Устройство суппорта
Идем далее. Механизмы передней оси – дисковые, состоящие из суппортов с основными тормозными элементами – колодками, и тормозных дисков.
Суппорт – это корпус, с проделанными в нем цилиндрами под поршни. Их у этой модели – два, по одному на каждую колодку. Устройство суппорта показано на рисунке.
Поршни суппорта имеют вид стакана, который помещены в свои цилиндры, но по нем они могут перемещаться. Чтобы исключить просачивание жидкости, на поршни одеты уплотнительные кольца.
Колодки представляют собой небольшие металлические пластины, на которые наклеены накладки из фрикционного материала.
Тормозной диск – выполнен из металла, для лучшего сцепления с поверхностью колодок, его боковые поверхности хорошо обработаны, чтобы не было на них никаких выступов и раковин.
Работа тормозов ВАЗ 2107 выполняется так: жидкость движется в цилиндры суппорта, где и начинает выталкивать поршни. Те выходят из цилиндров, поджимая колодки к диску.
Схема тормозной системы в общих чертах
Так выглядит схема тормозной системы
Рассмотрим эти механизмы немного подробнее. В данном автомобиле из Германии (Фольксваген Гольф) установлены классические дисковые тормоза, которые вы можете видеть на рисунке под цифрой 1. Задние тормоза тоже дисковые, их ещё называют барабанными. Под цифрой 3 на этой схеме показаны главный тормозной цилиндр и гидровакуумный усилитель. 4 – это тот самый пресловутый «ручник», 5 – антиблокировочная система. 6 – гидроусилитель.
Антиблокировочную систему (ABS) всегда можно встретить в современных машинах
Антиблокировочная система автомобиля
Антиблокировочная система (ABS) была создана для того, чтобы избавить водителей от такой проблемы, как изменение траектории движения транспорта, в следствии полной блокировки колёс.
В целом, устройство тормозной системы разных автомобилей имеет много общего, хотя, может отличаться. Сейчас существует множество различных видов систем торможения. И для любителей тюнинга и доработки ВАЗ 2106 есть отличная возможность подобрать тормозную систему по-серьезнее: например, Брэмбо.
Помимо того, существует ряд других систем, которые способны существенно облегчить жизнь водителю. К ним относится антипробуксовочная система. Её также называют Traction control system. Эта система отлично помогает в тех случаях, когда сцепление колёс с землёй, или асфальтом снижено. Это может произойти во время дождя. Система отслеживает скорости вращения как ведущих, так и ведомых колёс. И в случае пробуксовки ведомых, снижает крутящий момент, или притормаживает, что также уменьшает скорость вращения.
Тормозные системы грузового автомобильного транспорта
Грузовые автомобили обычно оснащаются не классическими дисковыми и барабанными тормозами, а несколько иной по принципу системой.
Приводим схему устройства тормозной системы, которая используется на современных грузовых автомобилях.
Для грузовых автомобилей была разработана отдельная тормозная система, работающая на подаче сжатого воздуха.
Компании, разрабатывающие тормозные системы
В 2012 году был проведён опрос, который показал, какие компании можно считать объективно лучшими производителями тормозных систем для автомобилей.
В опросе приняли участие не только автолюбители, но и профессиональные механики, сотрудники автомобильных предприятий, оптовые продавцы запчастей, сотрудники автомагазинов.
В результате был получен список из десяти лучших компаний, производящих данные механизмы. Как видно по количеству баллов, с большим отрывом лидирует компания TRW, производящая эти системы с 1901 года.
https://youtube.com/watch?v=Av-jj8NNrv8
Также на эту тему вы можете почитать:
Ремень ГРМ или цепь — что лучше для вашего автомобиля?
Автомобильные полировочные машинки и как они работают
Какой ксенон лучше всего установить на свой автомобиль
Ускорительный насос карбюратора ВАЗ 2109 (Солекс) для разгона
Выбираем лак для автомобиля среди огромного ассортимента
Alex S 6 октября, 2013
Опубликовано в: Полезные советы и устройство авто
Метки: Как устроен автомобиль, Советы автомобилистам
Классификация тормозных систем автомобиля
На современных автомобилях устанавливаются три-четыре вида тормозных систем:
- рабочая;
- стояночная;
- вспомогательная;
- запасная.
Основная и самая эффективная тормозная система автомобиля – рабочая. Она используется во всё время движения для регулирования скорости и полной остановки. Ее устройство довольно простое. Приводится она в действие нажатием на педаль тормоза правой ногой водителя. Такой порядок обеспечивает одновременный сброс оборотов двигателя, за счет снятия ноги с педали акселератора, и торможение.
Стояночная тормозная система
выжимает сцепление
Вспомогательная тормозная система устанавливается на большегрузных автомобилях, например, на отечественных КамАЗах, МАЗах, КрАЗах. Она предназначена для снижения нагрузки на основную рабочую систему во время длительного торможения – при движении в горах или по холмистой местности.
Принцип работы
Функционирование тормоза автомобиля основано на изменении
давления жидкости. Подробнее о том, как работает система:
- водитель выжимает педаль тормоза;
- создается усилие, давление жидкости
повышается; - вакуумник еще больше нагнетает давление,
затем оно передается на ГТЦ; - поршень ГТЦ направляет жидкость к колесам через магистрали;
- поршни цилиндров (суппортов) выдвигают
колодки к дискам; - активируются тормозные механизмы,
вращение колес замедляется, машина останавливается; - водитель отпускает педаль тормоза, она
возвращается в исходное положение за счет пружины; - поршень ГТЦ встает в нейтральное
положение; - общее давление гидравлики снижается, колеса разблокируются.
На
некоторых заднеприводных автомобилях
жидкость из ГТЦ подается раздельно. Другими словами, на передние и задние
колеса по отдельным трубкам. Что касается переднеприводных авто, то схема
контуров магистралей здесь обычно диагонального типа.
Основной тормозной системой является рабочая. Именно она используется в 99% случаях во
время движения, блокирует колеса
машины до полной ее остановки. Активируется правой ногой водителя —
одновременно нога снимается с педали газа.
Нога на педали тормоза
На педаль тормоза нажимать нужно правой ногой
Стояночный тормоз обеспечивает неподвижность машины
во время долгой стоянки на паркинге. Водители с опытом оставляют автомобиль на
ручнике и включенной передаче, хотя этого может оказаться недостаточным на
крутом склоне.
Кроме
того, ручной тормоз оказывает пользу для новичков при старте в горку. Нога
неопытного водителя не приучена работать с педалью сцепления, поэтому машина
скатывает вниз, а двигатель глохнет.
Если же активировать стояночный тормоз, автомобиль
будет стоять на месте и новичок легко тронется с места, аккуратно выключая
ручник, и одновременно задействуя педаль газа (муфта плавно отпускается).
Регулятор давления
Он установлен в приводе задних колес и не только распределяет жидкость на механизмы, он еще и предотвращает возможный занос из-за разных усилий на механизмах. Производится это путем ограничения подачи давления в механизмы, в зависимости от положения кузова авто относительно моста.
Привод регулятора выполняется от тяги, один конец которой закреплен на заднем мосту, при этом сам же он закреплен на кузове. При увеличении нагруженности на заднюю ось, кузов меняет положение относительно моста, в результате тяга давит на поршень регулятора, из-за чего производится регулировка давления, подаваемого на механизмы.
Типы тормозных механизмов, применяемые в автомобилях
На подавляющем большинстве авто установлены тормозные механизмы фрикционного типа, работающие по принципу сил трения. Устанавливаются они непосредственно в колесе и конструктивно подразделяются на:
- барабанные;
- дисковые.
Существовала традиция устанавливать барабанные механизмы на задние колеса, а дисковые на передние. Сегодня в зависимости от модели могут ставиться одинаковые типы на все четыре колеса – или барабанные, или дисковые.
Устройство и работа барабанного тормозного механизма
Устройство системы барабанного типа (барабанный механизм) состоит из двух колодок, тормозного цилиндра и стяжной пружины, размещенных на щите внутри тормозного барабана. На колодки наклепаны или приклеены фрикционные накладки.
Тормозные колодки своими нижними концами шарнирно закреплены на опорах, а верхними – под воздействием стяжной пружины – упираются в поршни колесного цилиндра. В незаторможенном положении между колодками и барабаном имеется зазор, обеспечивающий свободное вращение колеса.
Необходимо отметить, что в приведенной конструкции износ передних и задних колодок происходит неравномерно. Дело в том, что фрикционные накладки передней по ходу движения колодки в момент торможения при движении вперёд прижимаются к барабану всегда с большей силой, чем задние. Как выход, рекомендуется менять колодки местами через определенный срок.
Тормозной механизм дискового типа
Устройство дисковых тормозов состоит из:
- суппорта, закрепленного на подвеске, в теле которого размещены наружный и внутренний тормозные цилиндры (может быть один) и две тормозные колодки;
- диска, который закреплен на ступице колеса.
Сравнительные характеристики
Барабанные тормоза проще и дешевле в производстве. Они обладают свойством, называемым – эффект механического самоусиления. То есть, при продолжительном давлении ногой на педаль многократно увеличивается тормозящее действие. Это происходит за счет того, что колодки нижними частями связаны друг с другом, и трение передней о барабан усиливает давление на него задней колодки.
Однако механизм дисковых тормозов меньше и легче. Температурная стойкость выше, они быстрее и лучше охлаждаются за счет предусмотренных отверстий-окон
И замена изношенных дисковых колодок производится намного проще, чем барабанных, что важно, если производить ремонт самостоятельно
Уход за тормозной системой автомобиля
Своевременный уход за тормозами увеличивает срок
службы механизмов, снижает вероятность ранних поломок и ремонта. Опытные
водители никогда не игнорируют малейшие признаки неполадок с тормозом, тем
самым предупреждают негативные последствия (в крайних случаях они могут стать
очень печальными).
Самыми распространенными симптомами неисправного
тормозов являются:
- характерный шум
во время торможения — стуки, пульсации, вибрации; -
провал
педали тормоза или чересчур мягкий ее ход; - жесткость педали, обратная амортизация;
- увод машины в сторону при задействовании
педали тормоза; - снижение эффективности ручника — машина
скатывается, стояночный тормоз не держит ее даже на небольшом уклоне.
Любой из этих признаков должен насторожить владельца
машины, стать поводом для посещения сервисного центра. Однако ежедневный
контроль системы и соблюдение правил ухода помогут продлить время до ремонта.
Ниже представлен примерный алгоритм действий, которого должен придерживаться
каждый водитель.
- Один
раз в 3 года или раньше надо менять тормозную жидкость (по классификации
производителя). - Рабочая
жидкость должна быть качественной, желательно того же типа/производителя, что
была заправлена ранее. - Уровень
DOT следует проверять регулярно — раз в неделю обязательно. Снижение уровня
может свидетельствовать об утечках. Поэтому надо хорошенько проверить зону
тормозной системы (возле ГТЦ, около колесных цилиндров). Если подтеков нет, то
надо долить жидкость до верхней метки в бачке. - Вакуумный
усилитель обязан нормально работать, его исправность должна проверять
своевременно. - Толщина
дисков обязана быть в пределах нормы — не менее 10 мм. Данное значение также
надо регулярно контролировать. - Педаль
тормоза должна идеально работать. Поэтому надо время от времени регулировать
величину рабочего и свободного хода привода. - Колодки
являются расходными материалами, поэтому менять их надо вовремя. Чтобы увидеть
общую картину, достаточно разобрать колесо и осмотреть одну из накладок —
минимальная толщина фрикционного материала должна быть 1 мм. Обычно передние
колодки изнашиваются быстрее задних, так как на них ложится основная нагрузка при
торможении. - Герметичность
магистралей также не должна вызывать нареканий. Осмотр системы желательно
проводить на яме, эстакаде или подъемнике, чтобы видеть общую картину. При
малейших следах утечки — быстро принять меры! Рекомендуется тщательно проверять
соединения ГТЦ и колесных цилиндров.
Еще одна из обязательных процедур ухода за тормозной
системой автомобиля является обслуживание суппортов. От грязи и влаги эти
механизмы могут коррозировать и плохо выполнять свои основные функции. Поэтому
удалитель ржавчины и очиститель тормозных дисков окажут незаменимую помощь
владельцам машины. Этими средствами рекомендуется обрабатывать детали, когда
проводится замена колодок, чтобы лишний раз не проводить демонтаж.
Поршень тормозного суппорта
Очищенный до блеска поршень суппорта
Завоздушивание тормоза — еще одна распространенная
неисправность. Водителю следует постоянно следить за тем, чтобы в систему не
попал воздух (правильно и своевременно менять/доливать жидкость). Однако если
это уже произошло, необходимо выгнать лишний воздух. Достаточно провести
несколько действий в правильном порядке: долить в ГТЦ жидкость, открыть клапан
первого колесного цилиндра (который по схеме первый), вдеть на штуцер
прозрачный шланг и начать выжимать/отпускать педаль тормоза. Таким образом, контуры
прокачиваются, лишний воздух выходит вместе с жидкостью (заранее надо
подготовить пустую емкость).
Помните об очень важном свойстве тормозной жидкости — гигроскопичность или способность
впитывать влагу. Даже если машина просто стоит и никуда не ездит, конденсат все
равно рано или поздно проникнет в жидкость.. А это приведет к образованию пузырей воздуха,
коррозии и другим нежелательным последствиям
Поэтому заменять жидкость надо
своевременно — желательно каждые 1,5-2 года (каждые 30-40 тыс. км пробега)
А это приведет к образованию пузырей воздуха,
коррозии и другим нежелательным последствиям. Поэтому заменять жидкость надо
своевременно — желательно каждые 1,5-2 года (каждые 30-40 тыс. км пробега).
Теперь вы знаете назначение тормозной системы
автомобиля. Это поможет вам регулярно ухаживать за ней, а при малейшем намеке
на неисправность — незамедлительно принимать меры.
Стояночный система
Она хоть задействует механизм колес задней оси, но никак не связана с рабочим механизмом. В качестве привода у него используется трос, подсоединенные к ручнику, находящемуся в салоне авто.
Под авто этот трос делиться на две части, идущие в механизмы задней оси. Внутри концы троса соединены с рычагом привода, а тот в свою очередь – с распорной планкой. Рычаг привода соединен с одной из колодок.
При задействовании ручника, трос тянет за рычаг, а поскольку тот упирается в планку – происходит разжатие колодок. Зубчатый сектор ручника при этом фиксирует положение рычага, при котором колодки разведены.
Принцип работы тормозной системы ВАЗ-2107
При надобности снижения скорости, водитель давит на педаль. Его усилие передается на клапан усилителя, который открывает нужный канал для подачи атмосферного давления на мембрану. Мембрана связана со штоком, соединенным с поршнем главного цил-ра. Этот шток вытесняет жидкость в трубопроводы, ведущие к рабочим механизмам. Поскольку жидкость не сжимается, то все усилие полностью передается на механизмы.
Жидкость нажимает на поршни рабочих цилиндров, и те выдвигаясь, разжимают (на барабанных мех-змах) или прижимают колодки (на дисковых мех-змах) к диску или барабану, связанными со ступицами колес. Из-за трения колодок о диски (барабаны) и осуществляется замедление вращения.
Вакуумный усилитель тормозов
К педали подсоединен шток, связанный с усилителем. Устройство вакуумного усилителя тормозов ВАЗ-2107 довольно интересно, представлено оно на рисунке:
Представляет усилитель собой герметичную емкость, внутри поделенную на 2 камеры посредством мембраны. Камера, находящаяся ближе к педали называется атмосферной, а отделенная мембраной от нее – вакуумной. Сама мембрана соединена со штоком поршня главного цилиндра.
Вакуумная камера патрубком подсоединена к впускному коллектору мотора, откуда и берется разрежение. В конструкцию включен также следящий клапан, управляемый штоком педали, им то и выполняется вся работа.
При отпущенной педали этот клапан посредством канала соединяет полости камер, обеспечивая идентичное давление. При воздействии на педаль, клапан закрывает канал, связывающий камеры и открывает канал, связывающий атмосферную камеру с атмосферой. Поскольку во второй камере сохраняется разрежение, то атмосферное давление начинает давить на мембрану. Поскольку она связана со штоком поршня главного цилиндра, за счет перемещения поршня производится вытеснение жидкости с цилиндра в трубопроводы.
Виды обслуживающих работ
Несмотря на то, что конструктивно система не такая уж и сложная, однако она требует периодического обслуживания, включающего:
- Проверку уровня жидкости в системе;
- Проверку степени износа фрикционов колодок, дисков, барабанов;
- Прокачку системы для удаления воздуха;
- Проверку состояния тросов ручника;
- Регулировку натяжения тросов;
- Регулировку регулятора задних тормозов;
Перед каждым выездом нужно обязательно проверять, сколько тормозной жидкости в системе ВАЗ-2107. Ее недостаточное количество может привести к тому, что эффективность работы системы может значительно снизиться из-за попадания воздуха внутрь трубопроводов. К тому же, снижение уровня может сигнализировать о повреждении трубопроводов и утечке жидкости.
Проверять элементы механизмом следует раз в несколько месяцев, особенно это касается колодок, поскольку изнашиваются они достаточно интенсивно. При надобности производится замена изношенных элементов.
В случае попадания воздуха внутрь привода рабочей системы, выполняется прокачка, в результате которой воздух выгоняется из системы.
Послабление натяжения тросов стояночного тормоза может привести к его отказу, поэтому периодически нужно следить за ним, и при надобности восстанавливать натяжение.
Усовершенствование тормозной системы
Многие владельцы ВАЗ 2110 сходятся во мнении, что заводская тормозная система далека от совершенства. Потому они решаются на модернизацию, усовершенствование узла по средствам технического тюнинга.
Популярное решение вопроса эффективности тормозов — это замена барабанных механизмов на дисковые. Разумеется, в случае с «десяткой» речь идет о задних колесах
При замене тормозов обязательно принимайте во внимание тот факт, что задние колеса обязаны тормозить мягче и несколько позже передних. Так автомобиль не занесет, и вы не вылетите с дороги
Другой вариант — демонтаж заводского тормозного главного цилиндра и вакуумного усилителя. Вместо них отлично подходят узлы от Приоры. Подобный тюнинг избавит от вибраций, а также позволит эффективно и без чрезмерных усилий использовать педаль тормоза.
Вне зависимости от внесенных изменений в тормозную систему, после каждой доработки в обязательном порядке проводится прокачка тормозов.
https://youtube.com/watch?v=z6LhQfapAgE
Неисправности тормозной системы автомобиля
Как и любой другой узел автомобиля, тормозная система тоже может иметь определенные неисправности. В отличие от любой другой системы, тормоза должны быть всегда в исправном состоянии, ведь от этого зависят жизнь и здоровье водителя и пассажиров. Именно поэтому, ремонт тормозов необходимо производить сразу же после обнаружения неисправности.
Шум и вибрация педали при нажатии тормоза
Часто такая неисправность может коснуться дисковых тормозов. Обычно, она свидетельствует о том, что тормозные колодки уже отходили свой ресурс и начинают создавать трение жесткими заклепками собственного крепления. В этом случае, колодки необходимо заменить.
Вторая версия данной неисправности наиболее распространенная – кривой тормозной диск. Искривить диск можно, если тормозить достаточно часто и резко заехать в воду. Вследствие быстрого охлаждения, металл теряет свои свойства и диск, соответственно меняет свою форму. Чтобы избавиться от вибраций и дальнейшего перелома диска, необходимо либо расточить диск на специальном станке, либо заменить его. При этом, второй вариант является самым безопасным и приемлемым, так как расточка диска может быть небезопасной.
Эффективность тормозов упала, а длина свободного хода педали увеличилась
Обычно, это говорит о том, что тормозную жидкость залили в пустой бачок и в систему попал воздух. Для начала необходимо найти место утечки ТЖ. Для этого визуально оценивают состояние тормозных цилиндров и проверяют их на наличие следов тормозной жидкости. Как только неисправность будет устранена (сальники поменяны, магистрали поменяны), необходимо прокачать тормозную систему.
Прокачка заключается в устранении воздушных капель из тормозной жидкости автомобиля. Для этого автомобиль устанавливают на ровную поверхность, колесо снимают, а тормозную магистраль отсоединяют от тормозного цилиндра или суппорта и погружают в емкость с заранее налитой тормозной жидкостью. Второй автомеханик энергично нажимает на педаль тормоза до тех пор, пока в емкости с жидкостью пузыри не перестанут выходить из трубки. После этого, магистраль закручивают на место, тормозную жидкость доливают и повторяют эту процедуру на всех оставшихся колесах.
Ручной тормоз не удерживает автомобиль
Самая безобидная и малозначимая неисправность, которая может произойти с тормозами. Чаще всего, устраняется регулировкой натяжения привода ручника. Автомобиль устанавливают на смотровую яму и подтягивают регулировочную гайку на тросе.
Другая причина, по которой ручной тормоз перестает удерживать автомобиль – износ тормозных колодок. Часто это сопровождается снижением эффективности торможения рабочей системы. В этом случае, колодки необходимо обязательно заменить.
Устройство тормозной системы
- сам привод — на легковых авто он бывает
преимущественно гидравлического типа; - главный тормозной цилиндр (ГТЦ);
- накладки и диски;
- контуры(шланги, трубки);
- педаль привода (находится в салоне, между муфтой и
акселератором); - колесные цилиндры;
- регулятор давления — устанавливается на
автомобилях, где предусмотрена вспомогательная ABS, и в процессе резкого торможения
уменьшает давление в гидравлике (во избежание потери контакта задних колес с
дорогой, так как центр тяжести авто перемещается вперед); - блок
АБС; - вакуумный усилитель — отвечает за
увеличение общего давления, ставится в единый блок с ГТЦ.
Контуры управления тормозом бывают различного типа —
обычно устанавливаются по определенной схеме (параллельно или диагонально).
Разделяются они с помощью ГТЦ, что позволяет системе не утрачивать свою
работоспособность даже при неполадке с одним из контуров.
Подключение тормозных контуров
Схема подключения тормозных контуров
Зачем нужен регулятор давления
Далеко не каждый владелец отечественной «десятки» поймет, зачем нужна замена регулятора давления тормозов на ВАЗ 2110. Попросту такое название знакомо не всем. Популярное обозначение регулятора — колдун.
Этот самый колдун расположен на задней подвеске вашего автомобиля. Он имеет рычаг с подвижным положением. В зависимости от момента нагрузки на пружину, его положение меняется.
Напряжение, возникающее при срабатывании, направляется и распределяется на поршень тормозной системы. Нажатие на педаль поршня ведет к уменьшению нагрузки в задних колодках. Если система тормозов работает исправно, нагрузки распределяются равномерно.
Чтобы узел функционировал эффективно и без ошибок, необходимо выполнить регулировку регулятора давления тормозов на вашем автомобиле ВАЗ 2110. Так вы сможете предотвратить несвоевременную блокировку колес.