Ваз 2101

Семейство ваз-2101 жигули

В Москве есть памятник народному автомобилю

Первые «Жигули», можно без преувеличения сказать, стали базой для отечественного автопрома и настоящим откровением для миллионов советских граждан. И даже спустя полвека после старта выпуска к этой модели – особое отношение. Поклонники вазовского первенца организовывают фан-клубы и даже устанавливают памятники народному автомобилю. Один такой появился и в Москве. Мраморный постамент, на котором установлен бронзового цвета ВАЗ-2101, «встречает» на въезде в столицу по Волгоградскому проспекту. В основании памятника заложено около 27,5 тыс. однокопеечных монет. Организаторам не удалось, как было задумано вначале, собрать 2,7 млн монет – именно столько «копеек» было выпущено в Тольятти.

Cедан LADA-1200S (ВАЗ-21013)

В 1977 году в серию запустили модель ВАЗ-21013 (она же Lada-1200S), которая представляла собой экспортный вариант специально для тех стран, где особое внимание уделяли налогообложению с учетом литража двигателя. Но в итоге такой седан осел и на отечественном рынке, при этом у покупателей он вызывал преимущественно недовольство – мотор то у него был самым слабым в гамме

Производство машины прекратили в 1988 году.

Отличия Жигулей 21013 от 2101

Внешность ВАЗ-21013 отличалась всеми атрибутами, присущими «одиннадцатой» – иные задние фонари и подфарники, передний фартук, радиаторная решетка и дефлекторы на задних стойках.

В салоне же распознать машину позволяли улучшенная отделка, а также перекроенные передняя и приборная панели, дверные карты и сиденья.

На «вооружении» седана состоял бензиновый 1.2-литровый агрегат, который вырабатывал 59 л.с. при 5600 об/минуту и 87 Нм пиковой тяги при 3400 об/минуту.

Как начинали производство

Официально было заявлено, что первые шесть экземпляров авто были
собраны 19 апреля 1979 четырьмя слесарями, а первым водителем копейки стал
Бенито Гуидо Савоини – инструктор от итальянской компании, который участвовал в
разработке автомобиля.

Конечно же, это лишь красивая легенда. На самом деле в
сборке принимали участие 90 человек. И даже этого числа специалистов было
недостаточно. Поэтому приходилось работать сутками без сна. Люди были измотаны,
что приводило к внештатным ситуациям. Например, неожиданно отказало
оборудование для прокачки тормозов. Пришлось чинить его и в ускоренном темпе
набирать обороты, чтобы вовремя закончить работу.

Первым на конвейер пустили черный кузов, на котором должно
быть хорошо заметно, не цепляет ли авто детали конвейера и не образуются ли
царапины. Все доработки для установки производились на месте.

Суета была такая, что забыли снять праздничные фотографии.
Поэтому спустя лишь 10 лет была сделана «парадная» фотография якобы первого
экземпляра машины. Конечно, об этом не принято говорить вслух ?

Справедливости ради надо отметить, что так называемых «коленочных»
технологий в то время не использовалось. Существовали строгие стандарты
качества, использовался весь необходимый инструментарий.

Что касается комплектующих, то своих еще пока разработано не
было. Поэтому авто собирался в основном из итальянских деталей. Потребовалось целых
пять лет, чтобы перевести автомобиль на сборку из отечественных комплектующих.

Люкс-седан ВАЗ-2103

Этот заднеприводный седан являлся «люксовой» версией ВАЗ-2101 «Жигули», а на момент своего появления являлся флагманом модельного ряда Волжского автозавода, который по некоторым параметрам (например, динамические качества) превосходил даже «номенклатурную» Волгу.

На конвейере «тройка» держалась на протяжении 12 лет – до 1984 года, и за это время ее тираж составил порядка 1.3 миллиона единиц.

Отличия Жигулей 2103 и 2101

Автомобиль не являлся копией какого-то конкретного Fiat’а, однако на 80% он был унифицирован с «копейкой»: у них, по сути, разнились только навесные панели передка и задка, в то время как средняя часть и силовая структура в целом не отличались.

При этом визуально ВАЗ-2103 воспринимался совершенно иначе: он мог похвастать «четырехглазыми» фарами и иными задними фонарями, обилием хрома по кузову и радиальными шинами. Внутри «люксовый» седан выставлял напоказ «инструментарий» с пятью отдельными круглыми приборами (включая индикатор давления масла и тахометр), переднюю панель со стрелочными часами и «большим» радиоприемником, а также ворсовую отделку.

Технические характеристики

  • Размеры:
    • длина – 4116 мм
    • ширина – 1611 мм
    • высота –  1440 мм
  • Колесная база – 2424 мм
  • Дорожный просвет – 170 мм
  • Снаряженная масса – 1030 кг
  • Количество дверей/мест – 4/5
  • Объем топливного бака – 39 литров
  • Тормоза – гидравлические, на все колеса, с вакуумным усилителем
    • передние – дисковые
    • задние – барабанные
  • Двигатель – бензиновый, четырехцилиндровый, рядный
    • тип – атмосферный, с жидкостным охлаждением
    • рабочий объем –  1.5 литра
    • мощность – 75 л.с. при 5600 об/минуту
    • крутящий момент – 104 Нм при 3400 об/минуту
  • Трансмиссия – механическая коробка переключения передач, 4-ступенчатая, синхронизированная
  • Сцепление – однодисковое, сухое
  • Тип привода – задний

Трансмиссия

Далее – описание и технические характеристики трансмиссии. Для обеих версий этого авто была предусмотрена только одна коробка передач – 4-ступенчатая, механическая, располагающаяся продольно. На то время характеристики КПП ВАЗ-2101 были вполне неплохими.


Трансмиссия

Вращение от мотора она получала посредством «сухого» однодискового сцепления. В конструкции КПП использовались как косозубые шестерни с постоянным зацеплением (все передачи хода вперед), так и прямые (передача заднего хода). Для обеспечения плавности переключения все ступени переднего хода оснащались синхронизаторами.

Передаточные соотношения каждой из ступеней коробки были такими:

  • 1-я – 3,75;
  • 2-я – 2,30;
  • 3-я – 1,49;
  • 4-я – 1,0;
  • Задняя – 3,89;

Управление коробкой осуществлялось вручную посредством рычага, установленного на центральном тоннеле в салоне.

Вращение от КПП передавалось на задний мост посредством карданной передачи, проходившей под автомобилем в специально проделанном в кузове тоннеле.

Этот элемент представлял собой конструкцию из двух пустотелых валов, соединенных между собой шарниром. Для закрепления кардана под авто дополнительно использовалась промежуточная опора.

Задний мост состоял из редуктора с гипоидной передачей, дифференциала и полуосей. Передаточное соотношение редуктора на ВАЗ-2101 составляло 4,3.

Экстерьер

Экстерьер «копейки» седан в значительной мере соответствовал прототипу «FIAT 124». Сказывалось влияние итальянских дизайнеров. Хорошо проработанные структурные линии, рельеф кузова, изящные черты демонстрировали высокую культуру конструкции направленную на обеспечение комфорта при вождении и эксплуатации.

Один из ведущих испытателей завода Вадим Котляров так выразил свои чувства при тесном знакомстве с «копейкой»:

Во внешний дизайн «2101» были привнесены утопленные в двери ручки для предотвращения травмирования, на бамперы установлены буферы «клыки», на левом переднем крыле перед дверью водителя установлено круглое зеркало заднего вида, на решётке радиатора закреплён фирменный логотип.

Подфарники сдвоенные, включают в себя габариты, указатели поворотов. Особенности экстерьера можно рассмотреть на фото модели «2101». В 1974 году завод начал выпускать улучшенную модель. Были устранены буферы бамперов, но установлена сплошная резиновая накладка, применены новые задние фонари, использованы новые элементы отделки.

Размеры автомобиля

Глядя на чертёж «2101», необходимо признать, что габариты, компоновка всех деталей, элементов кузова гармоничны и соответствует классической схеме. Это сказалось на том, что в настоящее время «копейка» является долгожителем, её уважают, почтительно называют «классика».

Размеры ВАЗ-2101

«Русификация» Fiat: прообразом ВАЗ-2101 стал итальянский автомобиль

В 1960-х годах спрос на автомобили в СССР резко возрос – страна нуждалась в по-настоящему «народном автомобиле». В итоге правительство предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковушек в год.

Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов –итальянский концерн FIAT. В мае 1966 года в Турине министр автомобильной промышленности СССР подписал с руководством FIAT договор о сотрудничестве. В августе того же года было решено, что прототипом нового советского седана станет Fiat 124 – на тот момент одна из самых удачных моделей, «автомобиль года в Европе». В апреле 1970 года с конвейера Волжского автозавода, построенного в Тольятти, сошли первые образцы советского седана ВАЗ-2101.

Новый автомобиль вовсе не был копией Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам и непростым климатическим условиям «итальянец» прошел основательную подготовку – всего было внесено более 800 изменений. В результате по ряду показателей ВАЗ-2101 даже превосходил Fiat 124.

Среди нововведений – усиленный кузов, усовершенствованный двигатель. Также была полностью заменена задняя подвеска, увеличен клиренс, в салоне появилось полноценное отопление. Последнее было особо оценено советскими автолюбителями, которые узнали, что в морозы в машине может быть тепло, а запуск двигателя зимой может и не требовать особых усилий.

Кроме того, дисковые задние тормоза были заменены на барабанные. Такая конструкция больше подходит для отечественных дорог. Кстати, во время испытаний было использовано 35 образцов, которые прошли более 2 млн километров советских дорог. Так что «русификация» итальянского Fiat 124 оказалась полезной и для самого концерна Fiat. Итальянцы получили уникальные сведения о надежности своих машин.

Экспортный ВАЗ-2101 дал название основному бренду АВТОВАЗа – LADA

В августе 1968 года журнал «За рулем» объявил читательский конкурс на лучшее название для нового автомобиля. Издание получило тысячи предложений, среди них и такие оригинальные названия, как «Фиалка», «Мемориал» или «Перворожец». Выбрали вариант, который, как вспоминают современники, был предложен вазовским конструктором Алексеем Черным, – «Жигули». Так называются горы недалеко от Тольятти. В народе ВАЗ-2101 сначала прозвали «единичка», а уже в конце 1980-х годов за автомобилем закрепилось название «копейка».

Когда «Жигули» стали поставляться на экспорт, снова встал вопрос о названии. Дело в том, что иностранцы не могли правильно произнести слово «Жигули». Кроме того, в некоторых языках оно имело не совсем приличные значения. Например, на арабском «жигули» звучит как слово «вор», а в Испании напоминает «жиголо».

Нужно было придумать новое название для экспортных автомобилей Волжского завода. Оно появилось в 1973 году – LADA 1200. Сегодня LADA – это основной бренд АВТОВАЗа.

Советский автомобиль LADA 1200 продавали во многих странах: ГДР, ФРГ, Австрии, Чехословакии, Болгарии, Швеции, Югославии, Венгрии, Финляндии, Швейцарии, Франции, Египте, Великобритании, даже Австралии и Японии. Для экспорта в страны с левосторонним движением Волжский автозавод освоил выпуск двух праворульных версий «Жигулей» – ВАЗ-21012 и ВАЗ-21014. В некоторых странах советская «копейка» приобрела местный колорит. Например, на Кубе популярность получили «лимузины» ВАЗ-2101, которые широко использовались как маршрутные такси.

Как все начиналось

Иллюзии о том, что в СССР можно продавать итальянский
автомобиль Fiat-124
достаточно быстро исчезли после того, как популярные во всем мире «фиатики»
начали сыпаться после пяти тысяч пробега по российским дорогам. Производитель
осознал, что западную технологию придется серьезно совершенствовать, чтобы
приспособить ее под советские реалии.

Было внедрено более 800 изменений, затронувших кузов,
тормоза и подвеску. Итальянские инженеры и не подозревали, насколько быстро
грунтовая дорога может забить пылью задние дисковые тормоза. На советских же
трассах автомобиль прошел своего рода «тест-драйв» на выносливость, и этот экзамен
ему сдать не удалось.

По просьбе ВАЗ итальянцы специально для России разработали
новый двигатель с верхним размещением распределительного вала. Было изобретено
специальное масло, которое бы подходило для этого вида мотора. Агрегат
настолько себя зарекомендовал, что в Италии тоже стали использовать подобную
схему для выпуска своих авто.

Множество испытаний и модификаций конструкции позволили
создать идеальный для того времени автомобиль с красивым итальянским дизайном и
неубиваемой технически продвинутой начинкой. Салон считался беспрецедентно комфортным.
Так родился самый массовый автомобиль эпохи СССР. ВАЗ ежегодно мог выпускать до
660 000 экземпляров «Копейки», и людям все равно приходилось ждать очереди для
покупки.

Развернуть и прочитать обзор …

Спортивный успех: ВАЗ-2101 участвовал в автогонках

Как считают эксперты, спортивный успех «Жигулей» был заложен в самом двигателе – мотор отлично поддавался форсировке. Дебют «копейки» состоялся в начале 1971 года в Риге на командном первенстве зимнего чемпионата СССР по ралли.

«Новый вазовский автомобиль, более легкий и динамичный, сразу же привлек внимание спортсменов и специалистов автоспорта. Все были в ожидании того, как же он себя покажет на трассе

Заметим при этом, что, кроме Шувалова, Пистуновича и меня, в тольяттинской команде опытных гонщиков не было. Уже на первых скоростных участках никому не известная наша команда стала выигрывать с приличным преимуществом. Отрыв был настолько большим, что многие гонщики после заездов подходили к вазовским машинам и внимательно изучали шины – нет ли на них шипов. Ну, не может же быть такого, чтобы на первой же трассе тольяттинцы играючи обставили куда более опытных спортсменов, которые выступали на «Волгах» и «Москвичах»! В тот раз мы все же проиграли. Но не из-за техники, а от недостатка опыта – автомобили-то как раз и не подвели», – вспоминал позже вазовский испытатель Яков Лукьянов.

Фото: журнал «За рулем»

Осенью того же года автомобили ВАЗ-2101 приняли участие в международных соревнованиях: три советских экипажа стартовали в марафоне «Тур Европы – 71». Всего они прошли 14 тыс. километров по территории 14 европейских стран. По итогам тура команда ВАЗ удостоилась второго места. Буквально через два года, на «Туре Европы – 73», командам на ВАЗ-2101 достались сразу золотой и серебряный кубки.

После этого «копейка» еще на протяжении долгих лет появлялась на трассах различных гонок, а в любительских ралли ВАЗ-2101 встречаются даже в наши дни. Уже в новом веке, в 2004 году, автомобиль участвовал в гонке исторических автомобилей, проходившей на престижной трассе Нюрбургринг. Соперниками «копейки» 1971 года выпуска стали такие гоночные легенды, как Jaguar E-type, BMW 2002TI, Alfa Romeo Sprint GT, Ford Mustang и Porsche. К финишу экипаж ВАЗ-2101 пришел тридцатым и оказался на первом месте в своем классе, обогнав «ягуары» и «порше».

ВАЗ выпустил около пяти миллионов «копеек»

ВАЗ-2101 выпускался с 1970 по 1988 годы и стал самым массовым и популярным отечественным автомобилем. С конвейера в Тольятти сошло 2,7 млн «копеек», а если считать вместе со всеми модификациями, то более 4,85 млн машин.

Даже сегодня можно встретить «копейку» на дорогах. Недаром в народе первая модель «Жигулей» прославилась своей надежностью и «неубиваемостью». Согласно заводским испытаниям «копейке» требовался капитальный ремонт после десяти путешествий из Москвы до Владивостока.

Еще одним доказательством всенародной славы стал тот факт, что ВАЗ-2101 был назван лучшим отечественным автомобилем XX века по результатам всероссийского опроса, проведенного журналом «За рулем».

Чтобы стать счастливым обладателем «Жигулей», советскому гражданину нужно было не только заплатить достаточно солидную сумму, но также терпеливо отстоять очередь. «Для покупки «Жигулей» приходилось на протяжении месяца еженощно отмечаться на пустыре под городом Химки. Один прогул – и вылетаешь из списка. Зяма Гердт, Андрюша Миронов и я создали команду для дежурств…», – вспоминал в своей книге известный актер Александр Ширвиндт.

Впрочем, на легендарной «копейке» ездили и зарубежные звезды. Например, LADA 1200 стала первой машиной известного пилота «Формулы-1» Кими Райкконена. «Отличный и надежный автомобиль – никогда не ломался», – вспоминал он в одном из интервью.

История автомобиля

Созданию «2101» предшествовала целая цепь организационно — технических мероприятий, от основания самого завода, до сотрудничества с различными иностранными фирмами и в первую очередь с итальянским заводом FIAT.

Именно FIAT 124, который был признан самым востребованным, должен был стать прообразом нового советского автомобиля. Но в процессе разработки новой концепции и тестирования FIAT 124, было выявлено несоответствие технических характеристик последнего условиям дорог в советском союзе:

  • При интенсивном использовании кузов и слабая подвеска не обеспечивали нужной прочности;
  • Клиренс был занижен и не соответствовал требованию бездорожья;
  • Отсутствовали элементы обеспечивающие буксировку машины при поломке в дороге.

В рамках тесного сотрудничества итальянские инженеры принимали активное участие в разработках новой модели и было осуществлено более восьмисот изменений. Например:

  • Задние колёса получили барабанные тормоза, подходящие для плохих дорог;
  • Полностью изменена конструкция задней подвески;
  • Передняя подвеска была усилена;
  • Усилено сцепление и улучшена работа синхронизаторов коробки передач «2101»;
  • Салон мог становиться спальным, благодаря трансформации кресел;
  • Был установлен новый верхневальный двигатель.

В итоге в новом авто от итальянского остался только внешний вид. Испытания проведённые с первыми шестью машинами показали надёжность и хорошую проходимость, поэтому последующие доработки были небольшими.

2101 — получил официальное название «Жигули» по названию небольших гор за Волгой неподалёку от автозавода, который расположился в городе Тольятти. Народ же дал машине простое, уважительное, запоминающееся имя «единичка». Позднее в 80 годах, на фоне снижения престижности, она получила название «копейка». Годы выпуска: 1970 — 1982. Всего за это время выпущено более 2, 7 млн. экземпляров.

Силовые агрегаты

Начнем с силовых установок, которых у этой модели было две. Основные технические характеристики 2101 с первым мотором такие – 1,2-литровый агрегат, способный выдать 64 л. с. С этой силовой установкой «Копейка» выпускалась до 1983 года. Это был 4-цилиндровый мотор с рядным расположением поршней и диаметрами цилиндров 76 мм, который устанавливался в моторном отсеке продольно.

Газораспределительный механизм – с верхним расположением распределительного вала и клапанов, которых было по 2 на каждый цилиндр. Привод ГРМ производился посредством цепи от коленчатого вала. Регулировка теплового зазора выполнялась изменением длины регулировочных болтов рокеров.


Моторный отсек

Система охлаждения – жидкостная, принудительная. Циркуляция охлаждающей жидкости выполнялась посредством центробежного насоса, приводившегося в движение от коленчатого вала. Сама система имела два круга движения жидкости – малый и большой. Разделение между ними осуществлялось термостатом.

Система питания – карбюраторная. Сам карбюратор был двухкамерный с системой последовательного открытия дроссельных заслонок. Он хоть и имел обозначение ДААЗ, но по сути, это была копия карбюратора Weber.

Система смазки – комбинированная. Часть конструктивных элементов мотора смазывалась принудительно, для чего в систему включен масляный насос. Но некоторые узлы получали смазку путем разбрызгивания.

Что касается скоростных и динамических показателей, то ВАЗ-2101 с такой установкой мог разогнаться до максимальных 137 км/ч. При этом отметку в 100 км/ч автомобиль брал за 23 секунды.

С 1983 года силовую установку на «Копейке» заменили на более мощную, из-за чего несколько изменился индекс авто – ВАЗ-21011. Концептуально она была идентична предшественнику, но характеристики двигателя 2101 изменились. Основные изменения мотора коснулись цилиндропоршневой группы. Путем увеличения диаметра цилиндров до 79 мм, удалось повысить общий объем до 1,3 литра, при этом мощность возросла до 69 л. с. Поменяли также и систему питания, установив на эту силовую установку карбюратор ДААЗ «Озон».

С новым мотором скоростная характеристика 2101 возросла несильно, максимальная отметка для авто стала составлять 140 км/ч, а вот динамика повысилась более ощутимо, «сотку» машина с 1,3-литровым агрегатом стала брать за 18 секунд.

ВАЗ-2101 — видео тюнинга

https://youtube.com/watch?v=ax5k_Qop0-8

Советские специалисты, собранные с разных заводов, начали знакомиться с машиной в 1966 г., за целый год до начала строительства завода в Тольятти (и даже до того, как Fiat 124 стал «Автомобилем года» в Европе). Понравилась им машина или нет, неизвестно. До нас дошли лишь документально зафиксированные замечания: слабый кузов и малый просвет по меркам советского бездорожья; дисковые тормоза боятся грязи и прочие претензии того же типа. Совместно с итальянскими инженерами было внесено более 800 изменений, и не только для упрочнения и повышения живучести.

Заменили конструкцию распредвалов двигателя на более современную, заднюю подвеску усовершенствовали для лучшей управляемости; передние сиденья сделали раскладными в спальное место, ручки дверей заменили на травмобезопасные — кстати, унифицированные с люксом (Fiat ставил разные ручки на разные версии, что менее технологично). Будущий ВАЗ-2101 назвали Fiat 124R (от слова «Россия»). Считается, что фиатовцы также остались довольны ценным опытом испытаний своих моделей в крайне жестких условиях.

 Милицейский ВАЗ-2101

ВАЗ-2101 стал первым автомобилем в СССР, получившим цифровое 4-значное обозначение по правилам нового отраслевого документа — нормали ОН 025270-66. Критики исторического решения о постройке ВАЗа говорят о том, что одиозный проитальянский проект оттянул кадровые и денежные ресурсы с других заводов, из-за чего не были реализованы неплохие разработки родных ЗАЗа, ГАЗа и АЗЛК, более подходившие для условий СССР, а сами заводы погрузились в долгий застой. С другой стороны, без ВАЗ-2101 промышленность еше долго не смогла бы удовлетворить огромный спрос на легковые автомобили. Объем выпуска машин в Тольятти в разы превышал выпуск любого другого завода, и все равно на них была двухлетняя очередь.

«Единичка» стала первым советским автомобилем, легко заводившимся в мороз, с нормальным обогревом салона и комфортабельными сиденьями. На шоссе в салоне можно было разговаривать, не повышая голоса, и проехать в два раза большее расстояние без устали. Специально под новую модель разработали первый советский антифриз, знаменитый тосол А40, и создали всесоветскую сеть СТО (это было обязательным требованием Fiat). Итальянцы передали также технологии производства отделочных материалов, не выгоравших на солнце. Преимущество ВАЗ-2101 перед другими советскими автомобилями оказалось столь очевидным, что многие технические решения быстро переняли на других заводах. Вся промышленность страны получила возможность для скачка вперед, осталось только ею воспользоваться.

Качество изготовления также поднялось на новую высоту и держалось более 10 лет. «Единички» ранних серий без проблем ездили десятилетиями без замены масла, аккумулятора, сцепления и тормозных колодок, не выказывая признаков ржавчины. Поэтому и называли машину уважительно — «первая», или «единица», а прозвище «копейка» появилось только в 1990-е гг. Кроме того, ВАЗ-2101 может считаться долгожителем конвейера. Учитывая, что все последующие модели семейства классика являются, по сути, лишь ее модификациями, она продержалась в выпуске более 40 лет.

История названия

Имя «Копейка» прилипло к автомобилю на рубеже 80 – 90 годов.
Многие уже не помнят, но до этого времени обычно машину называли «единичкой»
или «однеркой». Те, кто испытывал неприязнь, называли машину «консервной банкой».
Это было связано с тем, что металл кузова был слишком тонким по советским
меркам. Обыватели считали, что это небезопасно. Они не подозревали, что ВАЗ
2101 полностью соответствовал европейским стандартам безопасности. Ведь именно
такой кузов легко сминается, поглощая энергию удара, и защищает тем самым жизнь
пассажиров.

Официально было принято решение назвать копейку Жигулями — именно так называются красивые горы рядом с городом Тольятти. Изначально один из вариантов названия звучал как ВИЛ-100. Аббревиатура была посвящена столетию рождения Владимира Ильича Ленина. Просто удивительно, как удалось отказаться от этого названия.

Кстати, для экспорта бренд «Жигули» не подошел. Ведь он
напоминает по своему звучанию интернациональное слово «gilolo». Одно из значений этого слова –
мужчина, который живет за счет женщин.

Ходовая часть

Теперь о ходовой части. У этого авто спереди была установлена независимая рычажная подвеска, конструкция которой в себя включала по два поперечных рычага, пружину и амортизатор с каждой стороны. Между собой правая и левая подвеска были соединены стабилизатором поперечной устойчивости.

Задняя же подвеска на этом авто – зависимая, состоящая из реактивных тяг, пружин, буферов и амортизаторов.

Тормозная система на ВАЗ-2101 – двухконтурная, с гидравлическим приводом, оснащенным вакуумным усилителем. Наличие двух контуров позволяло сохранить способность автомобилю затормаживать даже в случае пробоя одного из контуров.

Стояночный тормоз – механический, с тросовым приводом и воздействием на задние механизмы.

Рулевое управление автомобиля состояло из механизма, основным элементом его являлся червячный редуктор.

Он воздействовал на систему рычагов, посредством которых усилие от редуктора передавалось на поворотные кулаки.
Такая схема ходовой части применялась на всем семействе «Классики».

Технические характеристики

Двигатель «2101» — родоначальника для всех моделей — карбюраторный. Распредвал имеет верхнее расположение. Привод механизма газораспределения цепной. Ресурс мотора более 18 тысяч километров. Собранный двигатель совместно со сцеплением и КПП крепится к передней и задней поперечинам через три амортизационные опоры. Сцепление сухое постоянно замкнутое, однодисковое. Подвеска независимая с пружиной и амортизатором телескопического типа.

Технические характеристики
Силовой агрегат
Модель двигателя 2101
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм 76х66
Рабочий объем, л 1,2
Степень сжатия 8,5
Номинальная мощность, л/с 58,7
Максимальный крутящий момент, кгс/м 8,7
Порядок работы цилиндров 1–3–4–2
Трансмиссия
Сцепление однодисковое с центральной нажимной пружиной
КПП ВАЗ 2101 механическая, трехходовая, четырехступенчатая
Карданная передача два вала с промежуточной эластичной опорой
Главная передача коническая, гипоидная
Ходовая часть
Подвеска передних колес независимая, на поперечных рычагах, с цилиндрическими пружинами, телескопическими гидравлическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задних колес зависимая, жесткая балка, связанная с кузовом одной поперечной и четырьмя продольными штангами, с цилиндрическими пружинами и с гидравлическими телескопическими амортизаторами
Колеса дисковые штампованные
Рулевое управление
Редуктор рулевого механизма глобоидальный червяк с двухгребневым роликом
передаточное число 16,4
Рулевой привод трехзвенный, состоит из одной средней и двух боковых симметричных тяг, сошки, маятникового рычага и поворотных рычагов
Тормозная система
Передние тормоза дисковые
Задние тормоза барабанные с самоцентрирующимися колодками и регулятором давления задних тормозов
Привод рабочих тормозов ножной гидравлический, двухконтурный
Стояночный тормоз ручной, с тросовым приводом на колодки задних тормозов
Эксплуатационные данные
Объем бензобака «ВАЗ 2101», л 39
Расход топлива «2101» в городе 9.4 л/100 км
Расход топлива на шоссе 6.9 л/100 км
Время разгона (0-100 км/ч) 22 сек.
Клиренс, мм 170
Снаряженная масса автомобиля 955 кг
Размер шин 155 SR13
Радиус поворота, м 5.6
Масса снаряженная, кг 1355

Модификации

  • 2101 — Базовая модель. Четыре двери. «Седан». В очень малом количестве выпускался как «лимузин» и «пикап».Мощность 58,7 л/с.
  • 2102 — «Универсал». Выпуск с 1971г. по 1985г. Для перевозки грузов и пассажиров. Пружины и амортизаторы подвески усилены.Заднее сиденье откидное для увеличения багажного отделения. Низкий уровень наружной стенки багажника облегчил погрузку и загрузку. Мощность 62 л/с.
  • 2103 — интерпретация «копейки». 1972г. — 2005г (Экспортный вариант «Лада 1500»).Салон и багажник «люкс». Мощность 77 л/с.
  • 2105 — Модель положила начало вазовским машинам второго поколения. Модернизирован экстерьер и интерьер. Впервые привод ГРМ ременной. Обогрев заднего окна и обдув стёкол дверей. КПП пятиступенчатая. 1983г. — 2010г. 75 л/с.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: