Гласные звуки и буквы

Учим букву о — прописи, рабочие листы, чтение слогов

Тема «Звук [О], буква О, о»

Для дошкольников и учеников 1 класса (зависит от уровня детей)

  • Знакомство с графическим изображением буквы О. Штриховка печатной буквы О для развития мелкой моторики.
  • Стихотворение, в котором изучаемая буква сравнивается с кольцом мамы, с обручем у гимнастки, баранками и бубликами, тем самым обогащается словарный запас.
  • Напиши печатную и рукописную букву О, заглавную и строчную, просто и с соединительными элементами.
  • Раскрась картинки, в названии которых слышится звук . Развиваем звуковой анализ.
  • Найди место звука в слове, раскрась этот кружок. Соедини картинки и слоговые схемы. Звуко-буквенный анализ, работа с ударением.
  • Раскрась овощи, в названии которых слышится ударный гласный звук . Соедини картинки и слоговые схемы. Дети проводят сложную работу: делят слова на слоги, определяют ударения в словах, сопоставляют названия овощей с графической схемой.
  • Подчеркни букву О красным цветом. В словах «огурец», «помидор», «морковь» дети подчеркивают заданную букву красным цветом, дифференцируя ее, как гласный звук.
  • Послушай стихотворение, назови слова, который начинаются со звука О (развитие фонематического слуха и звуко-буквенного анализа). Составь предложение об облаке по схеме (работа над связанной речью, предложением). Нарисуй мнемотаблицу, выучи стихотворение (развитие памяти).
  • Подумай и раскрась лишнюю картинку (развитие внимания, логики). Соедини картинки и слоговые схемы (закрепляем слоговой состав слов и ударение).
  • Пройди лабиринт, который имеет форму буквы О (развитие внимания, пространственного представления).
  • Найди и раскрась на картинке овощи. Продолжение над работой  лексической темой  урока.

Розова, Коробченко «Учим буквы! Логопедические занятия в период обучения грамоте. Рабочая тетрадь»Скачать всю книгу Вы можете здесь

СКАЧАТЬ ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ

Лабиринт буква О

Буква О (2 урока)

Акцент в данных занятиях на графо-моторные навыки. Для учеников 1 класса.

  • Задания начинаются с обведения по точкам предметов (развитие мелкой моторики), определения лишнего слова (стул — отсутствие звука О) и  определения количества слогов в словах (слоговой анализ).
  • Штриховка буквы по вертикали, горизонтали, диагонали.
  • Прописывание сточной буквы О с предварительным обведением по образцу.
  • Тоже самое с заглавной буквой.
  • Поиск и раскрашивание одинаковых букв (развитие зрительного восприятия).
  • Закрепление ранее пройденной буквы А — надо закрасить элементы рисунка с буквой А -зеленым карандашом, а с О — желтым (развитие внимания, мелкой моторики, выработка навыка работать по инструкции).

Задания по теме: «Буква О» для 1 класса

Первый лист полностью посвящен прописи буквы О. Задания начинаются со:

  • штриховки
  • прописывания заглавной и строчной буквы О
  • прописывание буквы о с соединительными элементами.

Внизу задание на развитие внимания, зрительного охвата, где из буквенного текста надо найти буквы О и обвести их в кружок. Если дети умеют считать, то можно пересчитать буквы и на полях записать их количество. Это хорошее задание на предупреждение дисграфии и дисорфографии.

На втором листе:

  • Голубым или синим карандашом надо закрасить части рисунка с буквой О. Получается облачко, можно выделить первый и последний звук (О). Из слова составить предложение (работа над связанной речью).
  • Из группы букв найти и подчеркнуть одинаковые. Из практики скажу, что для детей это задание является сложным, они не видят разницы.
  • Среди буквенного текста спрятались слова АУ, УА. Найди их и подчеркни.

Эстетика письма

На создании трёх вариантов буквы «О» создатели древних рукописей не остановились. Иногда в древних памятниках можно встретить совсем экзотические начертания этой гласной.

Среди них – «О» с точкой внутри. Его писали в слове око (видимо, из-за сходства с этим органом зрения). Однако и этого было мало, ведь некоторые исследователи находили в старинных текстах существительное очи во множественном числе, где употреблялось «О» с двумя точками или сразу две «О» с одной точкой на каждую.

Ещё одно удивительное написание – это буква «О» с крестом внутри. Её можно было встретить в таких словах, как округъ или окрестъ. Так гласная включала в себя дополнительную образность.

Гласные буквы и звуки – чем они отличаются

«Их нетрудно перечесть

Ты запомни: звуков – шесть».

В русском алфавите 10 гласных букв: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я. А гласных звуков?

В русском языке гласных звуков всего 6 – , , , , , , однако они выполняют очень важную роль в образовании слогов – именно благодаря им можно разделить речевой поток на фразы-слова-слоги. Слог – самая маленькая фонетическая единица, она характеризуется слитностью входящих в него звуков: сочетание звуков, произносимых на одном выдохе воздуха: -.

Важно: Гласные звуки образуют слоги, причем могут делать это даже без участия согласных, согласные без гласных слоги образовать не могут.

Почему букв – 10, а звуков всего – 6? Буквы е, ё, ю, я на письме обозначают сочетание звуков: мягкого согласного и гласного звука. В результате все гласные буквы и звуки можно представить в виде таблицы:

Таблица «Гласные звуки и буквы в русском языке»

 Буквы  А  Е  Ё  И  О  У  Ы  Э  Ю  Я
 Гласные звуки  А  Э  О  И  О  У  Ы  Э  У  А
 Согласные звуки  Й  Й  Й  Й

Из таблицы видно, какие буквы обозначают гласные звуки, а какие – сочетания звуков.

Гласные буквы И, Е, Ё, Ю, Я

Для чего такие сложности? И зачем гласному звуку такой друг – согласный звук ?

Гласные буквы а, о, у, э, ы обозначают твердость предыдущего согласного звука: , , , , . Здесь все просто – буква и звук соответствуют друг другу.

Гласные буквы е, ё, ю, я – нужны для того, чтобы на письме обозначить мягкость предыдущего согласного: река, мёд, любовь, мяч. Без смягчения согласных р, м, л слова произносились бы так: , , , .

Гласные звуки позволяют им стать мягче:
река — ;
мёд — ;
любовь — ;
мяч — .

Важно: в середине слова гласные буквы е, ё, ю, я обозначают мягкость предыдущего согласного.

Если же эти буквы попадают в начало слова — у них тут же появляется «друг» — мягкий согласный й. В этих случаях буквы е, ё, ю, я образуют с ним пару

енот — ,

ёлка — ,

юла — ,

яблоко — .

То же самое происходит в середине слова после гласной, ь или ъ

съел — ,

пьёшь — ,

вьюга — ,

моя — .

Важно: гласные буквы е, ё, ю, я звуками не являются.

Особняком стоит буква и – ее назначение – обозначать мягкость предыдущего согласного звука: , , . В ударной позиции букве и соответствует звук . Однако в разговоре звук слышится и в таких словах:
— этажерка;
— часы;
— бегемот.

То есть – в безударных слогах буквы разные: э, а, е, а звук один – .

Памятка «Гласные звуки и буквы»

Видео «Гласные буквы и звуки»

Три товарища

В церковнославянском алфавите, который предшествовал современному русскому языку, встречалось целых три вариации буквы «О»: обычное «О», широкое «О» и узкое «О». Каждая из них отвечала своей функции.

Больше всего особенностей употребления было у широкой «О»: с неё начинались слова, корни лексем, приставки и вторые части сложных слов. В определённом контексте эта буква обозначала число 70. Внешне от собратьев её легко отличить по двум точкам на овале – внизу и вверху. Узкую «О» можно было встретить только как часть диграфа (составной буквы) «ОУ» или, в очень редких случаях, вместо обыкновенной «О», когда писцу нужно было сэкономить место. В остальных случаях славяне использовали в написании привычную нам «О».

Что в имени тебе моём?

Одно из главных отличий старославянской и церковнославянской азбуки от их нынешнего потомка – русского алфавита – заключается в наименовании букв. В те времена каждая буква носила определённый образ и значение, а в совокупности алфавит составлял послание каждому изучающему письменный язык: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Цы, черве, шта ъра юсъ яти».

Собственное имя в те времена имела и «О». Так как порядок букв в древнем алфавите примерно такой же, как и в современном, вы уже могли догадаться, как она называлась. Будучи шестнадцатой по счёту, «О» носила название «онъ», или иначе – «оный», что означает «единственный, единый».

Как образуются гласные звуки

«Звуки голоса польются, их читаем, как поем.

Буквы гласными зовутся, в каждом слове их найдем.»

Гласные звуки в русском языке образуются, когда струя воздуха на выдохе свободно проходит через гортань, в которой расположены голосовые связки. Когда они напряжены, воздух вызывает их движение, дрожание. Так образуется звук, который мы слышим. В составе гласного звука присутствует голос (отсюда и название – «гласные», то есть созданные голосом). Поэтому их можно тянуть, петь:— а-а-а-а-а-а; — у-у-у-у-у-у.

Почему они различаются? Образование звуков , , , и других зависит от положения языка и губ во время артикуляции.

Чтобы произнести звуки и , нужно вытянуть вперед губы. Поэтому эти звуки называют лабиализованными, огубленными. Кроме того, гласные звуки в зависимости от положения языка во время выдоха и образования звука делятся на:

  • звуки переднего ряда (язык находится в передней части) – , ;
  • звуки заднего ряда (язык убран в заднюю часть ротовой полости) – , ;
  • звуки среднего ряда (язык занимает промежуточное положение) – , .

Вторая характеристика – подъем: высокий, средний либо низкий подъем языка во время произнесения звука:

  • язык максимально поднят к нёбу – звуки , , ;
  • среднее положение языка – звуки , ;
  • нижнее – .

Пропись с буквой О

Печатные буквы. Для детей 4-7 лет (Экспресс-курсы по подготовке руки к письму). Н.Б. Бураков

Печатная буква О для дошкольников. Благодаря данной прописи дети научатся писать букву О, улучшат кистевой праксис, подготовят руку к школе.

Я учу буквы, Тренажер для автоматизации навыков, Дмитриева В.Г.

Т. Ларина «Прописи для 1 класса

Все живые буквы на одной странице

Чтение с буквой О

Карточки с буквой О для дошкольников поможет познакомиться с буквой О и научиться читать слоги, слова и предложения.

Задания с буквой А Задания с буквой Ы Задания с буквой У
Учим букву «Б» Учим букву «В» Учим букву Ь, Ъ
Задания с буквой М Задания с буквой И, Й

Памятник букве «О»

Многие туристы, увидев причудливый чугунный памятник в центре города Вологды, долго думают, что же это. Самовар? Зеркало? Живописная рама? Всё оказывается намного проще – это памятник букве «О». В 2012 году её решили увековечить учащиеся Вологодского института бизнеса. Но почему их выбор пал именно на эту гласную букву?

Трёхметровый кованый арт-объект, украшенный традиционными северными узорами и чёрными завитушками, является символом вологодского говора, который отличается полным «оканьем». Суть этой фонетической особенности в том, что вологжане (как и некоторые другие жители северных регионов) чётко произносят звук даже в безударной позиции, тогда как в литературном языке мы произносим без ударения звук, близкий к .

Благодаря своему колориту вологодский говор помог учёным выяснить, как говорили наши предки до образования современных норм произношения (которые, к слову, тоже вышли из говора, только московского). Большую роль в исследовании старинной орфоэпии сыграл звук , поэтому буква, означающая его, стала главным символом северной речи и удостоилась быть увековеченной в центре областной столицы.

https://youtube.com/watch?v=R4zGPn_nhtg

От азбуки Морзе до радиоалфавита

Современная коммуникация происходит не только с помощью традиционного алфавита. По-своему передают сообщения телеграфисты, любители радиосвязи, люди с проблемами зрения и слуха. В таких относительно новых системах нашла своё место и буква «О», но выглядит и звучит она совсем иначе.

В азбуке Морзе, используемой в первую очередь для телеграфирования, буква «О» передаётся с помощью трёх длинных звуков, которые в графическом начертании имеют вид трёх тире (– – –). В фонетическом алфавите, который отличается стандартизированным способом прочтения каждого символа, гласная назвалась русским именем Ольга. Жест «окей» на языке глухонемых может означать не только то, что с человеком всё в порядке, но и отдельную букву – «О». В шрифте Брайля гласная также имеет одно из самых простых начертаний: её можно узнать по строго чередующемуся рельефно-точечному шифру.

Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Упражнение 31,
Климанова, Макеева, Учебник

Упражнение 113,
Климанова, Макеева, Учебник

Страница 8,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 22,
Полякова, Учебник

Упражнение 30,
Полякова, Учебник

Упражнение 10,
Чуракова, Учебник

Упражнение 12,
Чуракова, Учебник

Упражнение 47,
Чуракова, Учебник

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 135,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 136,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 184,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 111,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 28,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 73,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 131,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 154,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Петленко, Романова, Учебник, часть 1

3 класс

Упражнение 265,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 87,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 95,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 37,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 28,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 123,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 34,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 38,
Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, часть 2

Упражнение 253,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

Упражнение 1,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 2

4 класс

Упражнение 107,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 109,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 146,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 3,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

Упражнение 6,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, часть 1

5 класс

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 1,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 193,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 54,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 55,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 56,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 58,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение 59,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 10 стр. 38-39,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 213,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 691,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

7 класс

Упражнение 17,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 481,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 21,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 23,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 24,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 30,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 34,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 36,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 321,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 550,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

8 класс

Упражнение 9,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Упражнение 11,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник

Кто ударил гласный?

Все шесть гласных звуков могут находиться в слове в ударной и безударной позиции. Отличие их в следующем:

  • ударные звуки произносятся более четко;
  • безударные звучат менее внятно, могут выступать в качестве другой фонемы.

Об этом выше было сказано: звук может появляться в речи там, где на письме стоят иные буквы. Сравните:
молоко – ;
серпантин – ;
вездеход – .

Случилась странная история – в слове молоко звук обозначен буквой о в безударных слогах, а звук на письме выражен буквой е. В ударных слогах таких перемен не происходит:
молочник – .

В слове молочник под ударением остался звук , без ударения мы слышим :

молоко – молочный (- ).

Безударные звуки вызывают много сложностей при письме. Как правильно написать – травяной или тровяной, в лесу или в лису? Для правильного правописания очень важным является определение:

Подводим итоги

Подводя итоги, нужно вспомнить главное:

  • Гласные звуки образуются благодаря тому, что воздух, не встречая на пути преград, беспрепятственно проходит через гортань на выдохе.
  • В русском языке 10 гласных букв и только 6 – звуков.
  • Гласные первого ряда – а, о, у, э, ы – обозначают твердость предыдущего согласного.
  • Буквы е, ё, ю, я нужны для обозначения на письме мягких согласных и двойных звуков – , , , .
  • Гласные бывают ударными и безударными. Ударные всегда пишутся, как слышатся, безударные иногда могут звучать иначе, чем отображаются на письме – их написание нужно проверять, поставив в ударный слог, либо запомнить.
  • Те слова, которые нельзя проверить ударением, например, корова, молоко, собака, воробей, герой и другие, называют словарными, и написание их лучше запомнить, а в случае затруднения обратиться к словарю.

Гласные звуки певучи и музыкальны, это основа слога.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: