Снятие
1. Отвернуть гайку крепления приводного вала к ступице колеса.
2. Отвернуть гайки крепления и снять переднее колесо.
3. Отвернуть гайку крепления (1) стойки стабилизатора к стабилизатору поперечной устойчивости, как показано на рисунке ниже.
4. Потянуть и отсоединить шарнир стойки (3) от стабилизатора поперечной устойчивости (2), как показано на рисунке ниже.
5. Снять датчик частоты вращения переднего колеса.
6. Выкрутить болты крепления (1) тормозного суппорта к монтажному кронштейну, как показано на рисунке ниже.
7. Отсоединить и снять тормозной суппорт в сборе с монтажным кронштейном и подвесить его, с помощью подходящего отрезка провода, за детали ходовой части. Тормозной шланг от суппорта не отсоединять. Исключить перекручивание и чрезмерный перегиб тормозного шланга.
8. Отвернуть гайку крепления шарнира наконечника рулевой тяги (1). Оставить гайку крепления навернутой на резьбу пальца шарнира на несколько витков. Установить специальный съемник, как показано на рисунке ниже.
9. Используя специальный съемник, выпрессовать шарнир наконечника рулевой тяги из проушины поворотного кулака (2) как показано на рисунке ниже.
10. Отвернуть окончательно гайку крепления наконечника рулевой тяги к поворотному кулаку.
11. Извлечь шарнир наконечника рулевой тяги из поворотного кулака.
12. Подвесить рулевую тягу за детали ходовой части, используя подходящий отрезок провода.
13. Извлечь наружный шарнир равных угловых скоростей из ступицы колеса. Подвесить приводной вал за детали ходовой части, используя подходящий отрезок провода.
14. Подсоединить к поворотному кулаку нижний рычаг передней подвески. Использовать для этого временного крепления старые гайки.
15. Выкрутить винты крепления и снять тормозной диск в сборе.
16. Снять грязезащитный щиток.
Вложить приспособление для выбивания цапф шарниров боковых дверей -3- в пространство между крышкой подшипника ступицы колеса и ступицей колеса в качестве поверхности прилегания для монтажного инструмента -2-.
Выдавить ступицу колеса с подшипником ступицы колеса из крышки корпуса подшипника ступицы колеса.
- 1) -МР6-414/2- с -МР6-414/5-
- 2) -МР6-414/1-
- 3) -МР8-605/1-
- 4) -МР6-414/10-
- 5) -MP6-414/6-
Установив разъединяющее приспособление -3- в пространство между крышкой подшипника ступицы колеса и ступицей колеса, подвергнуть его предварительному натяжению.
Выдавить ступицу колеса с подшипником ступицы колеса из крышки корпуса подшипника ступицы колеса.
- 1) -МР6-414/2- с -МР6-414-
- 2) -МР6-414/1-
- 3) разъединяющее приспособление -Е-37- из V.A.G 1459 В/2
- 4) -МР6-414/10-
- 5) -МР6-414/6-
Снять захваты (3) со ступицей колеса и с подшипником ступицы колеса (1) при помощи болтов крепления колеса (2), как показано на рисунке ниже.
Вдавить ступицу колеса с подшипником ступицы колеса в крышку подшипника ступицы колеса.
- 1) -МР 6-414/5-
- 2) -Т10064/1-
- 3) -Т10064/6А-
- 4) -МР 6-414/10-
- 5) -Т10064/4-
Запрессовать ступицу колеса с подшипником ступицы колеса до такой степени, чтобы стопорное кольцо вошло слышно в фиксированное положение.
Отсоединить захваты (1) от ступицы колеса с подшипником ступицы колеса (2), как показано на рисунке ниже.
Установить грязезащитный щиток тормозного диска.
Установив тормозной диск, зафиксировать его при помощи винта.
Установив поперечную рулевую тягу вместе с наконечником поперечной рулевой тяги в рычаг рулевой трапеции, затянуть.
Отвернуть гайки стрелки (стрелки), снять нижний рычаг с шарового шарнира.
Вставить наружный шарнир приводного вала в крышку подшипника ступицы колеса.
Установив суппорт дискового колесного тормозного механизма в обратной последовательности действий, чем у извлечения в зависимости от типа суппорта дискового колесного тормозного механизма, затянуть болты его крепления.
Подсоединить разъем жгута электропроводки датчика износа тормозных колодок (если автомобиль им оборудован).
Установить датчик частоты вращения колеса ABS.
Подсоединить стойку стабилизатора (3) к стабилизатору поперечной устойчивости (2), затянуть новую гайку крепления (1) с требуемым моментом затяжки.
Затянуть новую двенадцатигранную гайку для крепления приводного вала.
Установить переднее колесо и затянуть элементы его крепления с требуемым моментом затяжки.
Осуществить испытательный пробег.
При необходимости выполнить регулировку углов установки передних колес.
Основные признаки неисправности детали
- О неисправности СП переднего или заднего колеса узнаете по внезапно появившемуся постороннему шуму.
- С каждым днем шум нарастает, превращаясь в гул. Увеличение скорости увеличивает шум.
- При вхождении в поворот, гул может или снизиться, или увеличиться – это признак неисправности СП или самой ступицы.
- Люфт колеса при покачивании в вертикальной плоскости означает износ ступичного механизма.
Определять неисправность необходимо в гараже и на вывешенных колесах по следующей методике:
- Попробуйте медленное вращение. Прислушайтесь, возможен легкий хруст или удары.
- Можно поочередно попробовать прокрутить вывешенные колеса на небольшой скорости.
- Этот способ для опытных водителей: Надо приподнять переднюю сторону, подложить под рычаг подвески ближе к колесу упор, чтобы приводной вал занял обычное рабочее положение.
- Поставьте автомобиль на ручник нажмите на педаль тормоза, запустите автомобиль, поставьте переключатель автомата в положение Д и медленно отпустите педаль тормоза. Будет вращаться вывешенное колесо, если услышите гул, значит подшипник передней ступицы неисправен.
Причины неисправности ступичного подшипника
Проектируя автомобиль, производители подбирают ступичные подшипники, соответствующие осевым и радиальным нагрузкам, превышать которые не рекомендуется.
- Нежелательно попадание воды, пыли, или грязи во внутрь.
- Обслуживаемые подшипники рекомендуют периодически проверять, регулировать люфт, смазывать.
- Отсутствие или высыхание смазки приведет к чрезмерному трению шарикового или роликового узла и выведет его из строя.
- Негативное воздействие на ступичные подшипники оказывает экстремальная езда, удары.
- Большой срок эксплуатации машины тоже одна из причин неисправности.
- Неправильная запрессовка в ступицу, или кулак, низкая квалификация исполнителя при замене СП.
Замена передней ступицы на SKODA Octavia A5 относительно простая процедура, однако цена самой запчасти кусается.
Часто бывает возможность сменить подшипник ступицы отдельно, без замены ступки целиком, это существенно экономить средства, но у VAG в данном случае это невозможно. Вот пример как это делается у Galant E33: Замена подшипника ступицы E33
В случае со шкодой стоит задуматься — сдать автомобиль в автоломбард Екатеринбург или раскошелиться на покупку новой ступицы.
Если заказывать ступицу по оригиналу, то можно просто заказать номер, который выдаст программа по VIN коду. А вот если Вы захотите сэкономить и купить замену как мы, то тут стоит проверить каталог, т.к. на октавии бывает два вида крепления ступицы — на 3 и на 4-ре болта.
У нас на 1.6 трехболтовая ступица, а выбор мы остановили на SKF VKBA 6556. Для понимания разницы цены вышло 1750 грн. против 2500 за оригинал. Решайте сами стоит ли экономить 30%.
VAG отличается хорошей комплектацией своих запчастей и всегда кладет в комплект не только смазку, но и болты для замены. Учитывая что здесь в большинстве своем все под звездочку, то такая забота вполне оправдана.
Комплектация ступицы SKF VKBA 6556Комплектация ступицы SKF VKBA 6556Комплектация ступицы SKF VKBA 6556Комплектация ступицы SKF VKBA 6556
Приступаем к съему старой ступицы, первоначально снимаем колесо, делать это можно как на подъемнике, так и на домкрате.
Тут сразу откручиваем два болта держащие тормозной диск(на фото он уже один с белой меткой) и с большим рычагом срываем болт гранаты, да-да и он тоже под шестигранник:)
Снимаем колесо
Снизу откручиваем три гайки шаровой опоры и внимаем рычаг, это будет необходимо для того, чтобы вынуть шлицевую гранаты привода из ступицы
Откручиваем болты шаровой
Очень удобно что шаровая является съемной, иначе пришлось бы выбивать ее из цапфы. Кстати замена шаровой производится именно так.
Откручиваем болты шаровой
Теперь откручиваем два болта суппорта, они так же под торкс и снимаем его с тормозного диска
Откручиваем болты суппорта
Чтобы по прошествии времени эти самые болты можно было открутить, VAG позаботилась и установила заглушки, вынимаем их и не забываем после обратной установки ставить обратно!
Заглушки болтов суппорта
Снимаем тормозной диск, откручиваем три болта что держат саму ступицу, они сзади и так же торкс
Откручиваем болты ступицы
Далее ступица должна легко выйти посадочного места, если же нет, то болты ступицы оставляем слегка вкрученными и простукиваем их через головку торкс по кругу и без фанатизма.
Именно для того, чтобы все легко снималось, в комплекте идет смазка. Все места контакта различных элементов автомобиля должны быть смазаны при сборке и это является залогом быстрого съема при следующей замене.
На этом съем ступицы завершен, чистим металл щеткой или насадкой по металлу, смазываем и собираем в обратном порядке. Не забываем обжать все болты после сборки.
Ступица шкоды снятаСтупица шкоды снята
Виды конструкций ступичного узла переднего колеса
Ступичные узлы первого поколения (HUB I), второго поколения (HUB II), и третьего поколения (HUB III) отличаются друг от друга по используемым в них подшипникам и периферийным компонентам.
Кроме того, их конструкции классифицируются по условиям работы (вращение по наружному или внутреннему кольцу) и расположению компонентов (для ведущих или не ведущих колес). Кроме того эксплуатируются и производится автомобили со ступичными узлами, состоящие из двух однорядных подшипников, но об этом будет рассказано далее.
Двухрядный шариковый или роликовый подшипник (HUB I)
Ступицы переднего колеса имеют разные типы подшипниковых узлов. Рассмотрим конструкцию, где внешняя обойма является общей для каждого из рядов подшипникового блока (ролики, или шарики), а внутренняя разделена на 2-части.
Тип необслуживаемого подшипника ступицы переднего колеса исключил регулярную смазку и регулировку люфта. Заводские уплотнительные кольца герметизируют сепаратор, шарики от попадания грязи, пыли, воды. Есть со встроенными кольцами ABS и без них. Фото 1.
Сборка состоит: из общей наружной обоймы, двух отдельных внутренних обойм с сепараторами. В комплект запасных частей входит:
- стопорное кольцо,
- осевая гайка,
- шплинт,
- колесные болты ступицы.
Типовая схема установки и расположения на примере ВАЗ 2110
Конструкция из 2-однорядных подшипников
Встречается на передних колесах автомобилей ВАЗ, УАЗ Патриот, старых моделях Фиат. Используются на заднепроходных авто с небольшим крутящим моментом на оси. Они относятся к обслуживаемым подшипникам, требуется периодической регулировке и смазке.
Схема расположения деталей поворотного кулака на примере ВАЗ 2107
Подшипник совмещён со ступицей в одном корпусе (HUB II, HUB III)
У современных автомобилей ступичный подшипник необслуживаемый. Внутренняя и внешние обоймы находятся в корпусе ступицы, интегрированы во фланцы. Один крепится к кулаку, на второй надевают тормозной диск и колесные болты. Фото 3.
Эта конструкция используется как для ведомых, так и для не ведомых колес
Внимание! В случае применения с приводным колесом внутреннее кольцо (обойма) имеет шлицы для включения приводного вала
Так же в конструкции данных подшипников добавляют встроенные датчики ABS/скорости.
Типовая схема установка и расположения на примере Шевроле Круз:
Часто задаваемые вопросы
-
Сколько времени займет замена переднего ступичного подшипника?
Время замены переднего ступичного подшипника может варьироваться в зависимости от опыта и навыков механика, а также от состояния автомобиля. В среднем, замена занимает около 2-3 часов.
-
Какие инструменты и запчасти потребуются для замены переднего ступичного подшипника?
Для замены переднего ступичного подшипника вам потребуется следующий набор инструментов: гаечные ключи, торцевые ключи, молоток, отвертки, пресс для снятия и установки подшипника. Также вам понадобятся новые подшипники и смазка.
-
Нужно ли поднимать автомобиль для замены переднего ступичного подшипника?
Да, для замены переднего ступичного подшипника необходимо поднять автомобиль на подъемнике или использовать гидравлический домкрат с установкой поддержек для безопасности. Не рекомендуется замена на подставке или при поддержке только одного домкрата.
-
Как определить, что передний ступичный подшипник необходимо заменить?
Признаки износа переднего ступичного подшипника могут включать шум, возникший при движении автомобиля, такой как постоянное свистение или скрежет. Также вы можете заметить вибрацию или шатание рулевого колеса во время движения. Если вы обнаружите подобные симптомы, рекомендуется немедленно заменить передний ступичный подшипник.
-
Могу ли я заменить передний ступичный подшипник самостоятельно?
Если у вас есть достаточный опыт и навыки в ремонте автомобилей, то вы можете попытаться заменить передний ступичный подшипник самостоятельно. Однако рекомендуется обратиться к профессиональному механику, особенно если у вас нет опыта или необходимого инструмента.
Установка новой ступицы и сборка деталей
После того, как старая ступица была удалена, осмотрите новую ступицу на предмет возможных повреждений или дефектов. Убедитесь, что новая ступица соответствует модели и спецификациям вашего Шкода Рапид.
Перед установкой новой ступицы рекомендуется смазать болты крепления для облегчения последующей сборки и обеспечения надежной фиксации. Затяните болты согласно спецификациям, указанным в руководстве по эксплуатации автомобиля.
После установки новой ступицы необходимо провести сборку деталей. Начните с установки тормозного диска и затяните его болты согласно рекомендациям производителя автомобиля.
Затем установите суппорт тормозной системы и аккуратно затяните его болты. Убедитесь, что суппорт расположен в правильном положении и надежно закреплен на ступице.
Заключительным этапом сборки является установка колеса. Установите колесные гайки и затяните их с помощью гаечного ключа. Рекомендуется затянуть гайки в определенном порядке, указанном в руководстве по эксплуатации автомобиля.
После полной сборки и установки новой ступицы, рекомендуется проверить уровень масла в трансмиссии и при необходимости долить его до нормы.
Важно помнить, что установка новой ступицы требует определенных знаний и навыков, поэтому, если у вас нет достаточного опыта, рекомендуется обратиться к профессионалам
Размеры и параметры подшипника ступицы в зависимости от конструкции
Все конструкции СП имеют основные размеры, по которым их можно идентифицировать типоразмер для подбора и идентификации. В таблицах и эскизах представлены два основных типоразмера деталей, приведены параметры и их расшифровка
№ п/п | Обозначение на эскизе | Расшифровка |
---|---|---|
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | B | Ширина наружного кольца (мм) |
4 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
5 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
6 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
7 | ℓ | Расстояние между точками Приложения нагрузки (мм) |
8 | m | Приблизительная масса (кг) |
9 | Ga | Осевой зазор (мм) |
№ п/п | Обозначение на эскизе | Расшифровка |
---|---|---|
1 | d | Внутренний диаметр внутреннего кольца (мм) |
2 | Dw | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
3 | Df | Наружный диаметр фланца (мм) |
4 | D | Наружный диаметр наружного кольца (мм) |
5 | Bi | Ширина наружного кольца (мм) |
6 | Pb | Диаметр окружности центровых отверстий болтов на фланце (мм) |
7 | Ba | Ширина наружного кольца с фланцем (мм) |
8 | b | Ширина внутреннего кольца (мм) |
9 | rx (мин.) | Координата (Х) монтажной внутреннего кольца фаски (мм) |
10 | ry (мин.) | Координата (Y) монтажной (мм)внутреннего кольца фаски |
11 | ℓ | Расстояние между точками приложения нагрузки (мм) |
12 | m | Приблизительная масса (кг) |
13 | Количество болтов в фланце наружного кольца (шт) | |
14 | Ga | Осевой зазор (мм) |
Замена ступичного подшипника в Шкода Октавия А7
Выбор деталей и необходимые инструменты
Выполнить замену передней ступицы Шкода Октавия А7 или её подшипника можно самостоятельно. Для его проведения необходимы инструмент, знания (информацию можно почерпнуть в интернете), навыки механика по автомобилям.
Хочется отметить, что хотя работы по съёму отработанной детали не отличаются сложностью, они трудоёмкие. Демонтировать подшипник не просто. Из-за интенсивных нагрузок она прикипает к другим составляющим узла. Потребуются немалые физические усилия, умение, чтобы снять её, а также специальный инструмент.
Поэтому рекомендуется при отсутствии названных требований обратиться к специалистам автосервиса. Они при помощи специального оборудования оперативно и качественно выполнят замену этой детали ступицы Шкода Октавия А7. Для самостоятельного ремонта следует приобрести новую автозапчасть в магазине.
Ступица VAG 8V0498625A
Также отличным качеством выделяются запчасти компаний:
- Febest;
- Lemforder;
- FAG;
- Master-sport;
- SNRR;
- Autlog;
- Febi.
Также при наличии повреждений остальных составляющих узла можно приобрести в сборе переднюю ступицу Октавия А7 и заменить сразу все детали.
Для проведения потребуются:
- пресс или пресс-болт;
- трещотка и комплект торцевых головок;
- накидные, рожковые ключи;
- отвёртки с различными наконечниками;
- молоток и кувалда;
- динамометрический ключ;
- пассатижи, зубило.
Замена переднего ступичного подшипника на Шкода Октавия А7 своими руками в гаражных условиях при помощи гидравлического пресса — тема видео ниже:
Инструкция
Операция проводится следующим образом:
- Автомобиль поднимается на подъёмнике или поддомкрачивается его часть с неисправной деталью.
- Снимается колесо.
- Демонтируется суппорт (без отсоединения шланга системы торможения).
- Откручивается болт крепления тормозной скобы, эта деталь демонтируется.
- Выворачивается винт тормозного диска, снимается диск.
- Отсоединяется разъём с проводкой датчика вращения колеса, демонтируется сам датчик.
- Демонтируется защитный колпак суппорта (его в последствии нужно заменить на новый).
- Снимается рулевой наконечник, шаровая с рычагом.
- При помощи молотка демонтируется передняя ступица Шкода А7.
- Удаляется стопорное кольцо.
- При помощи инструмента по запрессовке вытаскивается неисправный подшипник.
Как снять заднюю ступицу на автомобиле Skoda Octavia A7, смотрите в видео ниже:
Рабочее место детали очищается от повреждений, наносится смазка. После этого запрессовывается новая запчасть, которая закрепляется стопорным кольцом. Дальнейшую сборку нужно проводить в обратной последовательности. После окончания работ рекомендуется прокачать педалью тормоза систему.
Владельцу Skoda A7 рано или поздно придётся выполнять замену ступицы Октавия А7, её детали. Главное – не затягивать с этим необходимым для собственной безопасности ремонтом.
Как заменить подшипник ступицы заднего колеса на Шкода Октавия, смотрите в этом видео:
симптомы
Скрежещущий или гудящий шум
Скрип или гудение в салоне Рапида со стороны пораженного колеса — один из первых признаков неисправности ступичного подшипника. Чем быстрее вы едете на своем автомобиле, тем громче становится жужжание. Повреждение ступичного подшипника заметить на предварительных этапах непросто, так как шум едва заметен. Однако во многих случаях шум нарастает через короткое время — часто после нескольких сотен миль.
Вибрация рулевого колеса
Неисправный ступичный подшипник может вызвать вибрацию рулевого колеса Rapid, особенно если затронуты передние колеса. Если неисправны только задние ступичные подшипники, то вибрация в основном ощущается из-под сидений.
Вибрация рулевого колеса чаще всего вызвана неуравновешенными колесами, поэтому в этом случае вам следует рассматривать неисправный подшипник колеса только в том случае, если вибрации сопровождаются гудением или скрежетом.
Стук или лязг при поворотах
На поздней стадии внутреннего износа неисправный подшипник колеса может вызывать стук или лязг, особенно при поворотах или поворотах на Skoda Rapid. Однако эти шумы также могут возникать из-за неисправностей компонентов подвески или рулевого управления, поэтому вам следует подумать о неисправном ступичном подшипнике, если в автомобиле присутствуют и другие системы, такие как гудение или скрежет и люфт в колесе.
Неравномерный износ шин
Если вы заметили, что шины вашего Rapid изнашиваются неравномерно, например, больше протектора с внутренней стороны, это также может быть связано с неисправным ступичным подшипником, поскольку он может нарушить выравнивание автомобиля.
Резкие рывки в одну сторону
Поскольку неисправный ступичный подшипник может повлиять на выравнивание автомобиля, ваш Rapid будет уводить в сторону при движении по прямой. Даже при прохождении поворотов вы можете почувствовать, что управление автомобилем немного не в порядке.
Люфт в ступичном подшипнике
Вы также можете распознать неисправный ступичный подшипник, если он имеет слишком большой люфт. Поднимите свою Skoda Rapid до тех пор, пока колесо не сможет свободно двигаться. Затем возьмитесь обеими руками за руль с противоположных сторон и попеременно нажимайте и тяните. Если люфт явно заметен и виден, то скорее всего неисправен ступичный подшипник. Однако эта техника требует некоторого опыта и отработанного хвата.
Колесо с плохим подшипником трудно провернуть вручную, когда автомобиль поднят на домкрате, при вращении колеса слышен скрежет. Вы также можете заметить люфт в колесе, как будто колесо установлено неправильно или ослаблено.
Почему необходимо заменить ступицу
Ступица в автомобиле играет ключевую роль в передаче силы от двигателя к колесу. Она поддерживает вращение колеса и обеспечивает стабильность и безопасность движения. Однако со временем и из-за эксплуатационных нагрузок ступица может износиться или поломаться.
Замена ступицы необходима в следующих случаях:
- Износ или повреждение подшипника: Подшипник, который обеспечивает вращение ступицы, может износиться или повредиться из-за коррозии, тряски или неправильной установки. Это может привести к появлению шумов, вибрации и неровности в работе колеса.
- Повреждение сальников: Сальники в ступице защищают внутренние детали от пыли, грязи и влаги. Повреждение сальников может привести к проникновению вредных веществ, что в свою очередь может привести к поломке подшипника и неисправности ступицы.
- Игра или люфт в подшипниках: Если подшипники в ступице имеют избыточную игру или люфт, это может привести к плохой управляемости автомобиля, вибрации и падению эффективности торможения.
- Повреждение самой ступицы: В результате аварии или других повреждений, сама ступица может быть деформирована или сломана. Это может привести к серьезным последствиям, таким как потеря контроля над автомобилем.
Замена ступицы является важным мероприятием по обеспечению безопасности и надежности автомобиля. Регулярная проверка и замена ступицы при необходимости помогут избежать серьезных проблем и аварий на дороге.
Шаг 5: Завершающие действия и проверка
После того как вы установили новую ступицу, необходимо выполнить несколько завершающих действий и провести проверку системы.
1. Сначала убедитесь, что все болты и гайки, которыми вы закрепили ступицу, надежно затянуты. Проверьте каждый болт вручную и убедитесь, что они не имеют зазоров и не ослабли.
2. Налейте новое масло в редактор ступицы, при необходимости. Убедитесь, что уровень масла находится в пределах рекомендуемого диапазона.
3. Проверьте, что вы подключили все электрические соединения и провода. Убедитесь, что они надежно закреплены и не имеют повреждений.
4. Проверьте ступицу на наличие любых неисправностей или нестандартного шума
Возьмите автомобиль на тест-драйв на небольшое расстояние и обратите внимание на любые аномалии или неправильные звуки, которые могут возникнуть при движении
5. В идеале, после установки новой ступицы, рекомендуется провести профилактическую проверку всех остальных компонентов подвески и тормозной системы. Проверьте состояние амортизаторов, рычагов, тормозных колодок и дисков, чтобы убедиться, что они находятся в хорошем состоянии и не требуют замены.
После выполнения всех вышеперечисленных действий и проведения проверки, проверьте автомобиль на работоспособность и безопасность. Установка новой передней ступицы должна быть завершена успешно, и ваш автомобиль будет готов к безопасной езде.