Ямз-238: мощное сердце автомобилей и военной техники

2.7. система питания и привод топливного насоса двигателей ямз-7601.10, ямз-7514.10, ямз-7513.10, ямз-7512.10, ямз-7511.10 — «важно всем» - автотранспортный портал

КрА3-255 Б1 Легенда бездорожья › Бортжурнал › Апгрейт топливной аппаратуры.

Доброго времени суток, комрады. Сегодня Вам поведаю о некоторых подвижках в преображении нашего КрАЗа. После шиномонтажа, для переезда на следующее место ремонта нужно было навести порядок с топливной системой. Итак, что же нас в ней тревожило и мешало спокойно спать?)1. Протекающий фильтр тонкой очистки( секла солярка между колбой и крышкой фильтра). герметик не справился с ней.2. Отсутствие связи между фильтром грубой очистки и ТНВД. Тут вина раскинулась между нами и вояками в соотношении 25 на 75. Изначально при покупке на фильтре отсутствовал выходной штуцер( кому-то очень сильно в хозяйстве пригодился). А трубопровод подводящий топливо к данному фильтру был нами успешно подпилен, чтобы соеденить бак с ТНВД напрямую, для нашего переезда из части в Могилев. Но как известно приехали мы на эвакуаторе, так что это была пустая трата времени.2.1. Так же вместо стандартного фильтра грубой очистки топлива, изначально планировалась установка фильтра-сепаратора с подкачкой.2.2 А вместо стандартного фильтра тонкой очистки планировалась установка фильтра с ямз-7511 со сменным катриджем.3. Не держал топливо обратный клапан на насосе. При разборе оказалось что кому-то понадобилась пружинка его.4. Некоторые уплотнительные шайбы не выдерживали никакой критики.Для всего этого были куплены 2 соответствующих фильтра, трубки отвода топлива от ТНВД к фильтру тонкой очистки от ЯМЗ-7511, изготовлены шланги на фильтр сепаратор, подводящий шланг с трубкой к топливоподкачивающему насосу. В результате предварительной примерки фильтра 7511 и трубок стало понятно, что просто так их не подружить с 238 мотором. фильтр оказался ниже на 110мм стандартного по расположению, и трубки по длине с ним не совсем тогда стыковались. После некоторых раздумий вернулись к стандартному фильтру тонкой очистки: куплен был фильтрующийй элемент и ремкомплект фильтра.

Итак, после моего 10 дневного отсутствия в стране, и присутствия в/на Украине. Вчера приступили к процессу.Предварительно подготовили фильтр тонкой очистки. Отмочили его в растворителе, вычистили всю многолетнюю грязь. Покрасили.

И этот момент настал. Фильтра установили без проблем, правда вот с отводящими трубками от ТНВД пришлось повозится.

Никогда бы не подумал. что этих три трубки нужно ставить в каком-то особом порядке ( это как в случае с пластинами на шкиве компрессора)). Но с этой проблемкой было вскоре покончено.

После танцов с бубном, вызова духов конструкторов ЯМЗ, настройки всех звезд, воспоминаний царей и цариц, с некоторым предыханием был произведен первый пуск с новыми элементами топливной аппаратуры. По итогу могу сказать что все работает и не вызывает пока что вопросов.

Схема установки ТНВД для двигателя ЯМЗ-238

Установка ТНВД происходит по следующему алгоритму:

  1. Ведомая полумуфта (рис. 1, 2) устанавливается на муфту опережения (демпферную муфту) и закрепляется болтами;
    Рис. 1. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ2 и ЯМЗ-238ДЕ2: 1 — ведущая полумуфта; 2 — болт клеммового соединения; 3 — фланец полумуфты; 4 — пластины привода; 5 — болты крепления пластин привода; 6 — шайбы; 7 — демпферная муфта; 8 — указатель; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на демпферной муфте
    Рис. 2. Привод топливного насоса высокого давления двигателей ЯМЗ-238БЕ и ЯМЗ-238ДЕ: 1 — вал привода; 2 — пластины привода; 3 — ведущая полумуфта; 4 — болты; 5 — болт клеммового соединения; 6 — болты; 7 — полумуфта ведомая; 8 — муфта опережения впрыскивания топлива; 9 — топливный насос высокого давления; А — метка на муфте; Б — метка на указателе.
  2. Поворачиваем муфту так, чтобы бобышки ведомой полумуфты оказались горизонтально, а насечка на торце муфты встала в область указателя;
  3. Далее нам понадобится фланец полумуфты привода ТНВД в сборе с ведущей полумуфтой и пакетами пластин на вал привода, при этом выступ «А» на фланце полумуфты будет располагаться слева, если взглянуть со стороны вентилятора на привод;
  4. Далее на двигатель устанавливаем топливный насос высокого давления с демпферной муфтой в сборе, фиксируем болтами. Регулируем плоскость пакетов пластин с помощью движения фланца полумуфты по валу привода и только после этого закручиваем стяжной болт привода и устанавливаем угол опережения впрыскивания. Топливный насос должен быть установлен на блок цилиндров двигателя вертикально, при этом болты крепления нужно закручивать равномерно, без завала насоса. Последний момент затяжки болтов крепления насоса 30. 40 Нм (3. 4 кг/см). Соединяем отделы насоса с форсунками топливопроводами высокого давления в порядке, указанном на рис.3.
    Рис. 3. Схема соединения топливопроводами высокого давления секций ТНВД и форсунок цилиндров двигателя.
  5. Регулируем угол опережения впрыскивания топлива. Оцениваем количество масла в корпусах топливного насоса высокого давления и регулятора. В случае необходимости добавляем масла до уровня отверстия под трубку отвода масла. Стыкуем трубки провода и отвода масла с топливопроводами.

Запустив двигатель, регулируем минимальную частоту оборотов холостого хода коленчатого вала таким образом:

  1. Ослабляем контргайку и выворачиваем корпус буферной пружины на 2-3 мм.
  2. С помощью болта ограничения минимальной частоты вращения (рычаг управления упирается в данный болт) подрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода до появления небольших вибраций частоты вращения коленчатого вала двигателя. Когда болт вкручивается, обороты двигателя возрастают, когда выкручиваются — сокращаются.
  3. Ввинчиваем корпус буферной пружины до пропадания непостоянства частоты вращения. Строго запрещено ввинчивать корпус до совпадения его торца с торцом контргайки. Завершив регулирование необходимо закрепить болт минимальной частоты вращения и корпус буферной пружины гайками.

Минимальная частота вращения холостого хода также регулируется в новом моторе в самом начале его использования. Стоит отметить, что строго запрещено нарушать регулировку максимальных оборотов, произведенную на заводе-изготовителе, без дальнейшего контроля на стенде во время эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ 238 технические характеристики

Двигатель данной модификации отличается от предыдущей версии ЯМЗ 236 числом цилиндров.

  1. Базовые модели ЯМЗ-238 являются 4-х тактными восьмицилиндровыми дизельными силовыми агрегатами.
  2. Расположение цилиндров – У-образное.
  3. Вырабатываемая мощность равна 180 – 240 лошадиных сил.
  4. Впрыск топлива – непосредственного типа.
  5. Охлаждение – жидкостное.
  6. Выпускаемые версии моделей – атмосферные и с турбонаддувом.
  7. Удельный расход топлива двигателя ЯМЗ 238 – 214 г/кВт.ч (157 г/л.с.ч).
  8. Объем двигателя ЯМЗ 238 – 14,85 метров куб.
  9. Вес двигателя ЯМЗ 238 равен 820 – 1010 кг.

Дизельные двигатели 238-й серии оборудованы механическим топливным насосом ТНВД. С целью обеспечения максимально равномерного сгорания дизтоплива, для каждого рабочего цилиндра предусмотрена индивидуальная плунжерная пара. Сам насос ТНВД расположен в развале рядов цилиндров.

На основе конструкции ЯМЗ 238 создано большое количество модификаций для автомобилей различных моделей. В модельный ряд восьмерки входят следующие разновидности дизельных двигателей внутреннего сгорания: 238Д, 238ДЕ2, 238М2, 238НД5, 238Д1, 238ДЕ, ЯМЗ-238нд5, ЯМЗ-238н, ЯМЗ-238м2-5, ЯМЗ-238м2-2, ЯМЗ-238д2, ЯМЗ-238де2-21, ЯМЗ-238м2-11.

Модификации двигателя ЯМЗ-238

На сегодняшний день, в актуальном официальном прайсе на сайте ЯМЗ, представлено 25 различных модификаций двигателя ЯМЗ-238, доступных для заказа. Среди них имеется целый ряд турбированных версий, включая серии ДЕ, которые предназначены для самосвалов, грузовиков, седельных тягачей МАЗ, КрАЗ и “Урал”, а также для тракторов и лесовозов. На самом деле, общий список доступных модификаций этого двигателя насчитывает целых 86 позиций.

Мне нравитсяНе нравится

ЯМЗ-238 атмосферный

Двигатель ЯМЗ-238 в атмосферной версии представляет собой надежный и широко используемый дизельный двигатель с классическим V-образным расположением цилиндров. Он обладает оптимальной комбинацией мощности и экономичности, что делает его привлекательным выбором для различных типов транспортных средств и специализированной техники.

ЯМЗ-238/Евро-0 Турбо

Это модификации моторов ЯМЗ-238/М2 с усиленной турбонаддувом. Они отличаются не только наличием турбины, но и рядом конструктивных изменений в блоке цилиндров и цилиндро-поршневой группе. В процессе разработки этих двигателей были также улучшены топливный насос высокого давления и коленчатый вал.

Ассортимент завода предлагает различные модели ЯМЗ-238, включая варианты с маховиками для двух- или одно-дисковых сцеплений, а также с правосторонними органами управления по специальному заказу, чтобы удовлетворить потребности различных типов техники.

ЯМЗ-238/Евро-1 Турбо

Двигатели этой серии являются усовершенствованными версиями двигателей Евро-0. Они имеют ряд особенностей в своей комплектации, включая установку жидкостно-масляного теплообменника, муфт для включения вентилятора и воздуховодов к охладителю наддувочного воздуха, которые прямо устанавливаются на двигателе.

Мне нравитсяНе нравится

ЯМЗ-238/Евро-2 Турбо

Двигатели этой категории, особенно серия ДЕ, представляют собой результат дальнейшей модернизации турбированных двигателей ЯМЗ-238. Двигатели данной серии оснащены современным модернизированным топливным насосом высокого давления.

Ниже,  в таблице представлены основные модификации этого типа двигателя и их технические характеристики (основные отличия).

Мощность, л.с. (кВт) Частота вращения, об/мин Крутящий момент, Н•м (кгс•м) при об/мин Модификация
235 (173) 1700 1108 (113) при 1300 ЯМЗ-238НД3
235 (173) 1700 1108 (113) при 1300 ЯМЗ-238НД6
240 (177) 2100 882 (90) при 1500 ЯМЗ-238 (базовый)
250 (184) 1900 1108 (113) при 1300 ЯМЗ-238НД4
250 (184) 1900 1108 (113) при 1300 ЯМЗ-238НД7
280 (206) 2100 1029 (105) при 1500 ЯМЗ-238ПМ
290 (184) 2000 1128 (115) при 1400 ЯМЗ-238ДК
300 (220) 1900 1280 (131) при 1300 ЯМЗ-238НД5
300 (220) 1900 1280 (131) при 1300 ЯМЗ-238НД8
320 (235) 2100 1117 (114) при 1500 ЯМЗ-238ФМ
330 (243) 2000 1225 (125) при 1400 ЯМЗ-238ДК
330 (243) 2100 1225 (125) при 1300 ЯМЗ-238Д
330 (243) 2100 1225 (125) при 1300 ЯМЗ-238ДЕ
330 (243) 2100 1274 (130) при 1200 ЯМЗ-238ДЕ2
330 (243) 1900 1274 (130) при 1200 ЯМЗ-6582
360 (265) 1900 1570 (160) при 1200 ЯМЗ-7512
400 (294) 1900 1715 (175) при 1200 ЯМЗ-7511
400 (294) 1900 1764 (180) при 1200 ЯМЗ-6581
420 (309) 1900 1764 (180) при 1200 ЯМЗ-7513

Неисправности двигателя ЯМЗ-238

Ниже представлена таблица, содержащая информацию о различных поломках двигателя и их причинах, а также рекомендации по их устранению. В таблице перечислены распространенные проблемы, такие как перегрев двигателя, плавающие обороты, дымление и другие. Это руководство поможет вам быстро определить возможные причины поломок и принять соответствующие меры для их решения.

Поломка Причины Устранение
Греется двигатель Грязный радиатор, проблемы с помпой или термостатами Проверить и очистить радиатор, проверить помпу и термостаты, заменить прокладку ГБЦ и проверить головки на наличие трещин
Плавают обороты Проблемы с ТНВД или воздух в топливной системе Проверить настройку ТНВД, настроить холостые обороты, удалить воздух из топливной системы
Не развивает обороты Неправильная настройка насоса, засорение фильтров, проблемы с топливной системой Проверить настройку насоса, заменить фильтры, проверить топливную систему
Дергается на малых оборотах Проблемы с топливной системой (насос, форсунки) и зажиганием Проверить топливную систему (насос, форсунки) и зажигание
Троит Недостаток топлива, проблемы с ТНВД, топливными фильтрами, форсунками или трубками Проверить ТНВД, топливные фильтры, форсунки и трубки для обнаружения проблем
Глохнет или заводится и глохнет Подсос воздуха, проблемы с топливными фильтрами, насосом или посторонние предметы в баке Проверить наличие подсоса воздуха, состояние топливных фильтров, насоса и бака
Стук в двигателе Проблемы с форсунками, насосом, зажиганием, клапанами, кольцами или вкладышами Вскрыть двигатель для осмотра и проверки форсунок, насоса, зажигания, клапанов, колец и вкладышей
Дымит Белый дым – наличие воды или охлаждающей жидкости в цилиндрах, черный дым – избыточное топливо, синий дым – горящее масло Устранить проблему с водой или охлаждающей жидкостью, убавить топливо, проверить состояние масла
Вибрация Проблемы с маховиком, зажиганием, опорами мотора, карданным валом или несбалансированным коленвалом Проверить маховик, зажигание, опоры мотора, карданный вал и коленвал для обнаружения причины
Не заводится Проблемы с форсунками и насосом Проверить форсунки и насос для выявления причины
Трещины в ГБЦ Образование трещин на межклапанной перемычке Обратиться к специализированным компаниям для восстановления головки цилиндров

Регулировка ТНВД ЯМЗ-238

От правильности выполнения регулировки насоса зависят все рабочие показатели силового агрегата: мощность, производительность, экономичность, эксплуатационный ресурс. Поэтому все этапы процесса регулировки крайне важны и должны выполняться только высокопрофессиональными специалистами с использованием технологического оборудования. Зачастую ТНВД описываемой марки регулируется на таких стендах:

Регулировка параметров ТНВД на стенде обязательно осуществляется с форсунками, которые будут работать с ним на двигателе. Порядок работы во время проведения настроек очень важен, поскольку нарушение последовательности выполняемых мероприятий является причиной некорректной работы насоса в дельнейшем. На начальном этапе настраивается топливоподача между секциями насоса, после чего – оптимальная величина впрыска. Подача рабочей смеси настраивается при помощи моментоскопа, при этом автоматическая муфта опережения должна быть снята. Равномерность и величина подачи смеси по секциям ТНВД регулируется при помощи кулачкового вала. Конечным этапом настройки является смазка всех взаимодействующих элементов.

Как правильно выставить зажигание на двигателе ЯМЗ 7511

Для владельцев грузовых автомобилей с силовым агрегатом ЯМЗ 7511 требуется верно выставить угол опережения впрыскивания топлива (УОВТ). Это требуется для нормальной и качественной работы всего транспорта. О том, как правильно выставить зажигание на ЯМЗ 7511 пойдет речь далее. Оценить состояние и откалибровать тепловые щели поршневого узла нужно прежде, чем запускать, а также после обкатки, но только не раньше чем через 15 минут после затихания двигатель внутреннего сгорания (ДВС).

Прежде чем приступать к калибровке щелей требуется активировать подачу горючего скобой регулятора, также необходимо извлечь клапанные крышки ЯМЗ 7511 головок цилиндров. С помощью динамометрического ключа оценить степень затяжения шайб, фиксирующих оси коромысел.

Оценка и калибровка угла опережения впрыскивания топлива ЯМЗ-7511

Совет! Угол опережения впрыскивания топлива должен составлять 6J*1.

Крутить коленвал слева направо (со стороны кулера) необходимо до тех пор, пока не будет совмещения штриха на диске, который соответствует УОВТ. Стоит отметить, что поршни первого цилиндра должны быть закрыты.

Как говорилось ранее, крутить коленвал необходимо особым ключом за шуруп фиксации шкива. Метка маховика должна совместиться с меткой указателя. Если совмещения не произошло, то стоит сделать следующее:

  • расслабить фиксации шурупа клеммового соединения;
  • кручением гасителя совместить штрихи;
  • аккуратно зафиксировать болт.

При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости допустимо на 1 мм в обе стороны. Измерять отклонение нужно в местах фиксации пластин.

Обслуживание

Обслужить двигатель ЯМЗ 7511 достаточно просто, поскольку особых отличий от обслуживания старшего брата 238-го — не существует. Каждое плановое сервисное обслуживание должно проводиться с периодичностью 20 000-25 000 км пробега. Если следовать инструкции по обслуживанию и ремонту, то необходимо выполнять следующий ряд операций:

  1. Замена масла.
  2. Регулировка клапанного механизма.
  3. Замена фильтров. Так, в зависимости от модификации мотора могут быть или не быть следующие фильтрующие элементы: фильтр тонкой и грубой очистки масла, фильтрующий элемент для грубой и тонкой очистки топлива, воздушный фильтр, экофильтр для выхлопа.
  4. Очистка форсунок.
  5. Регулировки, связанные с топливным насосом высокого давления.
  6. Другие операции, направленные на техническое обслуживание силового агрегата.

Краткая история разработки двигателя ЯМЗ-238

Данный двигатель, изготавливаемый на моторном заводе в Ярославле с 1960 года, представляет собой восьмицилиндровый дизельный агрегат с объемом 15 литров и мощностью 300 л.с. Для своего времени это было весьма впечатляющим. Цилиндры двигателя расположены в форме буквы V, находясь друг от друга под углом 90 градусов. Он оснащен системой жидкостного охлаждения и имеет массу 1075 килограмм.

ЯМЗ-238 был одним из наиболее распространенных двигателей в СССР и использовался в различных моделях грузовиков, автобусов и комбайнов. Такие знаменитые марки, как КрАЗ, МАЗ, комбайн Дон и трактор Кировец, работали на нем. Несмотря на то, что этот двигатель был разработан почти 60 лет назад, его производство продолжается и по сей день. На заводе сегодня также выпускаются более современные агрегаты, но ЯМЗ-238 остается незаменимым для множества видов техники, и водители всегда отзывались о нем очень положительно.

Мне нравитсяНе нравится

Виды и причины неисправностей ТНВД

Эксплуатация дизельных автомобилей показывает, что их работа зависит от различных параметров. В числе этих показателей – износ составляющих топливного насоса. Необходимо знать признаки, указывающие на проблемы в ТНВД.

Основные симптомы неполадок с топливным насосом, указывающие на необходимость ремонта:

  • топливная система дала течь;
  • двигатель стал потреблять больше топлива;
  • ремень ГРМ соскочил с шестерни привода топливного насоса;
  • двигатель стал запускаться с трудом;
  • мотор начал перегреваться;
  • появились необычные шумы при работе мотора;
  • двигатель стал больше дымить при обычных условиях работы.

Если хоть один из этих признаков имеет место, нужно оперативно отдать авто на диагностику и ремонт в профессиональную СТО. Там проверят работу насоса и установят процент износа каждого элемента. В случае необходимости произведут ремонт ТНВД, после чего его характеристики вернутся к заводским.

Топливные насосы высокого давления чаще всего проявляют следующие неполадки:

  • Сбои в работе, вызванные загрязнением. В ТНВД неизбежно попадают пыль и грязь из окружающей среды, а также нагар с поршней и внутренней части цилиндров. Загрязнения забивают клапаны и каналы, затрудняя ход плунжера. В итоге возрастает нагрузка на металл, из которого изготовлены части насоса. Усталость металла приводит к значительному снижению жесткости и прочности конструкции. Проблемы с загрязнением устраняются в ходе профилактики и ремонта.
  • Неравномерность подачи и распределения горючего. Такая неисправность возникает, если поводки плунжеров, зубья втулки, рейки, плунжера и нагнетательные клапаны существенно изношены. Также проблемы с нагнетанием топлива появляются в случае загрязнения или разрушения форсунок.
  • Выработка ресурса плунжерной пары. С течением временем плунжерная пара изнашивается и появляются «плавающие» обороты при работе двигателя на холостых оборотах. Также увеличивается расход горючего. Так как при этом снижается компрессия, то герметичность всей системы тоже нарушается. В особо запущенных случаях повреждается поверхность плунжера, тянущая за собой нестабильную работу двигателя и перегрев подшипников.
  • Брак изготовления. Некоторым автовладельцам приходится решать проблему повредившегося алюминиевого корпуса ТНВД. При этом на поверхности появляются явно видимые трещины. Эти повреждения могут распространяться вплоть до подшипников. Производственным браком также считается заклинивание втулки плунжера. Все эти неисправности решаются только полной заменой топливного насоса.
  • Износ и поломки подшипников. В результате этих неполадок ТНВД ухудшает рабочие параметры вследствие увеличения силы трения в движущихся частях.
  • Заклинивание поршня. Встречается ситуация, когда плунжер насоса заклинивает во втулке. Последствиями могут быть поломка шестерни, зубчатой рейки, вала с кулачками, регулятора или шпоночных соединений. Часто поршень заклинивает из-за попадания воды.
  • Износ движущихся частей из-за уменьшения количества смазки.
  • Ржавчина в паре плунжер-втулка из-за высокого содержания влаги в горючем.
  • Перегрев насоса несмотря на исправность охлаждения. Основные причины явления – недолив антифриза или забивание каналов охлаждающей жидкости.
  • Изнашивание сальников и прокладок. Следствием являются масляные подтеки, нестабильность работы мотора на холостых и высокая дымность выхлопных газов.

Самый опасный признак неисправности ТНВД – масляная эмульсия в системе охлаждения. Это прямое свидетельство разрушения деталей. В данном случае нужно в процессе ремонта заменить все поврежденные комплектующие.

Описанные выше неполадки могут быть вызваны различными причинами:

  • Механический износ деталей. Каждый компонент ТНВД имеет свой ресурс эксплуатации и со временем изнашивается. Ускорить этот процесс может низкокачественное горючее.
  • Попадание инородных веществ. Вода, пыль и грязь могут спровоцировать полный отказ ТНВД и других элементов системы питания мотора.
  • Загрязнение фильтра топлива. При забитом фильтре существенно падает пропускная способность. Как следствие, ТНВД не в состоянии сжать топливо-воздушную смесь до нужного давления.
  • Нарушение герметичности системы подачи топлива. В случае наличия подсосов воздуха насос также не сможет развить нужное давление, что негативно сказывается на его ресурсе работы.

Технические характеристики

Устройства мотора ЯМЗ 7511 несколько отличается от своих предшественников. Конструкторы усовершенствовали ряд узлов и агрегатов, что позволило не только увеличить мощность ДВС, но и срок эксплуатации. Так, Конструктивных изменений потерпели:

  • Установлен жидкостно-маслянный теплообменник.
  • Монтирован водяной насос повышенной производительности.
  • Улучшенная группа гильза-поршень с системой масляного охлаждения.
  • Обновление топливных насосов высокого давления топлива.

Теперь рассмотрим основные технические характеристики, которые имеет двигатель ЯМЗ 7511:

Наименование Характеристика
Тип Дизель, турбированный дизель
Объем 14,86 литров (14 860 см куб)
Конфигурация, параметр V-образная
Количество цилиндров 8
Количество клапанов 16
Эконорма Евро-2
Диаметр цилиндра 130 мм
Степень сжатия 16,5
Охлаждение Жидкостное
Клапанный механизм OHV
Материал исполнения блока и головки Чугун
Ресурс 800 000 — 1 000 000 км пробега
Топливо Дизельное топливо
Порядок работы цилиндров 1-5-4-2-6-3-7-8
Применяемость Бортовые автомобили, шасси МАЗ-533608-020, МАЗ-533608-021, МАЗ-533608-043, МАЗ-630308-020, МАЗ-630308-021, МАЗ-630308-040, МАЗ-631708-010, МАЗ-631708-020, МАЗ-631708-030, МАЗ-631708-041, МАЗ-631708-061; седельные тягачи МАЗ-543208-0204, МАЗ-544008-030-020, МАЗ-544008-030-021, МАЗ-642208-020, МАЗ-642208-022, МАЗ-640308-020-010, МАЗ-640308-020-020; лесовозы, сортиментовозы МАЗ-641708-220, МАЗ-630308-226

Регулировка ТНВД ЯМЗ-238

От правильности выполнения регулировки насоса зависят все рабочие показатели силового агрегата: мощность, производительность, экономичность, эксплуатационный ресурс. Поэтому все этапы процесса регулировки крайне важны и должны выполняться только высокопрофессиональными специалистами с использованием технологического оборудования.

Зачастую ТНВД описываемой марки регулируется на таких стендах:

Регулировка параметров ТНВД на стенде обязательно осуществляется с форсунками, которые будут работать с ним на двигателе. Порядок работы во время проведения настроек очень важен, поскольку нарушение последовательности выполняемых мероприятий является причиной некорректной работы насоса в дельнейшем.

На начальном этапе настраивается топливоподача между секциями насоса, после чего – оптимальная величина впрыска. Подача рабочей смеси настраивается при помощи моментоскопа, при этом автоматическая муфта опережения должна быть снята. Равномерность и величина подачи смеси по секциям ТНВД регулируется при помощи кулачкового вала. Конечным этапом настройки является смазка всех взаимодействующих элементов.

Оценка и калибровка угла опережения впрыскивания топлива ЯМЗ-7511

Для настройки УОВТ на картере маховика ЯМЗ 7511 есть пара люков. На самом диске в двух точках стоят отметки углов: для нижнего указателя эти сведения указываются в числовом формате, для бокового – в буквенном формате. Определенным буквам отвечают определенные параметры:

Совет! Угол опережения впрыскивания топлива должен составлять 6J*1.

Крутить коленвал слева направо (со стороны кулера) необходимо до тех пор, пока не будет совмещения штриха на диске, который соответствует УОВТ. Стоит отметить, что поршни первого цилиндра должны быть закрыты.

Как говорилось ранее, крутить коленвал необходимо особым ключом за шуруп фиксации шкива. Метка маховика должна совместиться с меткой указателя. Если совмещения не произошло, то стоит сделать следующее:

  • расслабить фиксации шурупа клеммового соединения;
  • кручением гасителя совместить штрихи;
  • аккуратно зафиксировать болт.

При этом отклонение пакета пластин от положения в одной плоскости допустимо на 1 мм в обе стороны. Измерять отклонение нужно в местах фиксации пластин.

Техническое обслуживание двигателя ЯМЗ-238

Проведение технического обслуживания (ТО) является важной профилактической мерой для поддержания работы силового агрегата в хорошем состоянии. Регулярное и полноценное выполнение ТО способствует длительному сроку эксплуатации и надежной работе двигателя

Для модели ЯМЗ-238 производителем предусмотрены следующие виды технического обслуживания:

  • Ежедневные работы (ЕО) выполняются после окончания рабочей смены.
  • ТО-1 проводится каждые 500 часов работы мотора.
  • ТО-2 рекомендуется выполнять через 1000 часов работы.
  • Сезонные работы (СО) выполняются при переходе к эксплуатации в зимнем или летнем сезоне.
  • Первоначальное обслуживание (ПО) проводится после обкатки нового двигателя и через 50 часов работы.

Мне нравитсяНе нравится

Следование указанным регламентам технического обслуживания поможет поддерживать оптимальную работу двигателя и его долговечность.

Вид ТО Основные манипуляции
Ежедневное (ЕО) Проверка внешних дефектов, очистка от грязи, проверка уровня рабочих жидкостей, заливка при необходимости
ТО-1 Проверка топливных фильтров, замена масла и фильтра смазки, подтягивание приводных ремней, регулировка клапанов, крепежные работы
ТО-2 Все операции ТО-1, плюс регулировка ТНВД и топливных форсунок, замена масла в МКПП
Сезонное (СО) Смена смазочных материалов, проверка герметичности топливопроводов и системы охлаждения
Первоначальное (ПО) Осмотр двигателя, проверка на утечки рабочих жидкостей, протяжка головки блока

Конструкция дизеля ЯМЗ 238

Дизельные двигатели 238-й линейки конструктивно выполнены по общей схеме с моторами 236-го ряда. С целью уменьшения массы, габаритов механизма, используется рациональная компоновка (цилиндры расположены в виде буквы У, под углом в 90 градусов).

Схема – поперечный разрез дизеля ЯМЗ 2386:

В перечень позиций дизельного двигателя ЯМЗ-238 входит большое количество рабочих узлов, деталей, систем:

  • блок цилиндров;
  • головки блока цилиндров (2 шт.);
  • механизм газораспределения (шестерни газораспределительные, распред вал, толкатели, клапаны, пружины);
  • блок-картер;
  • поддон;
  • шатунно-поршневая группа;
  • коленчатый вал;
  • топливная аппаратура (топливный насос ТНВД, регулятор числа оборотов, форсунки, топливный фильтр, трубопроводы топливной системы);
  • система охлаждения (водяной насос, вентилятор, теплообменник);
  • система смазки (масляные фильтры грубой и тонкой очистки, масляный насос);
  • выхлопные коллекторы;
  • сеть трубопроводов (газо-подводящих, отводящих, водяных);
  • электростартер;
  • подкачивающий насос низкого давления;
  • автоматическая муфта опережения топливного впрыска;
  • картер маховика, маховик;
  • картер муфты сцепления;
  • механизм сцепления.

Основное отличие 238 от базовой модели 236 состоит в использовании различного количества рабочих цилиндров. Это отражается в последних цифрах названия двигателей: 8 и 6, которые соответствуют количеству цилиндров, входящих в данные конструкции.

В отличие от стандартной конструкции двигателя внутреннего сгорания, здесь имеется не одна головка ГБЦ, а две взаимозаменяемые детали. Отдельные агрегаты и узлы двигателей ЯМЗ 238 и 236 высоко унифицированы. Оригинальными считаются те элементы, чьи размеры зависят от количества цилиндров.

Моторные масла для дизельных двигателей ЯМЗ 238

Рекомендованные марки для замены моторного масла в дизеле ЯМЗ 238: М8ДМ, М-10ДМ.

Масло М8ДМ предназначена для использования в дизельных моторах. Основой для производства данного материала служит сернистая нефть. Чтобы улучшить полезные свойства, технические характеристики и увеличить эффективность данной смазки, в ее состав включены специальные добавочные вещества – высококачественные присадки. Это позволяет защитить рабочие узлы и детали силового агрегата от вредных воздействий коррозии, ускоренного износа, преждевременных деформаций, получаемых в результате резких скачков температур. При использовании моторного масла М8ДМ дизельный двигатель работает стабильно, плавно в течение всего эксплуатационного периода.

Моторная смазка М-10ДМ относится к высококачественным смазочным материалам малозольного типа. Данная марка рекомендована для использования в летний период. Сфера применения – двухтактные дизельные моторы и двигатели, оснащенные турбонаддувом, работающие в тяжелых условиях повышенной сложности. При использовании масла данной марки в двигателях внутреннего сгорания без турбонаддува замечено резкое увеличение интервала между сервисными заменами смазочного материала.

Конструкция системы подачи топлива

Конструкция системы обеспечения силового агрегата топливом состоит из следующих элементов:

  • ТНВД;
  • корректор смесеобразования;
  • трубки высокого давления;
  • магистральные топливопроводы;
  • регулятор частоты вращения;
  • фильтровальные элементы;
  • насос подкачки топлива;
  • форсунки.

Кратко опишем принцип функционирования системы топливоподачи. Насос подкачки топлива обеспечивает его подачу к ТНВД через фильтры грубой и тонкой очистки. В соответствии с режимом работы силового агрегата, ТНВД через форсунки осуществляет впрыск рабочей смеси в цилиндры двигателя. Схема топливной системы устроена таким образом, что излишки смеси через магистральные трубки поступают обратно в бак.

Принцип работы ТНВД ЯМЗ-238

Насос имеет компактные размеры, располагается в подкапотном пространстве на плоскости силового агрегата, между рядами цилиндров. ТНВД имеет восемь секций (по одной на каждый цилиндр) и шестеренчатый привод. Насос топливный, в зависимости от мощности мотора, бывает нескольких типов, каждый из которых выделяется своими конструкционными особенностями и способом регулировки.

Принцип функционирования ТНВД не отличается сложностью, но имеет определенные нюансы. Для создания первичного давления в системе предусмотрен насос подкачки топлива, который подает рабочую смесь в камеры ТНВД, при этом плунжер занимает нижнее положение. Как только плунжер начинает поступательное движение, при достижении определенного положения он открывает нагнетательный клапан для дальнейшей подачи смеси и осуществления ее впрыска. Увеличение давления в топливной камере осуществляется за счет поступательного движения плунжера вверх.

При достижении максимального давления игла форсунки поднимается и в цилиндр начинает подаваться рабочая смесь. Как только плунжер достигнет конечное верхнее положение, давление рабочей смеси в нагнетательном контуре резко начнет снижаться. В результате этого игла форсунки займет свое начальное положение и впрыск топлива прекратится.

Одной из самых распространенных неисправностей ТНВД является изношенный сальник. В этом случае ремонт не составляет трудностей и его можно выполнить самостоятельно. В сети Интернет можно найти видео с подробным описанием рабочего процесса.

Заключение

Двигатель ЯМЗ-238 является надежным и эффективным силовым агрегатом, который широко применяется в различных типах техники. Он изготовлен из качественных материалов и обладает прочной конструкцией, что обеспечивает долгий срок эксплуатации.

Двигатель ЯМЗ-238 доступен в различных модификациях, включая атмосферные и турбированные версии, что позволяет выбрать подходящий вариант для конкретных потребностей. Благодаря своей надежности, эффективности и разнообразию модификаций, двигатель ЯМЗ-238 является популярным выбором для различных видов техники и обеспечивает надежную работу и высокую производительность.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: