «Газель Бизнес», выпускаемые с 2010 года, комплектуются моторами УМЗ-4216 и Cummins, соответственно, на них устанавливается другие типы генераторных устройств.

Генераторы бывают разными по мощности, и способны вырабатывать разный по величине ток

Стандартный источник тока рассчитывается с небольшим запасом по мощности, но здесь не берется во внимание дополнительное потребление электроэнергии. Дополнительными потребителями энергии могут быть:

  • электростеклоподъемники;
  • электроантенна:
  • аудиосистема;
  • кондиционер;
  • дополнительный вентилятор охлаждения в салоне;
  • дополнительный моторчик печки.

Если генератор окажется слабым, его зарядки будет не хватать, в результате может разряжаться аккумулятор. Поэтому во многих случаях владельцы «Газелей» стараются установить более мощный источник тока – от запаса мощности автомобиль никак не пострадает. Для газели существуют генераторы, вырабатывающие ток 65/75/90/100/115/120/135 Ампер. Бытует ошибочное представление – если мощность генераторного устройства большая, возможно закипание электролита в аккумуляторе. Но это неверно – генератор выдает ток в зависимости от нагрузки, а избыточное напряжение ограничивается реле-регулятором. У мощного генератора есть только два недостатка:

  • у такой электрической машины более высокая цена;
  • габаритный узел не всегда может подойти по размерам.

Старый тип или проверка 591.3702-01

Это совсем старый тип реле, он устанавливался еще на «копейки», а также на многие заднеприводные автомобили. Он также всегда отдельно крепился на кузове, но проверка здесь немного отличается по контактам.

Если взять их маркировку, то их всего два – «67» и «15». Первый контакт «67» — это минус как собственно и корпус реле, а вот «15» — это плюс. Принцип действия такой же, подсоединяем наше зарядное устройство  — начинаем проверку, повышаем напряжение до 14,5В, дальше смотрим на лампу. Если отключилась хорошо, нет – плохо, замена.

 Есть еще один «лайфхак» – если подключить лампочку, в обход реле регулятора к проводам которые шли на контакты 15 и 67, далее снять с плюсовой клеммы АКБ провод – если мотор не заглох, значит генератор «живой».

Замена генератора

Генераторный узел целиком на автомобиле меняют в следующих случаях:

  • если много деталей в устройстве требуют замены, и ремонт узла экономически не выгоден – проще и дешевле купить новый генератор;
  • нужно срочно ехать в рейс, и нет времени заниматься ремонтом;
  • новый генератор устанавливается, а старый ремонтируется и убирается про запас – он является резервным.

Сложность замены генераторного узла также зависит от модели двигателя, но на любом моторе работа производится достаточно быстро, так как она все же простая на всех марках машин «Газель». Проще всего заменить генератор на авто с 402-м движком, работу выполняем следующим образом;

Ремень генератора Газель

На автомобилях Газель генераторный ремень приводит в движение генератор, тем самым обеспечивая вращение ротора, за счет чего вырабатывается необходимый для бортовой сети электроток. Различные модели двигателей комплектуются разными типами и размерами ремней:

  • ЗМЗ-402 – зубчатый или гладкий поликлиновый ремень, размер – 10х1030 мм;
  • УМЗ-4216 – такого же типа, как и на моторе ЗМЗ-402, размер – 13х1040;
  • ЗМЗ-406 (405) с гидроусилителем руля – многоручейкового типа, длина – 1420 мм;
  • ЗМЗ-406 (405) без ГУР – многоручейкового типа, 1220 мм;
  • Chrysler – поликлинового типа, 1750 мм;
  • Cummins 2.8 – многоручейкового типа, 1226 мм.
  • пропадает зарядка;
  • слабо качает водяной насос, соответственно, начинает перегреваться двигатель;
  • появляется очень неприятный свист ремня.

Проверяем совмещенный реле-регулятора автомобиля

Первым будем проверять совмещенную схему реле-регулятора вместе со щеточным узлом. Такие сейчас ставятся на многие иномарки, да и кстати на многие отечественные автомобили (зачастую носят маркировку Я212А).

Как вы понимаете здесь обязательно снимать генератор и разбирать его, так как этот совмещенный узел крепится сзади рядом с валом генератора, по которому и ходят эти щетки. Для этого:

  • Ищем на генераторе сзади специальное «окошко», куда погружаются щетки.
  • Откручиваем болт крепления.
  • Извлекаем щеточный узел.
  • Очищаем его — как правило, он будет в графитовой пыли, щетки сделаны из графита, с применение специального угля.

Затем нам нужно его проверить, но для этого собираем определенную схему, желательно использовать блок питания с регулируемой нагрузкой или зарядное устройство. Также нам нужно взять обычную лампочку на 12В от автомобиля, например от «габаритов», будут нужны провода для сборки всей системы.

Возможно, нам понадобиться аккумулятор, ведь многие зарядные устройства без него не работают. А вот уже от провода с аккумулятора подсоединяем реле-регулятора, к щеткам которого подключаем лампочку на 12В, сделать это можно небольшими крокодильчиками, главное не сломать графитовые элементы. Небольшая схема для понимания.

Если подключить все в спокойном состоянии, то лампочка просто загорится и будет гореть, это нормально, так как щеточный узел является проводником электричества от вала. Напомню в спокойном состоянии, напряжение на щетках будет примерно 12,7В.

Теперь на зарядном устройстве нам нужно поднимать напряжение, до 14,5 В, лампа будет гореть, но при достижении этого порога она должна погаснуть! То есть 14,5 В это своего рода «отсечка» дальнейшего роста напряжения! Если понизить значение, то лампа опять должна загореться. Тогда ваш реле-регулятора рабочий, он прошел проверку.

В случае если напряжение достигло 15 — 16В, а лампочка горит, это значит реле вышло из строя его нужно заменить! Он не дает «отсечку» и будет способствовать перезаряду АКБ. Вот такая вот простая проверка. Сейчас небольшое видео по теме.

Как проверить реле — регулятора не снимая с машины?

Косвенные признаки

Если у вас «регулятор» вышел из строя – вы это очень быстро заметите, особенно если на улице зима и морозы. Дело в том, что будет присутствовать либо «недозаряд» либо перезаряд батареи.  При недозаряде – вы попросту не запустите свой автомобиль – приходите на стоянку вставляете ключ, а авто еле – еле крутит двигатель, либо вообще не запускает, иногда гаснут даже лампочки.

При перезаряде – будет происходить практически тоже самое, только поводом будет служить выкипание электролита из банок АКБ. Косвенно можно определить по быстрому уменьшению электролита в банках, и белому налету на аккумуляторе сверху, а также на частях кузова под ним. Стоит уже задуматься и проверить реле регулятора.

Однако это не наш метод, нам нужно убедиться более точно.

Правильный метод              

Для этого будем использовать наш вольтметр, нам нужно замерить напряжение на клеммах аккумулятора, при запущенном двигателе. Для начала хочу отметить что при незапущенном двигателе нормальное напряжение должно быть в пределах 12,7В, возможно чуть меньше, но если у вас уже 12В, то АКБ нужно подзаряжать! Или искать причины недозаряда.

ИТАК:

  • Запускаем двигатель
  • Ставим мультиметр на значение до 20 Вольт
  • Подсоединяем щупы к клеммам
  • Если напряжение примерно в пределах 13,2 – 14В, это нормально.
  • Увеличиваем обороты (скажем до 2000 — 2500), напряжение начнет расти, примерно от 13,6 до 14,2 В, это также нормально.
  • Далее пробуем на максимальных оборотах (более 3500), напряжение должно быть от 14 до 14,5В, но не больше!

Если у вас есть отклонения, в большую или меньшую сторону, а именно при любых оборотах напряжение так и осталось в 12,7В, или даже упало до 12В, то это говорит о неисправности реле-регулятора.

Также если напряжение выше 14,5В, например – 15 – 16В, опять же неисправен реле-регулятора, нужно менять.

Если быть до конца честным, не всегда неисправность указывает только не реле, зачастую выходит из строя сам генератор. Если «регулятор» находится отдельно, то нужно для начала поменять его, если ничего не поменялось, снимаем генератор и полностью проверяем систему. Если щеточный узел совмещен вместе с реле, то генератор нужно снимать обязательно!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: