Устройство и виды топливных систем бензиновых и дизельных двигателей

Плюсы и минусы систем

Таким образом, инжекторная ТС устанавливается на все современные бензиновые ДВС. Постепенно вытесняет, если уже не вытеснила карбюраторную систему. Последняя, как ни странно, тоже имеет свои преимущества, поэтому её применение продолжается.

Инжекторные системы
Плюсы Минусы
Стабильная работа двигателя. Сложный ремонт и диагностика, только при наличии специального оборудования.
Редкие поломки. Высокая стоимость узлов и датчиков инжектора.
Малый, до 40 % меньше, чем у карбюратора расход топлива. Не ремонтопригодность сломанного узла, датчика.
Не зависит от перепадов температур, работает одинаково и зимой и летом. Требуется более качественное топливо, не менее АИ-92.
Двигатель легко набирает обороты, по сравнению с карбюратором.
Меньше, до 75%, выброс CO в атмосферу, по сравнению с карбюратором.
Присутствует электронный контроль работы с бортового компьютера автомобиля.
Карбюраторные системы
Дешевый и “относительно” легкий ремонт, мне кажется каждый автомобилист, с 10 -20 летним стажем, ковырял у себя в гараже или на стоянке карбюратор! Не стабильность работы.
Дешевые составляющие части карбюратора. Зависимость от перепадов температур (многие мучились зимой – замерз и летом – перегрев)
Низкие требования к качеству топлива, можно использовать АИ – 76. Большее потребление топлива чем инжектор.
Не надо специальных стендов для диагностики. Больший выброс CO, чем у инжектора.
Частые поломки
Сложно раскрутить двигатель по сравнению с инжектором.

Топливная система дизельных моторов

Схема топливной системы дизельных моторов однообразная: ТНВД и форсунки. Насос производит перекачку топлива и повышает давление. Форсунка отвечает за впрыск, распыление топлива и образование насыщенной смеси.

При подаче высокого давления происходит абсолютно полное сгорание дизтоплива, это дает значительное увеличение мощности и снижает содержание вредных продуктов горения в выхлопных газах.

Различные виды дизельных моторов имеют несколько модификаций систем питания:

  • Common rail
  • Насос-форсунки
  • Разделенные.

Насос-форсунки и разделенные

Разделенная с-ма питания состоит из следующих устройств: бак, трубопроводы, насос, форсунки. Между ТНВД и форсунками располагаются технологические трубопроводы, которые способны держать давление.

Насос-форсунка создает давление и производит впрыск топлива, имеет кулачковый рабочий привод. В ГБЦ также располагается канал поступления дизтоплива и обратка. Рабочее характеристики системы 2200 бар.

Главный недостаток системы – давление полностью зависит от рабочего режима автомобиля.

Common rail

Среди дизельных моторов это самая популярная аккумуляторная топливная система (Common Rail). Главное ее преимущество — высокая экологичность, эффективность. Такая высокая экологическая безопасность этой системы питания обусловлена ее полной автономностью: поступление топливной смеси в камеру сгорания и загруженность мотора никак не состоят в зависимости друг от друга.

Само устройство Common Rail представляет собой два отдельных контура, каждый из них имеет свое назначение и функционал:

  • Первый контур низкого давления конструктивно выглядит как вспомогательный, в его составе бак, погружной насос, топливопровод и блок фильтров.
  • Второй контур высокого давления является продолжением первого, имеются: ТНВД, топливопровод, аккумулирующая система и форсунки на ГБЦ.

Оба контура работают следующим образом:

  • Насос первого контура перекачивает горючее из бака по топливопроводу ко второму контуру.
  • Топливо проходит очистку в фильтрах и попадает в ТНВД второго контура.
  • Далее ТНВД нагнетает топливо в рампу.
  • Форсунки производят впрыск дизеля.

Карбюраторная топливная система

Несмотря на конструктивную устарелость, карбюраторные ТС всё ещё применяются на некоторых автомобилях. Карбюраторная система отличается в первую очередь тем, что образование смеси проходит в специальном отсеке под названием карбюратор. Отсюда уже готовая ТВС попадает в двигатель, где воспламеняется и сгорает.

Принцип действия карбюраторных ТС реализуется так. Топливная жидкость из бака попадает в карбюратор. Выкачка горючего из бака осуществляется насосом.

В некоторых случаях подача может подразумевать самотёк, но тогда карбюратор должен быть установлен ниже топливного бака. В автомобилях такая схема сегодня не применяется.

Топливный фильтр карбюраторной системы очищает горючее. Благодаря ему из бензина удаляются механические примеси, вода.

Воздух, как неотъемлемая часть топливной смести, попадает в карбюратор через специальный фильтр. Он так и называется – воздушный фильтр. Здесь происходит очищение воздушного потока от частичек пыли

Поэтому так важно следить за состоянием фильтра, вовремя менять его. Смешивание воздуха с горючим происходит непосредственно в камере

Представить движение воздуха можно так: сначала фильтр, затем камера смесеобразования, а после через дроссельную заслонки во впускной коллектор.

Карбюраторная топливная система

Регулятор давления топлива(Fuel pressure control valve)

Регулятор давления топлива, установленный на топливной рампе, поддерживает постоянное давление топлива в центральном канале рампы на всех режимах работы двигателя.
Регулирование давления топлива, подаваемого в форсунки, основано на принципе слежения за значением перепада давления в рампе и впускной трубе, которое при любых условиях должно составлять не менее 265 кПа (2,65 кгс/см2). Подача электрического топливного насоса больше, чем это необходимо для обеспечения работоспособности системы. Поэтому при работе двигателя с помощью регулятора давления часть топлива постоянно сливается через обратный трубопровод в топливный бак. В зависимости от разрежения во впускной трубе регулятор давления уменьшает или увеличивает слив излишнего топлива, поддерживая постоянное давление в рампе.

Разрежение — это уменьшение давления. В том же объеме находится меньше обычного воздуха или тот же объем воздуха находится в большем объеме. Во впускном коллекторе разрежение появляется вследствии того, что поршень уходит к НМТ. Объём, в котором находится воздух увеличивается и появляется разрежение.

Регулятор давления представляет собой замкнутую полость, разделенную диафрагмой на вакуумную и топливную камеры.

Вакуумная камера сообщается через вакуумный шланг с впускной трубой двигателя. Регулятор давления топлива связан с задроссельным пространством не просто так. Это нужно для регулировки давления в зависимости от нагрузки. Нет нагрузки (или небольшая) → заслонка закрыта (прикрыта) → разрежение велико → давление топлива снижено. И наоборот.

 Топливная камера сообщается через канал в корпусе регулятора с полостью топливной рампы. Во время работы двигателя под действием пружины клапан регулятора закрыт, если перепад давления во впускной трубе и топливной рампе не более 0,27 МПа. Обратного слива топлива нет–давление в топливопроводе начинает повышаться. При перепаде давления свыше 265 кПа (2,65 кгс/см2) диафрагма регулятора прогибается и между клапаном и его седлом образуется зазор, через который в другой канал регулятора, соединенный со сливным трубопроводом, сливается излишнее топливо – давление снижается.

При увеличении нагрузки двигателя, работающего при большом открытии дроссельной заслонки, расход топлива увеличивается и давление в топливной рампе падает. Одновременно с этим уменьшается разрежение во впускной трубе.

Пружина прижимает клапан регулятора давления к седлу, слив топлива в топливный бак прекращается – давление повышается. Эти процессы повторяются непрерывно, в результате чего в топливной рампе поддерживается постоянное давление.


1 — корпус; 2 — крышка; 3 — патрубок для вакуумного шланга; 4 — диафрагма; 5 — клапан; А — топливная полость; Б — вакуумная полость/

Регулятор давления топлива состоит из клапана 5 с диафрагмой 4, поджатого пружиной к седлу в корпусе регулятора. На работающем двигателе регулятор давления топлива поддерживает давление в топливной рампе форсунок. На диафрагму регулятора с одной стороны действует давление топлива, а с другой — давление (разрежение) во впускной трубе. При уменьшении давления во впускной трубе (дроссельная заслонка закрывается) клапан регулятора открывается при меньшем давлении топлива, перепуская избыточное топливо по сливной магистрали обратно в бензобак. Давление топлива в топливной рампе понижается. При увеличении давления во впускной трубе (при открывании дроссельной заслонки) клапан регулятора открывается уже при большем давлении топлива и давление топлива в рампе повышается.

Инжектор и его устройство

Суть функционирования инжектора лежит в том, что топливо принудительно впрыскивается в проходящий поток воздуха. При этом подача бензина осуществляется под давлением, что обеспечивает его распыление, тем самым улучшается его смешивание с воздухом.

Если рассмотреть любую топливную систему, то состоит она из двух основных составляющих – первая обеспечивает поступление воздуха, вторая – топлива.

Воздушная часть, по сути, идентична на всех моторах, в том числе и инжекторном. Представляет она собой объемный канал, на конце которого установлен фильтр, очищающий воздух от примесей. Этот канал соединен с впускным коллектором, а тот в свою очередь ведет к впускным клапанам системы ГРМ.

Всасывание воздуха осуществляется самим двигателем. При движении поршня (на такте впуска) над ним образуется разряжение. При этом открывается впускной клапан, и это движение сопровождается втягиванием воздуха в цилиндр. В общем, все достаточно просто.

А вот устройство и функционирование топливной части значительно сложнее. Состоит она из ряда элементов, каждый из которых выполняет свои функции.

Топливная система состоит из:

  • бак с системой вентиляции;
  • электрический бензонасос;
  • фильтр тонкой очистки;
  • регулятор давления;
  • трубопроводы (подачи, обратного слива);
  • топливная рампа;
  • форсунки.

Топливная система инжектора

Бак является вместилищем бензина, откуда он поступает далее в систему. В инжекторной системе бензонасос располагается непосредственно в баке, и в задачу его входит закачка бензина под давлением в остальные составляющие части.

Бензин из насоса сначала попадает в подающую магистраль, ведущую к фильтру. Проходя очистной элемент, из топлива удаляются мелкие примеси. Из фильтра бензин по той же магистрали подается на регулятор, поскольку давление в системе должно держаться в строго заданных параметрах. Выравнивание давления происходит очень просто – лишняя часть топлива по сливной магистрали возвращается в бак.

После регулятора бензин подается на топливную рампу, которая распределяет его по форсункам. По сути, рампа является соединительной трубкой. В задачу же форсунок входит впрыск топлива в проходящий поток воздуха.

Существует несколько видов топливной системы инжектора, отличающиеся по некоторым конструктивным решениям. Так, первые инжекторы были моновпрысковыми, то есть у них использовалась только одна форсунка, установленная во впускной коллектор. В такой конструкции рампа отсутствовала, как таковая.

Сейчас же используются инжекторы с многоточечным впрыском (распределенным), где на каждый цилиндр предусмотрена своя форсунка, и здесь рампа уже используется. При этом форсунки все также устанавливаются во впускной коллектор, только каждая в свой канал.

Самым современным является инжектор с прямым впрыском. Это тоже система распределенного впрыска, у нее подача бензина осуществляется напрямую в цилиндр.

Также устройство топливной системы инжектора имеет еще одну составляющую часть – электронную, которая включает в себя блок управления и ряд датчиков. В задачу ее входит контроль режима работы силового агрегата и определения количества подаваемого топлива. Именно эта составляющая регулирует работу форсунок.

Неисправности и сервисное обслуживание

Во время работы топливная система автомобиля находится под нагрузкой, что приводит к нестабильной работе или отказу. Следующие ошибки считаются наиболее частыми.

Недостаточное поступление (или отсутствие поступления) горючего в цилиндры двигателя

Некачественное топливо, длительный срок эксплуатации, воздействие на окружающую среду приводят к загрязнению и засорению топливных магистралей, бака, фильтров (воздушных и топливных) и технологических отверстий устройства подготовки топливной смеси, а также выходу из строя топливного насоса. Система потребует ремонта, который будет состоять из своевременной замены фильтрующих элементов, периодической очистки (каждые два-три года) топливного бака, форсунок карбюратора или форсунок, а также замены или ремонта насоса.

Потеря мощности ДВС

Неисправность топливной системы в этом случае определяется нарушением регулирования качества и количества горючей смеси, поступающей в цилиндры. Устранение неисправности связано с необходимостью диагностики устройства для приготовления горючей смеси.

Утечка горючего

Утечка топлива — очень опасное и категорически недопустимое явление. Данная неисправность занесена в «Перечень неисправностей…», при которой движение автомобиля запрещено. Причины проблем кроются в негерметичности узлов и агрегатов системы питания. Устранение неисправности заключается в замене поврежденных элементов системы или затяжке элементов крепления топливопроводов.

Поэтому топливная система является важным элементом двигателя внутреннего сгорания современного автомобиля и отвечает за своевременную и бесперебойную подачу топлива в силовой агрегат.

Мне нравится 3 мне не нравится

В целом, топливная система состоит из следующих элементов:

  • топливный бак (хранит запас топлива — бензин или дизельное топливо)
  • топливный насос (забирает топливо из бака и подает его к двигателю)
  • датчик уровня топлива (сигнализирует о необходимости заправки)
  • топливный фильтр или система фильтров (очистить топливо от механических примесей)
  • воздушный фильтр (очищает воздух от пыли и других мелких частиц)
  • топливопровод (система трубок и шлангов, по которым топливо подается в двигатель)
  • система впрыска (устройство, через которое топливо поступает в камеру сгорания)

Топливный бак, или бензобак, представляет собой металлический или пластиковый контейнер, который обычно находится под багажником, хотя некоторые автомобили нашли довольно прохладные места. Если вы не можете найти бензобак, лучше всего узнать его местонахождение в инструкции или у механика.

Внутри бензобака находится небольшой поплавок, который плавает на поверхности топлива и отправляет сигналы на указатель уровня топлива на приборной панели, чтобы вы могли сказать, когда вам нужно заправиться. Несмотря на то, что некоторые автомобили работают на дизельном топливе, сейчас в большинстве случаев используется бензин, поэтому мы подразумеваем его под словом «топливо», хотя это не совсем правильно.

Топливный насос подает бензин (или дизельное топливо) по топливопроводу, который проходит под днищем автомобиля от бака к карбюратору или форсункам для бензиновых двигателей. В дизельных двигателях топливо подается в насос высокого давления (ТНВД), а затем в форсунки. В старых автомобилях с карбюраторами используется механический насос, приводимый в действие двигателем. В двигателях с впрыском топлива используется электронасос, который можно разместить внутри бака или где-то поблизости.

Топливный фильтр делает именно то, что следует из названия: он фильтрует топливо, то есть очищает его. По пути через газопровод к форсункам или карбюратору топливо проходит через топливный фильтр. Небольшая сетка внутри фильтра задерживает любую грязь и ржавчину, которые могут присутствовать в бензине. В некоторых машинах между баком и насосом устанавливаются дополнительные фильтры

Важно менять фильтры в соответствии с заводским графиком обслуживания

Очиститель воздуха очищает воздух перед смешиванием с бензином. В карбюраторных двигателях воздухоочиститель обычно большой и круглый с выступающей сбоку трубкой для облегчения всасывания свежего воздуха. На инжекторные двигатели можно устанавливать воздушный фильтр круглой, а возможно и прямоугольной формы.

Чтобы найти прямоугольный воздухоочиститель, проследите за большим раструбом на воздухозаборнике, который находится как можно дальше от двигателя.

Внутри воздушного фильтра находится воздушный фильтр, который задерживает частицы грязи и пыли из всасываемого воздуха. Если вы часто ездите по пыльным или песчаным местам, вам следует периодически проверять воздушный фильтр и заменять его при загрязнении (чаще, чем требует инструкция по эксплуатации).

Видео:принцип работы тнвдСкачать

Топливный фильтр

Назначением топливного фильтра является фильтрация топлива, поступающего в топливную систему. Для защиты компонентов системы, в особенности топливных форсунок, необходимо удалить из топлива загрязнения, которые могут попасть в топливный бак во время заправки авто­мобиля или вентиляции топливного бака.

Конструкция топливного фильтра

Топливные фильтры для двигателей с ис­кровым зажиганием (бензиновые фильтры) устанавливаются на стороне нагнетания на­соса подачи топлива. В последнее время все шире применяются фильтры, встраиваемые непосредственно в топливный бак. В этом случае фильтр не подлежит замене и должен быть рассчитан на весь срок службы автомо­биля. В то же время продолжают использо­ваться топливные фильтры, встраиваемые в линию подачи топлива. Отсюда следует, что фильтры могут представлять собой как смен­ные элементы, так и элементы, рассчитанные на весь срок службы автомобиля.

Корпус фильтра изготавливается из стали, алюминия или пластмассы. Фильтр соеди­няется с линией подачи топлива при помощи резьбового соединения, трубки или быстро­разъемного соединения. Корпус содержит фильтрующий элемент, задерживающий частицы грязи (см. рис. «Проходной топливный фильтр» ). Фильтрующий элемент встроен в контур подачи топлива таким образом, что топливо проходит через всю поверхность фильтрующей среды, насколько возможно, с одной и той же скоростью потока

Фильтрующие элементы топливного фильтра

В качестве фильтрующей среды используется специальная, пропитанная смолой бумага из целлюлозного волокна, в некоторых случаях (для работы в тяжелых условиях) сцепленная методом оплавления со слоем синтетического волокна. Этот слой призван обеспечить высокую температурную и химическую стойкость филь­трующего элемента. Эффективность фильтра­ции и сопротивление фильтра потоку определя­ются пористостью бумаги и распределением пор.

Фильтры для бензиновых двигателей имеют спиральную или радиальную форму. В фильтре спиральной формы тисненая фильтровальная бумага обернута вокруг несущей трубки. Топливо протекает через фильтр в продольном направлении.

В фильтре радиальной формы бумага сло­жена и вставлена в корпус в форме звезды. Устойчивость фильтрующего элемента обе­спечивается пластмассовыми, резиновыми или металлическими торцевыми кольцами и, при необходимости, внутренней защитной оболочкой. Топливо протекает через фильтр снаружи внутрь, при этом частицы грязи от­деляются от топлива фильтрующей средой.

Требования к топливным фильтрам

Система подачи топлива определяет требуемую тонкость фильтрации. Филь­трующий элемент для систем с впрыском то­плива во впускной трубопровод имеет среднюю ширину пор приблизительно 10 мкм. Для бензи­новых двигателей с прямым впрыском топлива требуется более тонкая фильтрация. В этом слу­чае средняя ширина пор составляет около 5 мкм При этом, фильтрующий элемент должен задер­живать до 85% частиц размером более 5 мкм Кроме того, новый фильтр для системы прямого впрыска топлива (бензина) должен отвечать следующему требованию: частицы металла, ми­нералов и пластмассы диаметром более 400 мкм не должны вымываться топливом из фильтра

Эффективность фильтра зависит от направ­ления потока. Поэтому при замене встраивае­мых в линию (проходных) фильтров следует соблюдать направление потока, указанное стрелкой на корпусе фильтра.

Интервал замены обычных проходных фильтров, в зависимости от объема фильтра и степени загрязнения топлива, составляет от 30 000 до 90 000 км. Фильтры, встраиваемые в топливный бак, рассчитаны не менее, чем на 160 000 км пробега. В настоящее время суще­ствуют проходные и встраиваемые в топлив­ный бак фильтры для систем прямого впрыска топлива, ресурс которых достигает 250 000 км.

Виды форсунок

Форсунки различаются в зависимости от способа осуществления впрыска топлива. Давайте рассмотрим основные виды форсунок

  • Электромагнитные форсунки;
  • Электрогидравлические форсунки;
  • Пьезоэлектрические форсунки.

Устройство электромагнитной форсунки

1 — сетчатый фильтр; 2 — электрический разъем; 3 – пружина; 4 — обмотка возбуждения; 5 — якорь электромагнита; 6 — корпус форсунки; 7 — игла форсунки; 8 – уплотнение; 9 — сопло форсунки.

Электромагнитная форсунка нашла свое применение на бензиновых двигателях, в том числе оборудованных системой непосредственного впрыска. Электромагнитной форсунка имеет простую конструкцию, которая включает электромагнитный клапан с иглой и соплом.

Как работает электромагнитная форсунка

Работа электромагнитной форсунки осуществляется в соответствии с заложенным алгоритмом в электронный блок управления. Электронный блок в определенный момент подает напряжение на обмотку возбуждения клапана. Вследствие этого создается электромагнитное поле, которое преодолевая усилие пружины, втягивает якорь с иглой и освобождает сопло форсунки, после чего производится впрыск топлива. Когда напряжение исчезает, пружина возвращает иглу форсунки обратно на седло.

Устройство электрогидравлической форсунки

1 — сопло форсунки; 2 – пружина; 3 — камера управления; 4 — сливной дроссель; 5 — якорь электромагнита; 6 — сливной канал; 7 — электрический разъем; 8 — обмотка возбуждения; 9 — штуцер подвода топлива; 10 — впускной дроссель; 11 – поршень; 12 — игла форсунки.

Электрогидравлическая форсунка применяется на дизельных двигателях. Электрогидравлическая форсунка включает электромагнитный клапан, камеру управления, впускной и сливной дроссели.

Как работает электрогидравлическая форсунка

Работа электрогидравлической форсунки основана на использовании давления топлива при впрыске. В обычном положении электромагнитный клапан закрыт и игла форсунки прижата к седлу силой давления топлива на поршень в камере управления. Давление топлива на иглу меньше давления на поршень, благодаря этому впрыск топлива не происходит.

Когда электронный блок управления дает команду на электромагнитный клапан, открывается сливной дроссель. Топливо вытекает из камеры управления через сливной дроссель в сливную магистраль. Впускной дроссель препятствует выравниванию давлений в камере управления и впускной магистрали, вследствие чего давление на поршень снижается, а давление топлива на иглу форсунки не изменяется. Игла форсунки поднимается и происходит впрыск топлива.

Устройство пьезоэлектрической форсунки

1 — игла форсунки; 2 – уплотнение; 3 — пружина иглы; 4 — блок дросселей; 5 — переключающий клапан; 6 — пружина клапана; 7 — поршень клапана; 8 — поршень толкателя; 9 – пьезоэлектрический элемент; 10 — сливной канал; 11 — сетчатый фильтр; 12 — электрический разъем; 13 — нагнетательный канал.

Пьезофорсунка (пьезоэлектрическая форсунка) является самым совершенным устройством, обеспечивающим впрыск топлива в современных автомобилях. Форсунка применяется на дизельных двигателях с системой впрыска Common Rail. Основные преимущества пьезоэлектрической форсунки в точности дозировки и быстроте срабатывания. Благодаря этому пьезофорсунка обеспечивает многократный впрыск на протяжении одного рабочего цикла.

Как работает пьезофорсунка (пьезоэлектрическая форсунка)

Работа пьезофорсунки основана на изменении длины пьезокристалла при подачи напряжения. Пьезоэлектрическая форсунка состоит из: корпуса, пьезоэлемента, толкателя, переключающего клапана и иглы.

Проверка давления топлива

Основным критерием исправности системы питания двигателя является давление топлива в топливной рампе.

При недостаточном давлении топлива возможны:

  • – неустойчивая работа двигателя;
  • – остановка двигателя на холостом ходу;
  • – повышенная или пониженная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу;
  • – недостаточная приемистость автомобиля (двигатель не развивает полной мощности);
  • – рывки и провалы в работе двигателя при движении автомобиля;

Для начала рекомендуем проверить надежность электрических контактов в колодках жгутов проводов узлов системы впрыска, отвечающих за подачу топлива (топливный насос, форсунки).

Проверка давления топлива в системе питания возможна только при наличии манометра со шлангом для подключения к топливной магистрали.

Включите зажигание и прислушайтесь: в течение нескольких секунд вы должны услышать звук работы электробензонасоса.

Если его не слышно, проверьте электрическую цепь питания насоса.

Имейте в виду, что электробензонасос не включается, если в системе топливоподачи есть давление.

Иными словами, если вы предварительно уже включали зажигание и пытались пустить двигатель, то исправный электробензонасос уже должен был создать давление в системе, поэтому отсутствие звука работы электробензонасоса в данном случае не является неисправностью.

Снизьте давление в системе питания

Отверните две гайки крепления топливоподающего трубопровода к топливной рампе и снимите штуцер трубопровода со шпилек топливной рампы.

Для проверки давления топлива подключите манометр с пределом измерения не менее 500 кПа (5 кгс/см2) между топливоподающим трубопроводом и топливной рампой.

При работающем на холостом ходу двигателе давление в топливопроводе должно быть не менее 345 кПа (3,45 кгс/см2).

Возможны следующие причины снижения давления топлива:

– неисправен регулятор давления топлива (установлен в топливном модуле);

– засорен фильтр тонкой очистки…

— или фильтр грубой очистки топлива;

– неисправен электробензонасос.

Остановите двигатель и снизьте давление в системе питания

Отсоедините манометр от топливоподающего трубопровода и штуцера топливной рампы.

Подсоедините топливоподающий трубопровод к штуцеру топливной рампы.

Сброс давления в топливной системе

Топливо в системе питания находится под высоким давлением, поэтому запрещается ослаблять соединения топливопроводов во время работы двигателя или сразу после его остановки.

Для проведения работ по ремонту системы питания на только что остановленном двигателе необходимо предварительно снизить давление в системе питания.

Выключите зажигание, откройте капот и установите его на упор.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Отключите топливный насос, отсоединив от него колодку жгута проводов

Подсоедините провод к клемме «минус» аккумуляторной батареи, пустите двигатель и дайте ему поработать до полной выработки топлива из топливной рампы.

После этого двигатель заглохнет.

Выключите зажигание. Теперь можно разъединять топливопроводы.

Признаки неисправностей

Есть несколько признаков, по которым можно определить, что не работает топливный насос «Калина»:

  • автомобиль не заводится или практически сразу же глохнет;
  • «Калина» при движении дергается;
  • автомобиль не развивает максимальных оборотов;
  • посторонние шумы или скрежет, доносящиеся из топливного бака.

Схожие симптомы наблюдаются также при засорении топливного фильтра. Поэтому перед тем как снять топливный насос на калине, сперва замените фильтрующий элемент. Если «симптомы» не исчезнут — ремонтируйте или меняйте топливный модуль.

Распространенные неисправности бензонасоса на «Калине»:

Описанные выше виды неисправностей требуют замены бензонасоса. Единственный тип работ доступный автовладельцу — чистка фильтрующей сеточки.

Распространенные типы систем питания

На современных автомобилях наибольшее распространение получили два вида топлива – дизельное и бензин. Немного от них отстает газ, хотя он тоже достаточно часто используется.

Используемое топливо напрямую влияет на конструкцию и принцип функционирования топливной системы. Изначально на авто, работающих на бензине, использовался карбюратор, как основной элемент, обеспечивающий смесеобразование. Сейчас такая система питания считается устаревшей и на авто не применяется, а на смену ей пришел инжектор.

Инжекторная система питания

Что касается дизеля, то у него своя система – дизельная. Примечательно, что принцип функционирования ее у дизеля неизменен с момента создания, менялась только конструкция. К тому же, принцип этой системы в некотором роде лежит и в основе работы инжектора. Поэтому следует более подробно рассмотреть каждый из видов используемых сейчас систем питания.

Возврат топлива — обратка

Главная функциональное назначение насоса — равномерно с установленной скоростью и стабильными параметрами давления перекачивать горючее из бака в систему питания двигателя. Двигатель не может работать абсолютно стабильно, постоянно изменяются режимы нагрузки. Соответственно скорость расхода топлива тоже изменяется. Появляется потребность контроля уровня нагнетения.

Для таких случаев предусмотрен специальный регулятор давления, удаляющий излишки по возвратному топливопроводу в бак. Существуют две такие схемы. Они различаются наличием либо отсутствием обратного трубопровода (возвратной линии).

  • Устройство с обраткой. Излишки отправляются по возвратной магистрали в бак. Регулятор давления устанавливается на топливной рампе. В топливном коллекторе устойчивое постоянное давление.
  • Устройство без возвратной магистрали. Для нее предусмотрена установка регулирующего датчика в корпусе топливного насоса. Излишки оправляются назад по небольшой возвратной линии. В основную топливную линию отправляется только установленное необходимое количество горючего без избыточной подачи. Система более экономичная, малозатратная, имеет меньшую стоимость.

Дизель и его особенности

Принцип работы топливной системы дизеля отличается от бензиновой, что сказывается и на особенностях функционирования системы подачи топлива.

Коснемся только отличий, касающихся топливной составляющей. Первое из них – это то, что у дизеля смесеобразование внутреннее. То есть, компоненты смеси подаются в цилиндры по отдельности и смешиваются они уже там. А второе отличие заключается в том, что воспламенение смеси производится от сжатия, поэтому давление в цилиндрах дизеля (компрессия) почти вдвое выше, чем у бензинового агрегата. И оба этих отличия вносят свои коррективы в устройство топливной системы дизеля.

Как ранее указывалось, система состоит из двух основных составляющих – воздушной и топливной. Дизеля это тоже касается.

Относительно воздушной части, то она мало отличается от бензиновой. Единственное, у дизеля используется более хороший фильтр, поскольку этот мотор очень чувствителен к чистоте воздуха.

Топливная составляющая тоже частично похожа на инжекторную, хотя есть и некоторые особые элементы. Всего же в конструкцию входит:

  • бак;
  • магистрали (низкого и высокого давления, подающие и сливные);
  • два фильтрующих элемента (грубой и тонкой очистки);
  • топливоподкачивающий насос (обычно входит в конструкцию ТНВД);
  • топливный насос высокого давления (ТНВД);
  • форсунки;

Топливная система дизельного двигателя

Ранее вся система питания была полностью механической, сейчас же все больше в конструкции появляется электронных частей. Но чтобы было понятнее, рассмотрим все на примере механической системы.

Топливо находится в баке, откуда за счет работы топливоподкачивающей помпы по подающей магистрали низкого давления подается в фильтрующий элемент грубой очистки.

После этого фильтра по той же магистрали подается во второй фильтр – тонкой очистки. И только после этого топливо подается в ТНВД.

Основными рабочими элементами этого насоса являются плунжерные пары, состоящие из поршня и гильзы. Сам насос работает от коленвала и внутри его установлен кулачковый вал. Именно этот вал приводит в действие плунжерную пару, и за счет их работы значительно повышается давление топлива.

После ТНВД дизтопливо по подающим магистралям, но уже высокого давления подается на форсунки.

Топливный насос(fuel pump)

Топливный насос подает топливо в систему впрыска и поддерживает рабочее давление в топливной системе.
Топливный насос может иметь электрический привод или же механический привод. Механический привод бензонасосов устарел и применялся на двигателях, оснащённых карбюратором. В современных, инжекторных двигателях(с впрыском топлива) применяется электро бензонасосы.
Все электронасосы представляют собой цилиндрический корпус, в котором находятся: электродвигатель, насосная секция, шариковые обратный и предохранительный клапаны и, как правило, сетчатый фильтр.
Электробензонасосы делятся на погружные(установленные в бензобаке) и навесные(установленные снаружи).
Электробензонасос подвесного типа:

1- нагнетательный патрубок, 2- обратный клапан, 3- корпус, 4- сетчатый фильтр, 5- всасывающий патрубок, 6- клеммы, 7- коллектор, 8- электродвигатель, 9- насосная секция, 10- предохранительный клапан.

Подвесные электробензонасосы крепятся под кузовом или в нижней части моторного отсека, как правило, таким образом, чтобы бензин мог поступать в них самотёком. Подвесные насосы имеют герметичное исполнение.

Электробензонасос погружного типа:

а — топливозаборник с насосом; б — внешний вид насоса.

Погружные находятся внутри бензобака и встроены в топливозаборник.

Возможные неисправности контроллера

О неисправностях устройства могут сообщить следующие ошибки:

  1. Р0131, Р0132. Эти ошибки говорят и слишком низком или очень высоком уровне сигнала с датчика кислорода.
  2. Р0134. Блок управления не зафиксировал активность лямбда-зонда.
  3. Р0135. Такая ошибка может свидетельствовать об обрыве электроцепи подключения датчика, а также возможном замыкании на питание либо землю.
  4. Р0133. Слишком медленный отклик контроллера.
  5. Р0137, Р0138. Очень низкий или высокий сигнал со второго лямбда-зонда.
  6. Р0141. Неисправность также касается второго кислородного датчика, в данном случае речь идет об обрыве цепи либо замыкании (автор видео — канал Lty D).
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: