Как проверить генератор на автомобиле Газель
Первоначальную экспресс-проверку генератора можно выполнить непосредственно на автомобиле.
Проверка генератора на автомобилях с двигателем типа ЗМЗ-402
На автомобили с двигателями ЗМЗ-4025 и ЗМЗ-4026 устанавливают генераторы 16.3701 или 191.3701, неоснащенные встроенным регулятором напряжения. Эти генераторы работают совместно с выносным транзисторным регулятором напряжения типа 13.3702-01 или 50.3702, имеющим электронную защиту от короткого замыкания в цепи обмотки возбуждения генератора.
Работу удобнее выполнять вдвоем.
Пускаем двигатель, даем ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доводим обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включаем потребители: дальний свет фар; вентилятор отопителя; стеклоочиститель; аварийную сигнализацию. В таком режиме замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 12 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены контактные кольца, изношены или «зависли» щетки. Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – выключаем все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при оборотах 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,8…14,5 В.
Рис. 1 |
1. Для проверки цепи возбуждения генератора отсоединяем соединительную колодку от регулятора.
Рис. 2 |
2. К выводу «Ш» колодки, и корпусу регулятора напряжения присоединяем вольтметр или контрольную лампу. Включаем зажигание
Если напряжения нет (лампа не горит) – возможна одна из следующих неисправностей: нарушение контакта обмотки возбуждения с контактными кольцами; обрыв обмотки возбуждения; «зависание» щеток в каналах щеткодержателя; подгорание, окисление и сильный износ контактных колец ротора.
Проверка генератора на автомобилях с двигателем типа ЗМЗ-405, ЗМЗ-406
На двигатели семейств ЗМЗ-406 и ЗМЗ-405 устанавливают генераторы 9422.3701 или 5122.3771 со встроенными интегральными регуляторами напряжения.
Пускаем двигатель, даем ему поработать несколько минут, затем, нажав на педаль «газа», доводим обороты коленчатого вала до 3000 мин –1 . Включаем потребители: дальний свет фар; вентилятор отопителя; стеклоочиститель; аварийную сигнализацию. Замеряем напряжение на выводах аккумуляторной батареи, которое должно быть выше 12 В. Если это не так, неисправны обмотки генератора (обрыв или замыкание), регулятор напряжения со щеточным узлом, окислены или замаслены кольца обмотки возбуждения, изношены или «зависли» щетки.
Для того чтобы убедиться в неисправности регулятора напряжения – отключаем, все потребители кроме габаритного света и замеряем напряжение при 1000…1200 мин –1 , которое должно находиться в пределах 13,5…14,2 В.
Снятый регулятор напряжения можно проверить следующим образом. Подключаем между щетками лампу (21…35 Вт, 12 В). К выводу «D» подключаем +12 В, а к выводу «масса» — «минус». Лампа при этом должна гореть, а при повышении напряжения источника в пределах 13,5–14,2 В – погаснуть. Если лампа горит в обоих случаях, заменяем регулятор.
Проверку диодов выпрямительного блока и дополнительных диодов см. «Снятие и ремонт генератора». Выпрямительный блок при выходе из строя его элементов рекомендуем менять в сборе. Допускается замена отдельных диодов, однако потребуется их перепрессовка в держатель – операция, требующая аккуратности и навыка.
Так же смотрим статью – «Проверка щеток генератора и регулятора напряжения».
Признаки неисправности
Так, в случае пониженного напряжения аккумуляторная батарея попросту не будет заряжаться. То есть, утром вы не сможете завести машину, возможно даже не засветятся лампы на приборной панели или неприятности возникнут во время движения. Например, тусклые фары в темное время суток, неустойчивая работа электросистемы (проблемы с электроприборами — дворниками, обогревателями, магнитолой и так далее).
В случае повышенного напряжения велика вероятность уменьшения уровня электролита в банках аккумулятора, или его выкипание. Также может появиться белый налет на корпусе АКБ. При перезарядке батарея может вести себя неадекватно.
Признаки, неисправности, ремонт генератора и регулятора напряжения
Кроме этого, еще можно выделить следующие признаки неисправности регулятора напряжения (в отдельных случаях некоторых из них могут как иметь место, так и отсутствовать, все зависит от конкретной ситуации):
- при включении зажигания на приборной панели не светится контрольная лампочка (хотя это может быть признаком и других неисправностей, например, того, что он перегорела, отпал контакт и так далее);
- после запуска не гаснет индикатор аккумулятора на приборной панели, то есть, имеют место явные неисправности в зарядке АКБ;
- яркость свечения фар становится зависима от оборотов двигателя (это можно проверить где-нибудь в безлюдном месте, установив автомобиль напротив стены и погазовать — если при этом свечение будет меняться, то, скорее всего, регулятор напряжения неисправен);
- машина перестала нормально заводиться с первого раза;
- постоянно разряжается аккумуляторная батарея;
- при превышении количества оборотов двигателя свыше 2000 об/мин индикаторы на приборной панели отключаются;
- динамические характеристики машины падают, особенно это заметно на высоких оборотах двигателя;
- в некоторых случаях может закипеть аккумуляторная батарея.
Генератор ГАЗ 2705
Рис. 9.58. Генератор: 1 — кожух генератора; 2 — регулятор напряжения со щетками; 3 — болт + выводы; 4 — конденсатор; 5 — задняя крышка генератора; 6 — втулка подшипника; 7 — контактные кольца; 8 — упорная втулка; 9 — обмотка ротора; 10 — полюса ротора; 11 — вентилятор; 12 — вал генератора; 13 — передняя крышка гeнераторa с подшипником; 14 — втулка; 15 — шкив; 16 — шайба; 17 — втулка переднего подшипника; 18 — обмотка статора; 19 — задний подшипник; 20 — статор; 21 — диод выпрямительного блока; 22 — выпрямительный блок; 23 — защелки |
Генератор 9422.3701 — трехфазная синхронная электрическая машина с электромагнитным возбуждением со встроенным выпрямительным блоком и регулятором напряжения. Устройство генератора показано на
Рис. 9.59. Электрическая схема генератора: 1 — генератор; 2 — регулятор напряжения; 3 — щетка; 4 — кольцо контактное; 5 — обмотка возбуждения; 6 — обмотки статора; 7 — конденсатор; 8 — диоды обмотки возбуждения; 9 — силовые диоды |
Внутренние части и обмотки генератора охлаждаются воздухом, который продувается через окна в задней и передней крышках с помощью двух установленных на валу ротора центробежных вентиляторов 11. На
Рис. 9.60. Схема контрольной лампы с аккумуляторной батареей: 1 — аккумуляторная батарея; 2 — контрольная лампа мощностью 1-5 Вт; 3 — штырь |
Контроль деталей генератора следует производить контрольной лампой (см.
Рис. 9.61. Схема проверки исправности регулятора напряжения: 1 — контрольная лампа мощностью 21-35 Вт, 2 — аккумуляторная батарея, 3 — регулятор напряжения, 4 — щетки |
Собрать схему, показанную на
Рис. 9.62. Схема проверки величины регулируемого напряжения: 1 — контрольная лампа мощностью 21-35 Вт; 2-регулируемый источник постоянного тока; 3 — контрольный вольтметр; 4 — регулятор напряжения; 5 — щетки |
Для проверки регулируемого напряжения необходимо собрать схему, показанную на
Рис. 9.63. Проверка на отсутствие замыкания катушек статора на корпус |
Рис. 9.64. Проверка обмоток статора на обрыв цепи |
У статора проверить отсутствие замыкания его обмоток на корпус. Для этого необходимо один наконечник от контрольной лампы (см.
Рис. 9.65. Проверка сопротивления обмотки возбуждения ротора |
Рис. 9.66. Проверка ротора на отсутствие замыкания обмотки возбуждения на корпус |
Ротор генератора необходимо проверить на отсутствие витковых замыканий с помощью омметpа (см.
Рис. 9.67. Электрическая схема выпрямительного блока: 1 — диод силовой (положительной полярности); 2 — пластина монтажная (отрицательная); 3 — пластина монтажная (положительная); 4 — вывод диодов обмотки возбуждения; 5 — диод обмотки возбуждения; 6 — диод силовой отрицательной полярности |
Рис. 9.68. Электрическая схема проверки диодов: 1 — диод; 2 — контрольная лампа; 3-21 Вт; 3 — аккумуляторная батарея 12 В |
Выпрямительный блок (
Рис. 9.69. Электрическая схема проверки генератора на стенде: 1 — тахометр; 2 — генератор; 3 — амперметр на 100 А; 4 и 7 — выключатели; 5 — реостат на 70 А; 6 — аккумуляторная батарея; 8 — вольтметр на 30 В; 9 — контрольная лампа мощностью 3-4 Вт; 10 — электродвигатель привода |
Сборка генератора производится в порядке, обратном разборке. После сборки генератор необходимо проверить.
Исправность генератора и правильность его сборки определяется проверкой по частоте вращения ротора, при которой генератор начинает отдавать ток в 40 А и 70 А. Проверка производится на испытательном стенде, состоящем из электродвигателя, плавно изменяющего частоту вращения ротора генератора до 5000 мин-1, вольтметра, амперметра, реостата, создающего нагрузку до 70 А в цепи генератора и аккумуляторной батареи (см. рис. 9.69).
Для проверки исправности генератора необходимо включить выключатель 7, при этом должна загореться контрольная лампа 9. Довести частоту вращения генератора до 1500 мин-1, вольтметр 8 должен показывать напряжение 13В. Контрольная лампа 9 должна погаснуть. Увеличить частоту вращения генератора до 1800 мин-1 и включить выключатель 4. Реостататом 5 установить по амперметру 3 нагрузку 40 А. Увеличить частоту вращения генератора до 5000 мин-1 и установить с помощью реостата 5 нагрузку 70 A. Bольтметр 8 должен показывать напряжение 13,5-14,2 В.
Исправный генератор с регулятором напряжения должен удовлетворять вышеуказанным параметрам. Указанную проверку можно проводить на стенде Э242.
Видео про «Генератор» для ГАЗ 2705
Замена регулятора напряжения на » Соболе». Газ, Ваз, Без снятия генератора. Горит лампочка.
Ремонт генератора ГАЗель. Низкое напряжение заряда.
Ремонт генератора ГАЗель
Характерные неисправности и способы их устранения
Какие неполадки могут произойти в работе генератора:
- Вышел из строя диодный мост. Специалисты рекомендуют менять выпрямитель целиком, в сборе. При необходимости вы можете поменять и отдельные диодные элементы, но в данном случае их нужно будет правильно запрессовать в фиксатор, данная процедура требует навыков.
- Повреждение шкива либо его износ. Ремонту такая неисправность не подлежит, устройство придется менять.
- Износ щеток или коллектора. Если речь идет об износе, то процедура ремонта заключается в замене вышедших из строя элементов.
- Замыкание витков обмотки статора. В данном случае можно попытаться заново перемотать обмотку, но это очень кропотливая операция и справиться с ней сможет не каждый. Придется потратить достаточно времени, при этом не факт, что вы сможете добиться желаемого результата.
- Выход из строя подшипника. Как правило, такая проблема также связана с износом детали, поэтому неисправности такого рода решаются путем замены.
- Выход из строя регулятора напряжения. Деталь также надо менять.
- Повреждение проводки электроцепи. Поврежденные участки цепи следует восстановить путем замены проводов.
- Износ ремня генератора Волга или Газель. Об износе могут свидетельствовать следы трещин и прочих повреждений на структуре ремешка. Ремонту такая неисправность также не подлежит, ремешок следует менять (автор видео — Алексей Наджафо).
Инструкция по разбору
Вкратце о том, как демонтировать и разобрать узел:
- Сначала отключается зажигание, открывается капот и отсоединяются клеммы от АКБ.
- Затем необходимо отключить провода питания от генераторной установки.
- Используя натяжное устройство, необходимо ослабить натяжение ремешка и демонтировать его.
- Далее, выкручиваются два винта, которые фиксируют узел к кронштейнам, после чего устройство снимается.
- Теперь приступаем к разбору. Сначала демонтируем защитный кожух и извлекаем реле регулятора, оно снимается вместе с щеточным узлом, от реле нужно отключить провод.
- Далее, необходимо выкрутить четыре стягивающих болта и произвести демонтаж задней крышки со статорным механизмом.
- Теперь вам нужно отключить фазные контакты обмотки из выпрямительного устройства и произвести демонтаж статорного устройства. Извлекаются все необходимые для замены и ремонта составляющие конструкции, сборка производится в обратной последовательности.
7.2.5 Проверка системы зарядки
Проверка системы зарядки
Если Вы обнаружили неисправность в системе зарядки — неисправность генератора не может быть единственной причиной. Выполните следующие проверки:
a) Осмотрите приводной ремень и убедитесь в том, что он натянут и не поврежден. При обнаружении повреждений замените его (обратитесь к Главе Текущее обслуживание). b) Убедитесь в том, что болты крепления генератора надежно затянуты; c) Проверьте проводку генератора и все разъемы. Все контакты должны быть надежными и не окисленными; d) Проверьте соответствующие предохранители, расположенные в двигательном отсеке (обратитесь к Главе Бортовое электрооборудование). При обнаружении сгоревшего устраните причину перегорания предохранителя и замените его (при перегорании соответствующего предохранителя Вы не сможете запустить двигатель или включить какой-либо из приборов); e) Запустите двигатель и убедитесь в том, что из генератора не раздаются посторонние звуки (свист или визг может сигнализировать о неисправности подшипников или износе щеток); f) Убедитесь в том, что аккумуляторная батарея полностью заряжена. Если одна из банок повреждена, аккумуляторная батарея может потреблять избыточный ток; g) Отсоедините наконечники проводов от аккумуляторной батареи (сначала отрицательный). Осмотрите клеммы аккумуляторной батареи и наконечники проводов. При обнаружении следов коррозии тщательно очистите их (обратитесь к материалам Главы Текущее обслуживание). Присоедините наконечники проводов к клеммам и надежно затяните.
Измерьте напряжение на клеммах аккумуляторной батареи при выключенном двигателе. Оно должно быть около 12 В.
Присоедините вольтметр к полюсам аккумуляторной батареи и заведите двигатель. Увеличивайте обороты до тех пор, пока не установится стабильное напряжение. Показания вольтметра должны лежать в пределах от 13.5 до 14.6 В.
Включите как можно больше электроприборов (фары, вентилятор отопителя, обогрев заднего стекла и т.д.) и убедитесь в том, что вольтметр показывает от 13 до 14 В. Напряжение может падать, но должно снова увеличиться (для этого Вам, возможно, придется слегка увеличить обороты двигателя).
Если напряжение на вольтметре превышает указанные величины, замените регулятор напряжения.
Если напряжение на вольтметре ниже максимального допустимого, то причиной неисправности могут служить изношенные щетки, слабые пружины щеток, отказ регулятора напряжения, сгоревший диод, обрыв в обмотке, а также неисправность колец коллектора. Состояние щеток и колец можно проверить, но если ничего не изменится, генератор должен быть снят для проведения проверки, ремонта или замены.
Обслуживание и ремонт
Техническое обслуживание двигателя 4216 Евро-3 ГАЗель включает в себя такие операции, как:
- Очистка силового агрегата от загрязнений при помощи ветоши.
- Внешний осмотр кривошипно-шатунного устройства и газораспределительного механизма на наличие повреждений и дефектов.
- Проверка герметичности соединений и устранение утечки рабочей жидкости из системы охлаждения.
- Замена масла в дигателе.
- Регулировка зазоров клапанов.
- Проверка уровня давления в системе питания.
- Проверка момента затяжки крепежных элементов.
- Очистка фильтрующих элементов и замена изношенных механизмов.
- Проверка мотора на наличие посторонних шумов во время работы.
Коды ошибок
Коды неисправностей двигателя:
Двигатель | Генератор, помпа | ГУР | ГРМ |
дв. ЗМЗ 402 | 1025х10/1050х10 | 833х10 | |
дв. ЗМЗ 406 (карбюратор, без ГУР) | 6РК1220 | ||
дв. ЗМЗ 406 (карбюратор, с ГУР) | 6РК1370 | ||
дв. ЗМЗ 406 (евро 2, 3, инжектор, без ГУР) | 6РК1220 | ||
дв. ЗМЗ 406 (евро 2, 3, инжектор, с ГУР) | 6РК1370 | ||
дв. ЗМЗ 406 (с ГУР, с кондиционером) | 6РК1930 | ||
дв. Chrysler (с ГУР) | 6РК1750 | 145Z GATES | |
дв. 560 (Штайер, с ГУР) | 6РК1630 | ||
дв. Chrysler (SIBER) | 6РК1335 | 145Z GATES |
Двигатель Генератор, помпа ГУР Кондиционер ТНВД ГРМ дв. ЗМЗ 409 (год выпуска 2005-2007, евро 1, 2) 6РК1220 6РК1210 дв. ЗМЗ 409 (год выпуска 2007-20012, евро 3, без кондиционера) 6РК1275 6РК1235 дв. ЗМЗ 409 (год выпуска 2007-20012, евро 3, с кондиционером) 6РК2100 дв. ЗМЗ 409 (год выпуска 2012-, евро 4) 6РК2120 дв. ЗМЗ 409 (год выпуска 2017-, евро 5) 6РК1275 6РК1235 дв. ЗМЗ 514 (евро 2) 6РК1220 6РК923 1360 дв. ЗМЗ 514 (евро 3, без кондиционера) 6РК1600 6РК1395 1360 дв. ЗМЗ 514 (евро 3, с кондиционером) 6РК1600 6РК1693 1360 дв. ЗМЗ 514 (евро 4) 6РК1600 1360 дв. Iveco 7РК1325 4РК950 5395 150х1
Рабочий объем двигателя 2,89 л Ход поршней 100 мм Степень сжатия 9,2 Диаметр цилиндрических деталей 92 мм Мощность силового агрегата 107 лошадиных сил Полная масса 177 кг
111 | Неправильно работает модуль управления системой |
115 | Сбои в работе датчика, отражающего количество оборотов двигателя на холостом ходу |
143 | Низкий уровень давления масляной жидкости |
146 | Высокая температура охлаждающей жидкости |
151 | Система охлаждения не набирает требуемую температуру |
197 | Недостаточное количество жидкости в охлаждающей системе |
214 | Перегрев масла |
233 | Низкий уровень давления жидкости, используемой для охлаждения, неисправности помпы |
234 | Завышенное число оборотов мотора |
235 | Увеличенная температура дизельного топлива |
245 | Низкий уровень напряжения в цепи вентилятора |
261 | Некорректная работа насосного механизма |
275 | Сбои в работе клапана высокого давления |
281 | Неисправность форсунок источника питания |
351 | Недостаточное давление масла |
Если дергается на ходу
Причинами того, что силовой агрегат дергается на ходу, могут стать засоренные гибкие дюритовые шланги, которые подводят бензин к насосному механизму. В этом случае рекомендуется продуть шланг или заменить его на новый.
Также причиной этой неисправности может стать загрязненный приемный фильтр карбюратора. В этом случае рекомендуется отвернуть пробку с фильтрующего элемента, тщательно промыть его и продуть при помощи потока сжатого воздуха.
Если сломалась обойма пластинчатого клапана бензинового насоса, то этот клапан следует заменить на новый. Рекомендуется проверить протяжку головок блока ГБЦ, при необходимости затянуть крепежные механизмы.
Не заводится: причины, и что делать
Если силовой агрегат плохо запускается на горячую или нет искры, то рекомендуется:
- Отрегулировать зазоры между наконечниками стержней клапанов и болтами нажимного типа коромысел.
- Открутить головку с цилиндров и притереть клапаны.
- Осмотреть систему зажигания на наличие дефектов.
- Подтянуть крепежные болты системы зажигания и карбюратора.
- Демонтировать жиклеры топливной и охлаждающей системы, промыть и продуть их сжатым воздухом.
- Демонтировать карбюратор, снять смесительную камеру, вывернуть жиклер топливной системы и винт холостого хода, продуть каналы сжатым воздухом.
- Заменить сальник коленвала на новый.
Почему греется двигатель
Перегрев мотора может быть связан с ослабленным натяжением ремня привода вентилятора водяного насосного механизма. В этом случае следует отрегулировать натяжение ремня или заменить его.
1.2 Принцип действия генератора
На автомобиле «Волга»-3110 устанавливают генераторы 9422.3701. Генераторы представляют собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением. В генераторы встроены кремниевые выпрямители, кроме того, в генераторы 9422.3701 встроены регуляторы напряжения. Регулятор поддерживает напряжение генератора в заданных пределах.
Ротор генератора приводится во вращение поликлиновым ремнем привода вспомогательных агрегатов от шкива коленчатого вала двигателя.
Использование на современных автомобилях генераторов и транзисторных регуляторов переменного тока значительно упростило процессы обслуживания и ремонта электрооборудования.
Основными неисправностями генератора являются: износ контактных колец и щёток, различные поломки щёткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения ротора и статора, межвитковые замыкания в обмотках статора и замыкание их на корпус, пробой или обрыв диодов выпрямительного блока, ослабление, чрезмерное натяжение или износ приводного ремня и др.
Основными неисправностями реле-регулятора является неправильный уровень регулируемого напряжения, которое для автомобиля ГАЗ-3110 должно быть в пределах 13,5-14,7 В.
Ограничивающее напряжение проверяют при выключенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленвала двигателя.
Работоспособность генератора оценивают по напряжению при включении потребителей тока (приборов освещения) на частоте вращения коленчатого вала, соответствующей полной отдаче генератора. При этом напряжение должно быть не ниже 12 В.
Однако подобная методика проверки даже при наличии дополнительного режима испытания не может выявить такие характерные, хотя и редко встречающиеся неисправности генераторов перемен-ного тока, как обрыв или замыкание обмоток статора на корпус (массу) или пробой диодов выпрямителя ввиду значительных резервов работоспособности генератора.
При исправной работе генератора диапазон колебаний напряжения в сети не превышает обычно 1,12 В. При одном пробитом (закороченом) диоде в результате потери его выпрямляющих свойств диапазон изменения напряжения увеличивается до 2,5-3 В при общем снижении частоты его колебаний.
Средний уровень напряжения, показываемый вольтметром, при этом не меняется, однако скачки напряжения приводят к снижению долговечности батареи и других элементов электрооборудования. Аналогичные явления имеют место при обрыве или замыкании обмоток статора на корпус.
Указанные неисправности легко выявляются по характерному виду осциллограмм.
Неисправный генератор подлежит замене для ремонта. Ограничивающее напряжение для реле-регулятора 13.3702-01 не подлежит регулировке и, поэтому неисправное устройство необходимо заменить.
Таблица 1.1. Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения.
Причина неисправности | Способ устранения |
1 | 2 |
Генератор работает, но аккумуляторная батарея заряжается слабо или не заряжается совсем | |
Слабое натяжение ремня привода генератора | Отрегулировать натяжение ремня |
Повреждение регулятора напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Ослабло крепление проводов на генера-торе или аккумуляторной батарее, окислились клеммы аккумуляторной батареи, обрыв электропроводов | Затянуть клеммы, зачистить клеммы аккумуляторной батареи, заменить поврежденные провода |
Износ или зависание щеток генератора | Заменить щеткодержатель в сборе со щетками или восстановить подвиж-ность щеток в щеткодержателе |
Повреждение обмотки возбуждения | Проверить пайку выводов обмотки возбуждения к контактным кольцам и при необходимости восстановить ее или заменить обмотку возбуждения |
Пробит один из диодов выпрямительно-го блока | Заменить выпрямительный блок |
Повышенный износ щеток и контактных колец | |
Повышенное биение контактных колец | Прочистить и прошлифовать контактные кольца |
Замасливание контактных колец | Устранить причину замасливания и очистить бензином контактные кольца |
Изменение упругости пружин щеток | Заменить щеткодержатель |
Перезарядка аккумуляторной батареи | |
Неисправен регулятор напряжения | Заменить регулятор напряжения |
Неисправна аккумуляторная батарея | Заменить аккумуляторную батарею |
Повышенный шум при работе генератора | |
Выход из строя подшипников генерато-ра | Заменить дефектные подшипники |
Задевание ротора за полюса статора | Заменить дефектные подшипники |
Износ посадочного места под подшип-ник в крышке генератора | Заменить крышку генератора |
Характеристика генератора газ 3110 402 и 406 двигатель: схема подключения и проверка ремня
На «Волгу» и «Газель» ставился двигатель ЗМЗ 402.
Для этого варианта автомобилей применялся генератор типа 16 КЗАТЭ или 19 АТЭ1 (Элтра)
Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По конструкции были идентичны и позволяли взаимное использование деталей для ремонта.
Для двигателей «Волги» генераторы комплектовались двухрядным шкивом, для «Газелей» однорядным. Для автомобилей производства первой половины 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра. В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.
Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточный узел. Регулятор напряжения типа 13.3702 (131.3702) стоит отдельно и соединяется с генератором проводами.
Неисправности электрооборудования
«Волги» никогда не отличались особой надежностью, и электрооборудование на машине далеко не идеальное по качеству. Какие в основном неисправности электрической части встречаются на ГАЗ 3110:
Электрическая схема стеклоочистителя Волги 3110
- На 406-ом моторе: часто «летит» генератор, не всегда его хватает и на 50 тыс. км;
- не слишком надежен блок управления двигателем;
- часто выходит из строя ДМРВ отечественного производства;
- не отличаются высоким качеством датчик фаз – из-за него увеличивается расход топлива.
На 402-ом двигателе:
Перегреваются и выходят из строя коммутаторы;
Катушка зажигания не лучшего качества, недаром автовладельцы с собой в запасе возили коммутатор и катушку в багажнике авто.
Электропроводка тоже нередко подводит хозяев 3110 – ненадежные контакты могут быть в любом соединении. Случаются из-за проводки и пожары в моторном отсеке, правда, чаще виноваты в этом сами автовладельцы. Если под капотом грязь и масло, а с топливных шлангов подтекает бензин, никакая машина не выдержит такого халатного обращения с ней.
Популярные неисправности
Если машина не может завестись, при этом вы слышите, что моторный отсек загудел и начал выть, либо же авто периодически глохнет под нагрузкой или без нее, это может свидетельствовать о поломке генератора. Снимать и разбирать свой гудящий генератор — это последнее дело, для начала необходимо разобраться в основных неисправностях и причинах. Видов поломок, при которых требуется генераторов ремонт, может быть два — это механические и электрические типы.
К основным механическим повреждениями относятся поломка креплений, корпуса устройства, проблемы в работе подшипниковых устройств, прижимных пружинок, ременного привода. В принципе, причины неисправности генератора механического типа существуют самые разные, но так или иначе, они не связаны с электрической частью. Что касается электрических поломок, то к таковым относятся неисправности обмоток, диодного моста, выход из строя щеток, замыкания, пробои, проблемы в работе реле и т.д.
Диодный мост автомобильного генератора
Как показывает практика, довольно часто симптомы, свидетельствующие о выходе из строя генераторного устройства, могут появиться в результате других неполадок. К примеру, при наличии плохого контакта в разъеме предохранительных элементов можно подумать, что проблема связана с устройством. Но такой же признак может проявиться в результате выгоревших контактов в замке зажигания. Кроме того, если постоянно горит лампа выхода из строя устройства, это не означает что появились проблемы с генератором, поскольку это может свидетельствовать о выходе из строя реле.
Каковы же признаки неисправности генератора:
- На работающем моторе стала мигать лампочка разряда батареи. Также она может непрерывно гореть.
- Ремонт генератора своими руками может осуществляться при выкипании АКБ.
- При работе оптики замечается более тусклое освещение. Также при работающем моторе может проявляться дребезг. В свою очередь, когда водитель жмет на педаль газа, то есть обороты мотора увеличиваются, яркость оптики значительно возрастает. Как правило, это проявляется при перегазовке, однако оптика, которая стала работать ярче, более ярко уже не работает.
- Гудит генератор. Если воет генератор или гудит, это в первую очередь свидетельствует о его неисправности, которую необходимо как можно быстрее решить.
- Ремонт автомобильных генераторов также должен осуществляться в том случае, если машина периодически глохнет. Если генератор воет, при этом автомобиль глохнет прямо на ходу, это может свидетельствовать о нехватке напряжения. Разумеется, когда авто глохнет во время движения, водитель в первую очередь проверит АКБ, но если батарея заряжена, необходимо произвести диагностику генераторного устройства (ГУ).
Реле регулятора напряжения генераторного устройства
В каких случаях требуется замена генератора или его ремонт и обслуживание?
Разобрать генератор потребуется при таких неисправностях:
- Механические повреждения либо износ шкива. Если повреждения довольно значимые, то осуществляется замена шкива генератора.
- Разборка генератора производителя при износе либо повреждении токосъемных щеток.
- Поломка токосъемных колец генератора (износ коллектора). Обычно замена токосъемных колец производится своими руками без проблем.
- Выход из строя или проблемы в работе регулятора.
- Снятие генератора и его ремонт также должен осуществляться при замыкании витков статорной обмотки.
- Обслуживание генераторов должно производиться при полном разрушении или износе подшипниковых деталей.
- Неисправности диодного моста генератора также приведут к его разбору и ремонту. Основные признаки неисправности диодного моста — это слабая искра на свечах, а также сниженный вольтаж батареи.
- Различные повреждения кабелей зарядной сети.
Схема замера напряжения на клеммах АКБ
Видео «Ремонт электрики Газели»
Очень часто владельцы Газелей при замене силовых агрегатов с карбюраторных версий на инжекторные, сталкиваются с необходимостью замены электрической проводки в автомобиле, поскольку существуют серьезные различия в электрической схеме.
Однако, не всегда полная замена оправдана, поскольку ремонт не затрагивает другие электрические устройства кроме системы зажигания и впрыска топлива.
Соответственно, что собираясь заменить двигатель на Газели, владельцы отдают предпочтение более современному инжекторному мотору, например ЗМЗ-4061 или ЗМЗ-4063 .
Как правило, капитального ремонта требуют автомобили Газель, выпущенные до 2001 года, и имевшие карбюраторные версии силовых агрегатов.
Тогда часто устанавливался 402 мотор, а схема проводки Газель на мотор 406, который появился в производственной программе автозавода в 1998 году, имела свои конструктивные особенности, не совместимые с разными типами двигателей.