Нормативные требования к рулевому управлению
Требования к элементам рулевого управления транспортных средств регламентируются Правилами ЕЭК ООН № 79.
Суммарный люфт в рулевом управлении в регламентированных условиях испытаний не должен превышать предельных значений, установленных изготовителем в эксплуатационной документации, а при отсутствии таких данных он не должен превышать 10° для легковых автомобилей и созданных на их базе агрегатов грузовых автомобилей и автобусов; 20° для автобусов; 25° для грузовых автомобилей.
Суммарный люфт в рулевом управлении — это угол поворота рулевого колеса от положения, соответствующего началу поворота управляемых колес в одну сторону, до положения, соответствующего началу их поворота в сторону, противоположную положению, примерно соответствующему прямолинейному движению транспортного средства.
Начало поворота управляемого колеса — это угол поворота управляемого колеса на 0,06 ± 0,01°, измеряемый от положения прямолинейного движения.
При проверке суммарного люфта необходимо выдерживать следующие условия испытаний:
- шины управляемых колес должны быть чистыми и сухими;
- управляемые колеса должны находиться в нейтральном положении на сухой ровной горизонтальной асфальтоили цементнобетонной поверхности;
- испытания автомобилей, оборудованных усилителем рулевого привода, проводятся при работающем двигателе.
Значение суммарного люфта в рулевом управлении определяют по углу поворота рулевого колеса между двумя зафиксированными положениями в результате двух или более измерений.
Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и уровень рабочей жидкости в бачке должны соответствовать требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной документации.
При органолептической проверке рулевого управления проверяется выполнение следующих нормативных требований:
- вращение рулевого колеса должно происходить без рывков и заеданий во всем диапазоне угла его поворота, неработоспособность усилителя рулевого управления (при его наличии на ТС) не допускается;
- самопроизвольный поворот рулевого колеса от нейтрального положения при неподвижном состоянии ТС с усилителем рулевого управления и работающем двигателе не допускается;
- максимальный поворот рулевого колеса должен ограничиваться только устройствами, предусмотренными конструкцией ТС;
- не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов рулевого управления относительно друг друга или опорной поверхности не допускаются;
- резьбовые соединения должны быть затянуты и зафиксированы способом, предусмотренным изготовителем ТС;
- применение в рулевом механизме и рулевом приводе деталей со следами остаточной деформации, трещинами и другими дефектами не допускается.
Повреждение и отсутствие деталей крепления рулевой колонки и картера рулевого механизма, а также не предусмотренное изготовителем ТС в эксплуатационной документации повышение подвижности деталей рулевого привода относительно друг друга или кузова (рамы) не допускаются.
Не допускается подвижность рулевой колонки в плоскостях, проходящих через ее ось. Рулевая колонка должна надежно соединяться с сопрягаемыми деталями и не иметь повреждений. Устройство фиксации положения рулевой колонки с регулируемым положением рулевого колеса, а также устройство, предотвращающее несанкционированное использование ТС, должны быть в рабочем состоянии.
Руление перехватом
Если необходимо повернуть рулевое колесо больше, чем на 90 градусов, например, заехать в угловатый поворот или развернуться, то вращая руль, «оторвать» руки от него, все же, придется. Рассмотрим, как это сделать рационально.
Условно рулевое колесо можно разделить на четыре сектора, ориентируясь по циферблату часов. Верхний сектор: 10-2, здесь мы держим руль. Сектор для работы левой рукой: 10-4, сектор для руления правой рукой: 8-2. Нижний сектор 8-4 остается нерабочим.
Держать руль в районе нижнего сектора совершенно не эффективно, а рулить этим сектором противоестественно. В нижнем секторе целесообразно не держать руль никаким хватом. Ниже по тексту станет понятно, как проходить эту зону.
При повороте руля налево основную работу делает правая рука, левая рука помогает вращать руль без остановки, а при повороте направо главенство рук меняется местами: левая рука – основная, правая рука – вспомогательная.
Начнем с вращения руля в правую сторону (физически автомобиль поворачивает направо), исходя из прямолинейного движения, когда руки находятся примерно в положении 10-2.
Плавно поворачиваете руль двумя руками вправо до положения 12-4, как на рисунке. В тот момент, когда правая рука дойдет до точки 4, локоть вот-вот упрется в туловище, а это значит, что правая рука дальше работать не сможет.
Продолжаете без остановки вращать руль левой рукой до положения 4, одновременно переносите правую руку вверх в положение 12 руля и захватываете его в этой точке. Теперь руль вращает правая рука.
Вращаете без остановки руль правой рукой до точки 4, теперь уже левая рука перемещается в положение 12.
Далее, чтобы повернуть колеса на необходимый угол нужно повторить эти действия. Возвращается рулевое колесо в исходное положение в обратном порядке.
Точно так же вращается руль в левую сторону (физически автомобиль поворачивает налево). Только руки теперь меняются местами – правая рука ведет, а левая рука помогает.
Если перехват в секторах 8-12 и 12-4, как было рассмотрено выше, покажется большим, то можно уменьшить зону перехвата (расстояние между кистями рук в момент захвата руля) до одного или двух кулаков, но технику перехвата менять нельзя.
Более того, все эти движения вполне естественны для рук человека и привыкнуть к ним очень легко. Достаточно несколько раз потренироваться в практическом применении.
Как держать руль
Если понаблюдать за проезжающими машинами, можно обратить внимание на то, как рулят разные водители. В первую очередь глаза отмечают позу, в которой они сидят, т.е
это посадка за рулем.
Среди прочего, взгляд замечает, что один может держать руль двумя руками, другой рулит одной рукой, при этом вальяжно «раскинувшись» в кресле.
Еще один, когда рулит, держит сигарету, а кто-то на ходу разговаривает по телефону, вращая руль одной рукой. Некоторые во время движения умудряются одной рукой рулить, а второй рукой печатать смс-ки в телефоне.
Увиденное может создать впечатление некой «крутости» водителя, и даже стать примером для подражания. Все это имеет место быть. Техническое оснащение современного автомобиля позволяет крутить руль не то, что одной рукой, а всего-лишь одним прикосновением ладони — настолько физически легко вращается руль.
Но в экстренной ситуации подобный способ руления не позволит удержать автомобиль на нужной траектории. Причем, экстренная ситуация может возникнуть не только во время движения в гололед, но и в обычных условиях на сухой летней дороге.
Один из примеров потери управления по причине запоздалой реакции рулевым колесом в летних условиях рассмотрен в статье Его подрезали, а он не справился. Это, так сказать, для общего понимания того, о чем сейчас идет речь.
В процессе управления автомобилем руль следует держать двумя руками. Почему это так, ответ простой — потому что быстро вращать рулевое колесо можно только двумя руками
Поверьте, есть немало ситуаций, когда быстрая работа рулевым колесом является важной необходимостью
К тому же, вращая руль одной рукой, не всегда сразу удается определить, куда «смотрят» передние колеса вашей машины, если точнее — в каком положении в данный момент они находятся
А знать это важно, потому что куда направлены передние колеса — туда машина и едет
Разумеется, руление одной рукой не возбраняется, например, на спокойном участке дороги. А в некоторых ситуациях руление в принципе возможно только одной рукой (об этом — в конце статьи), например, при переключении передач. Просто нужно отдавать себе отчет, какие могут быть последствия.
Оптимальное положение рук на рулевом колесе — примерно в позиции 10-2 (ориентир по циферблату часов). О том, как удобно разместить свои руки на руле, рассмотрено в статье Управление автомобилем. Часть 1. Посадка.
Ниже описаны следующие способы руления: без отрыва кистей рук, руление перехватом, руление с предварительным захватом, а также вращение руля одной рукой.
Типичные ошибки при рулении
Первой и самой распространенной ошибкой при работе рулевым колесом является неправильный хват руля, посмотрите рисунок ниже.
В таких положениях практически невозможно удержать руль, когда он будет «вырываться» из рук. Как следствие, в зависимости от ситуации, может произойти потеря управления автомобилем (мягко говоря, авто поедет «не туда»).
При поворотах на большой угол без «отрыва» рук от руля случается перекрестие рук. Когда руки на руле оказываются скрещенными, то рулить становится крайне неудобно, и в ответственный момент рулевое колесо может легко выскользнуть из рук. Результат — потеря управления.
Способ вращения руля ладонью — распространен на автомобилях с усилителем руля — тоже считается очень ненадежным. В этом случае контакт с рулевым колесом слабый, следовательно, теряется контроль за поворотом руля. А там, где теряется контроль, повышается вероятность потери управления.
После прохождения поворота иногда возникает желание расслабить кисти рук и «отпустить» руль. На машинах без усилителя руля колеса сами «становятся прямо». А, вот, на машине с усилителем руля, такой эффект не всегда срабатывает.
Поэтому, на выходе из поворота «бросать» руль нельзя, необходимо его возврат в положение «прямо» сопровождать руками. В противном случае есть риск потери контроля за положением управляемых колес.
Подробнее об этом — в статье Управление автомобилем. Часть 7. Выполнение поворота.
В следующей, третьей части серии Управление автомобилем, рассмотрен следующий орган управления, это педали. Как правильно работать педалями, если точнее, то каким образом и какими ногами нажимать на педали.
Оставайтесь на страницах сайта. Вы найдете для себя много интересного и полезного в плане собственной безопасности на дорогах.
Свой вопрос вы можете задать в форме для комментариев, которая находится в самом конце текстовой «ленты».
Будьте внимательны за рулем.
Навигация по серии статей
<< Управление автомобилем. Часть 1. ПосадкаУправление автомобилем. Часть 3. Педали >>
Как происходит регулировка развала схождения на классической ВАЗ 2107 своими руками: основные моменты
Развал, исчисляемый в угловых минутах как угол между проведенной через пятно контакта шины и ось линией и вертикальной плоскостью, составляет для пустого и нагруженного авто соответственно 0º±30″ и 0º5″±20″. Измерение фактической величины производится с помощью нити и груза, линейки или штангенциркуля:
- прислонить нить отвеса к верхней боковине покрышки;
- измерить величину от нити до обода диска в верхней и нижней точках;
- найти разность полученных величин (3 мм соответствуют 30″).
Изменение угла развала возможно путем установки/демонтажа шайб одновременно на двух болтах, закрученных радиально в ось нижнего рычага. Установив или убрав по одной пластине толщиной 0,5 мм, исследуемый угол уменьшится/увеличится на 7-9″.
Замечание! При изменении развала налаженный «сход» сбивается, а угол кастора остается неизменным.
Схождение, выступающее как отклонение вектора вращения покрышки от вектора прямолинейного движения, составляет 2-4 мм в условиях полной загрузки и 3-5 мм – в свободном от груза состоянии. После наладки развала регулировке схождения на ВАЗ 2107 своими руками должен предшествовать замер фактических значений с помощью нити с двумя крючками:
- зафиксировать руль;
- натянуть измерительную нить, зацепив крючки за внутренние обода переднего и заднего дисков, леска монтируется на уровне передней и задней осей;
- между ближней к передней оси боковой частью задней покрышки и нитью положить плитку толщиной 28, 31, 34, 37, что соответствует величине схождения 2, 3, 4, 5 мм.
Если натянутая веревка полностью не касается передней покрышки или достаточно далеко отстоит от задней шины, необходимо осуществить подналадку схождения. Производится процедура с помощью муфт рулевых тяг:
- ослабить фиксирующие элементы на муфте тяги рулевого управления, пользуясь ключами на «13»;
- отворачиванием/заворачиванием муфты обеспечить требуемую величину схождения;
- затянуть стяжки наконечников.
Основные регулировочные работы по рулевому управлению легковых автомобилей
Рулевое управление современных легковых автомобилей практически не требует обслуживания, однако следует постоянно проверять состояние защитных чехлов шаровых шарниров, люфты в деталях рулевого привода.
В автомобилях старых конструкций могут выполняться регулировки зазоров: в подшипниках рулевого механизма и в зацеплении ролика с червяком; в рулевых механизмах реечного типа.
Для регулировки зазоров в подшипниках червяка рулевого механизма (рис. 12): поворачивают рулевое колесо на один — полтора оборота влево, отвертывают болты крепления нижней крышки 19 и сливают масло из картера рулевого механизма. Сняв крышку, удаляют необходимое число регулировочных прокладок 18. После этого, закрепив нижнюю крышку, снова проверяют, нет ли осевого перемещения червяка в подшипниках. При отсутствии перемещения заливают в картер масло и проверяют усилие поворота рулевого колеса (установив передние колеса на гладкой плите), которое не должно превышать 200 Н.
Рис. 12. Схема рулевого механизма типа червяк-ролик: 1 — пластина регулировочного винта вала сошки; 2 — регулировочный винт; 3 — контргайка; 4 — пробка; 5 — крышка картера рулевого механизма; 6 — червяк; 7 — картер рулевого механизма; 8 — сошка; 9 — гайка крепления сошки; 10 — пружинная шайба; 11 — сальник вала сошки; 12 — втулка; 13 — вал сошки; 14 — ролик вала сошки; 15 — вал червяка; 16, 17 — подшипники червяка; 18 — регулировочные прокладки; 19 — нижняя крышка картера; 20 — ось ролика; 21 — подшипник ролика; 22 — сальник вала червяка; В, С — метки
После проверки и устранения люфтов в деталях рулевого привода (в случае обнаружения повышенного люфта в рулевом механизме) проводят регулировку зазоров зацепления ролика с червяком. Для этого ослабляют контргайку 3 регулировочного винта 2 и, приподняв пружинную шайбу 10, завертывают регулировочный винт до установления зазора (не рекомендуется слишком затягивать регулировочный винт). Затем, придерживая регулировочный винт отверткой, затягивают контргайку. Убедившись в том, что рулевой механизм имеет допустимый люфт, проверяют усилие поворота рулевого колеса. Если оно выше 200 Н, ослабляют регулировочный винт.
Регулировку зазоров в рулевых механизмах реечного типа производят при повышенном значении люфта рулевого управления (рис. 13). В процессе эксплуатации в конструкциях рулевых механизмов реечного типа повышенный люфт может возникать из-за увеличенного зазора между рейкой и шестерней, поэтому предприятия-изготовители рекомендуют производить затяжку регулировочного винта или гайки для устранения люфта. Устранить люфт можно и регулировочным винтом, заворачивая его на 20°.
Рис. 13. Рулевое управление реечного типа автомобиля Audi: 1 — регулировочный винт; 2 — нижний вал колонки рулевого управления; 3 — хомут; 4 — крышка
В настоящее время, учитывая повышенные требования к рулевому управлению, производится не восстановление отдельных его деталей, а замена шарниров деталей рулевого управления.
Для замены шарниров рулевых тяг используют специальные съемники (рис. 14). Гайки крепления шаровых пальцев боковой и средних тяг к сошке отвертывают и выпрессовывают шаровые пальцы из отверстий сошки и рычага.
Рис. 14. Внешний вид универсального съемника для выпрессовки шаровых пальцев
Для установки нового шарнира следует очистить внутреннюю поверхность гнезда тяги под корпус шарнира и запрессовать новый шарнир в отверстие тяги до упора. Заложить в новый колпак 6…10 г смазки «Литол-24». Напрессовать колпак на шарнир с помощью универсального съемника и зафиксировать колпак на пальце стопорным кольцом.
Снимая картер рулевого механизма, отмечают количество и размещение шайб между лонжероном и картером (если они имеются), чтобы поставить их на прежнее место при установке картера. Это необходимо для сохранения соосности вала рулевого управления и вала червяка.
Действия по замене
Прежде чем приступить к процедуре по замене руля автовладельцу надо серьезно подумать над тем какой тип этого устройства нужен для автомобиля. Многие склоняются к тому, чтобы поставить на свою машину спортивный руль
Конечно же, внешний вид такого устройства привлекает внимание. Небольшой по диаметру, утолщенный, с фигурными выемками, делающими удобным захват руля, он чаще всего выполнен из упругих, приятных на ощупь материалов
Тем не менее это не всегда мудрое решение.
Еще одно важное условие, которое надо соблюдать при выборе и покупке руля. Необходимо проверять место крепления на ступице нового устройства к рулевой колонке автомобиля, на котором производится замена рулевого колеса
Эта конструкция часто бывает изготовлена исключительно для конкретной модели автомобиля и не имеет унифицированного соединения.
Кроме того, на многих моделях машин на рулях размещены переключатели и кнопки управления различными автомобильными системами. Такие рулевые колеса называются многофункциональными. Поэтому для таких автомобилей подходят только уникальные устройства, так как схему управления автомобильными системами переделать очень сложно.
Покупая новый руль, надо представлять насколько удобно он будет размещаться в кабине, не станет ли помехой водителю.
Подобрав подходящее по всем параметрам устройство, можно приступать к его замене. Каких-то особых условий при этом соблюдать не требуется. Обязательными требованиями будут:
- необходимо зафиксировать автомобиль на горизонтальной поверхности ручным тормозом и включенной первой скоростью при неработающем двигателе, для страховки желательно установить под колеса механические упоры;
- обязательно обесточить автомобильные системы, сняв клеммы с аккумулятора.
- Для правильной установки нового рулевого колеса надо вытащить ключ из замка и поворотом колеса зафиксировать его в запирающем противоугонном устройстве. После этого нанести метки на панели приборов и рулевом колесе. Это необходимо для того, чтобы новое устройство было установлено правильно.
- Если имеются винты закрепляющие кнопки сигналов или накладки на ступицу, необходимо их открутить.
- С помощью отвертки поддеть и снять пластиковую или полиуретановую крышку, закрывающую ступицу.
- Удалить накладку включения сигнала. Если это более сложная конструкция, то отключить контактную фишку и блок подушки безопасности, которую следует уложить накладкой вниз.
- снятие накладки звукового сигнала
- отключение контактов
- Еще раз наносятся метки на внутренней стороне устройства и рулевой колонки.
- Открутить центральный болт, как правило, для этого нужна головка на «24». Откручивать болт надо постепенно, по мере снятия ступицы со шлицев методом покачивания колеса.
- Снять старое колесо и установить новый руль, собирая все детали в обратном порядке.
Замена рулевого колеса произведена. Для проверки правильности выполненных работ надо выровнять колеса.
https://youtube.com/watch?v=H015badaQu4
https://youtube.com/watch?v=lGCv0rJx8mU
Угол кастора: измерение и наладка
Угол между вертикалью и осью вращения колеса при повороте руля, обеспечивающий автоматическое выравнивание шин за счет движения, составляет 4º±30″ для загруженного и 3º±30″ – для незагруженного авто. Измерение угла производится с помощью специализированных шаблонов.
- любая регулировка угла кастора на своими руками влияет на развал и фактически не изменяет схождение колес;
- погрешность величины угла кастора между правым и левым бортом – не более 30″;
- П-образные шайбы необходимо монтировать пазом вниз.
Настройка параметра осуществляется путем перестановки шайб на болтах, фиксирующих нижний рычаг относительно его оси (расположены на торцах оси). Увеличение угла обеспечивается монтажом шайбы на болт, находящийся ближе к салону.
Как убрать люфт руля на ВАЗ 2107
Начать работу следует с проверки затяжки резьбовых соединений рулевого механизма и состояния рулевых тяг (наконечников). Погнутые тяги или изношенные шарниры рулевых наконечников подлежат замене. Для этого придется воспользоваться съемником и гаечным ключом на 22. Не стоит пытаться выровнять тяги или отремонтировать наконечники. В целях безопасности эти детали всегда нужно заменять новыми. Далее следует проверить состояние маятника и регулировку червячного редуктора. Изношенные втулки маятника необходимо заменить новыми. Для этого необходимо открутить от него рулевые тяги (используется ключ на 22 и съемник) и демонтировать маятник с автомобиля, открутив болты крепления. Маятник зажать в тиски, вынуть шплинт и открутить регулировочную гайку. Когда гайка откручена, можно разобрать маятник и заменить изношенные втулки новыми. При сборке маятника необходимо закрутить регулировочную гайку так, чтоб его сошка вращалась с усилием 1-2 килограмма. Если все детали заменены или исправны, а резьбовые соединения затянуты, регулировка люфта руля ВАЗ 2107 осуществляется за счет регулировки рулевого редуктора. Для этого понадобится ключ на 19 и мощная шлицевая отвертка. Регулировка выполняется следующим образом:
- выровнять колеса, установив их в положение, соответствующее прямолинейному движению;
- очистить крышку рулевого редуктора от грязи и масляных потеков;
- снять защитный колпачок с регулировочного винта;
- ключом на 19 ослабить контргайку, фиксирующую регулировочный винт;
- отверткой закрутить регулировочный винт, уменьшая люфт рулевого редуктора;
- затяните контргайку, удерживая регулировочный винт отверткой;
- проверьте, легко ли вращается рулевое колесо и соответствует ли люфт допустимым пределам;
- при необходимости повторите регулировку.
Таким образом можно отрегулировать люфт руля ВАЗ 2107 в соответствии с границами, установленными производителем.
Проверка люфта руля ВАЗ 2107
Большой люфт руля ВАЗ 2107 — понятие расплывчатое. Между тем, допустимый люфт руля имеет установленные нормативы. Для “классики” он составляет 5 градусов. Чтобы проверить люфт, на СТО используется специальный прибор — люфтомер. В домашних условиях можно обойтись без него. Для этого понадобится линейка, мел (или проволока) и помощь напарника. Проверка величины люфта выполняется следующим образом:
- установить машину на ровную площадку;
- проверить давление в шинах, при необходимости подкачать их;
- выставить руль так, чтобы колеса были направлены параллельно оси машины;
Важно: если колеса стоят ровно, а спица колеса перекошена, то возможно нарушение углов установки колес, наличие дефектов подвески и рулевого управления. Следует выполнить регулировку или ремонт рулевого управления и подвески
- разместите линейку так, чтобы она уперлась в приборную панель, касалась верхней частью переключателя света фар и, вторым концом, обода колеса;
- плавно вращайте руль, пока напарник следит за положением передних колес;
- как только колеса начнут смещаться, остановите вращение руля;
- сделайте мелом отметку на рулевом колесе напротив линейки (или оберните руль проволокой);
- плавно вращайте руль в другом направлении, пока напарник не заметит, что колеса начали поворачиваться;
- нанесите мелом на рулевое колесо еще одну отметку или оберните его вторым куском проволоки;
- померяйте расстояние между метками по ободу колеса.
Люфт 5 градусов соответствует смещению 17 мм при диаметре рулевого колеса 40 сантиметров.
🔍 Видео 📸
Почему люфтит рулевой редукторСкачать
Редуктор рулевой газели. ремонт. регулировка. сальник.Скачать
Рулевой механизм типа «винт-гайка-рейка-зубчатый сектор»Скачать
Причины тугой гур на право .Скачать
Устройство Рулевого РедуктораСкачать
Устранение люфта в рулевой тяге автомобиля ГАЗ ПАЗСкачать
Ремонт рулевого управленияСкачать
Рулевое управление Ремонт рулевого редуктора ч 1Скачать
НАГЛЯДНО. Как работает червячный механизм рулевого управления.Скачать
где находятся краны на печки паз 3204.Скачать
Редуктор Активного рулевого управления. Разборка.Скачать
как отрегулировать ГУР ЗИЛ убрать люфт на рулеСкачать
Болтает руль на автобусе паз АврораСкачать
гур 4331 сборка, регулировка, стендСкачать
ГАЗ-66. Регулировка рулевого редуктораСкачать
Прогресс 4, рулевой редуктор.Скачать