Конструкция, техническое обслуживание и неисправности гидроусилителя руля ГАЗ-66
Насос гидроусилителя рулевого управления (рис. 1) является лопастным двухстороннего действия, т.е два полных цикла всасывания и два цикла нагнетания выполняются за один оборот ротора насоса
В роторе насоса установлены бачки, в которых размещены лопасти. Лезвия должны свободно перемещаться в сосудах, без заедания.
Во всасывающих полостях масло попадает в пространство между лопатками, а затем вытесняется в нагнетательную полость. Масло вытесняется из-за небольшого объема между лопастями, так как ротор вращается внутри статора, имеющего особый профиль.
На насос установлен масляный бак. Под крышкой бака находится заправочный фильтр, а на ответвлении сливного патрубка установлен фильтр, по которому масло возвращается из системы в насос.
В крышке насоса два клапана. Предохранительный клапан (внутренний) ограничивает максимальное давление в системе в диапазоне 65-70 кг / см2 .
Перепускной клапан ограничивает количество масла, которое закачивается в систему рулевого управления с гидроусилителем при более высоких оборотах двигателя. Клапан сконструирован таким образом, чтобы в систему гидроусилителя подавалось не более 10 л / мин масла.
Излишки масла отводятся внутри насоса и возвращаются во всасывающую полость.
Регулирующий клапан расположен на переднем конце стержня рельса.
Внутри корпуса клапана расположена катушка, которая через промежуточные детали соединена с шарниром сошки рулевого управления.
Змеевик уплотнен с обоих концов резиновыми прокладками.
Когда золотник находится в центральном положении (автомобиль движется вперед), масло, протекающее через напорную трубку к регулирующему клапану, проходит через зазоры между концами золотниковых штифтов и каналами в корпусе в сливном шланге и возвращается обратно к бачку насоса.
При повороте руля палец сошки перемещает катушку, которая, перекрывая каналы в гидроблоке, направляет масло под давлением в ту или иную полость силового цилиндра (в зависимости от направления вращения).
Шток силового цилиндра, соединенный с тягой, перемещает его, поворачивая передние колеса.
После окончания вращения золотник устанавливается в центральное положение, давление масла в силовом цилиндре снижается, и масло из клапана возвращается в насос, не попадая в силовой цилиндр.
Силовой цилиндр двустороннего действия закреплен в кронштейне на картере переднего моста через шаровую опору.
Поршень штока уплотнен двумя чугунными стопорными кольцами.
Шток цилиндра хромирован для повышения износостойкости и защиты от коррозии.
Выход штока из цилиндра закрыт резиновой втулкой. Для предотвращения попадания грязи снаружи установлены латунные шайбы и войлочный кабельный ввод. Силовой цилиндр, помимо раскрутки передних колес, также поглощает удары колес при движении по различным неровностям.
Это в значительной степени избавляет рулевой механизм и другие компоненты рулевого управления от ударных нагрузок.
Видео:Клапан управления ГУР ПАЗ-672М, ГАЗ-66 гидравлического усилителя рулевого привода 66-01-3430010-04Скачать
Общее устройство ГУР автомобиля ГАЗ-33097
Автомобиль повышенной проходимости ГАЗ-33097 «Садко» внешне очень похож на ранние ГАЗ-53, однако эта схожесть обманчива и вводит в заблуждение. Дело в том, что полноприводные «Садко» моделей 3308 и 3309 разрабатывались для замены ГАЗ-66 (выпуск которого прекращен в 1999 году), и у этих автомобилей есть множество общих узлов, агрегатов и просто технических решений. А с ГАЗ-53 их роднит разве только переднекапотная компоновка.
Принципиально одинаково в «Садко» и ГАЗ-66 построены и ГУР. Однако в этих автомобилях используются разные двигатели (в ГАЗ-66 — бензиновый, а в ГАЗ-33097 — дизельный), поэтому в их гидроусилителях нашли применение разные компоненты и технические решения. Кроме того, в новом автомобиле есть и ряд усовершенствований, повысивших надежность и качество работы гидроусилителя.
В ГАЗ-33097 ГУР состоит из следующих компонентов: насос, клапан управления ГУР (совмещен с продольной рулевой тягой), силовой гидравлический цилиндр, бачок для рабочей жидкости, клапанная коробка и система трубопроводов. Каждый из компонентов имеет свои особенности и играет определенную роль в системе.
Насос ГУР. В данном автомобиле используется шестеренчатый насос, который способен обеспечить довольно высокое давление (до 85-95 атмосфер) при необходимой производительности (до 18 л/мин). Насос монтируется непосредственно на двигатель, с его правой стороны, привод насоса — шестеренчатый от привода механизма ГРМ. Такое решение обеспечивает максимальную надежность привода насоса и снижает нагрузку на клиноременный привод других агрегатов двигателя.
Клапанная коробка. Этот узел необходим для регулировки давления в гидравлической системе усилителя и ее производительности, а также для предохранения системы от чрезмерного роста давления. Через клапанную коробку рабочая жидкость (в качестве которой выступает трансмиссионное масло) из бачка подается на насос, а затем из насоса нагнетается в клапан управления ГУР. Клапан клапанной коробки отрегулирован таким образом, чтобы в системе поддерживалось давление в пределах 8,5-9,5 МПа, а производительность лежала в пределах от 9 до 18 л/мин.
Бачок. Он необходим для хранения запаса рабочей жидкости и ее очистки во время работы системы. Бачок изготовлен из пластика, оснащается крышкой, имеет впускной (центральный) и выпускной (боковой) патрубки. На дне бачка закреплен простой сетчатый фильтр, который очищает поступающее из системы масло от загрязнений. На стенке бачка предусмотрены метки для быстрого определения уровня рабочей жидкости. Бачок монтируется в моторном отсеке, на перегородке кабины.
Клапан управления ГУР. Клапан золотникового типа, он предназначен для подачи рабочей жидкости в полости силового цилиндра при повороте рулевого колеса. Клапан имеет компактные размеры, он устанавливается непосредственно на продольную рулевую тягу. Причем если в ГАЗ-66 клапан устанавливался с противоположной от тяги стороны, то в ГАЗ-33097 он расположен между сошкой и тягой. Поэтому в данном случае клапан не только играет роль управляющего элемента, но и его корпус также выступает в качестве силового элемента, передающего усилие от сошки на тягу.
Силовой гидравлический цилиндр. Он имеет традиционную конструкцию: в цилиндрическом корпусе установлен поршень со штоком, который через уплотнительные элементы и гайку выходит с одной стороны цилиндра. На противоположной стороне корпуса расположен шарнир, с помощью которого цилиндр монтируется на балку передней оси. Шток цилиндра жестко крепится к поперечной рулевой тяге. На корпусе находится два штуцера для подачи и слива масла в/из рабочих полостей силового цилиндра.
Соединительные трубопроводы. Циркуляция масла в системе обеспечивается жесткими (металлическими) и гибкими (резиновыми) трубками.
Так как в ГУР данного автомобиля используется отдельный силовой гидроцилиндр, то остальные компоненты рулевого управления, в том числе рулевой механизм и все тяги, аналогичны компонентам системы рулевого управления автомобилей без гидроусилителя.
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53-12
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53-12 состоит из рулевой колонки, рулевого механизма и привода. Рулевое управление совмещенное, т. е. вал 20 ( рис. 121, а ) непосредственно соединен с червяком 12.
Рулевой механизм состоит из глобоидального червяка 12 и трех-гребневого ролика 13. Картер 2 рулевого механизма закреплен на левой продольной балке рамы болтами.
Червяк 12, напрессованный на пустотелый рулевой вал 20, установлен в картере на двух конических роликовых подшипниках 6 и 15. Наружные обоймы подшипников запрессованы в расточках картера и удерживаются крышками 7 и 16. Под крышку 7 установлено несколько, прокладок 11 для регулировки подшипников червяка. Выходы валов червяка и сошки уплотнены сальниками 10 и 18.
Трехгребневой ролик 13 посажен на ось с помощью двух шарико-подшипников. Ось ролика установлена в щеках головки вала 3 сошки и концы оси расклепаны. Между торцами ролика и щеками размещены упорные шайбы. Вал 3 поворачивается в двух подшипниках: бронзовой втулке 5 и роликовом подшипнике 23. На мелкие конические шлицы вала посажена сошка 1.
Правильность установки сошки обеспечивается четырьмя сдвоенными шлицами. Зазор в зацеплении червяк — ролик регулируют с помощью винта 26, ввернутого в боковую крышку 22 картера. Винт фиксируется стопорной шайбой 24, штифтом и гайкой 25.
Рулевой привод имеет заднее расположение цельной трапеции. Его продольная тяга шарнирно соединена задним концом с рулевой сошкой 1, а передним концом через рычаг левого поворотного кулака — с рулевой трапецией. Рычаги рулевой трапеции жестко соединены с правым и левым поворотными кулаками, а между собой — шарнирно через поперечную тягу.
Продольная и поперечная тяги с помощью шарнирных устройств соединены с рычагами. К трубе 7 ( рис. 121,б ) продольной тяги приварены наконечники 6, в которые установлены сменные вкладыши 14, сухарь 13 и полусферический палец 12, опирающийся на пяту 2. Пята поджата к пальцу конической пружиной 3, которая упирается в крышку 4, закрепляемую стопорным кольцом 5. На палец шарнира с небольшим натягом надет резиновый колпак 10, закрепленный обоймой 9 на наконечнике. Пружинное стальное кольцо 11 обеспечивает уплотнение колпака. Смазывают шарнир через масленку 1.
С поперечной рулевой тягой правой и левой резьбой соединены наконечники 15. Продольные разрезы в трубе 17 этой тяги стянуты хомутами 16.
Рулевая колонка ГАЗ-66: частые неисправности и их устранение
1. Зазоры и люфт в рулевой колонке
Один из наиболее распространенных дефектов рулевой колонки ГАЗ-66 — это появление зазоров и люфтов. Причиной могут быть износ или поломка подшипников и механизмов рулевой колонки. Для устранения этой проблемы рекомендуется:
- Проверить состояние подшипников и, при необходимости, заменить их.
- Смазать механизмы рулевой колонки и регулировочные винты.
- При выявлении поломок заменить поврежденные детали.
2. Повреждение шлицев или замок рулевой колонки
Еще одной проблемой, с которой можно столкнуться, является повреждение шлицев или замка рулевой колонки. В результате этого рулевое управление может быть нарушено или полностью блокировано. Для решения этой проблемы рекомендуется:
- Проверить состояние шлицев рулевой колонки и замка.
- При необходимости произвести замену поврежденных деталей.
3. Клин рулевой колонки
Клин рулевой колонки является еще одной проблемой, с которой могут столкнуться владельцы ГАЗ-66. Клин образуется из-за неправильного расположения рулевого механизма или проскальзывания рулевой колонки. Для устранения клина рулевой колонки рекомендуется:
- Проверить правильность расположения рулевого механизма.
- Устранить перекос или проскальзывание рулевой колонки.
- При необходимости произвести регулировку механизмов и деталей.
Регулярное обслуживание и тщательное следование рекомендациям по устранению неисправностей помогут вам поддерживать рулевую колонку ГАЗ-66 в рабочем состоянии и обеспечить безопасность во время движения.
Профилактика и обслуживание двигателя
Двигатели внутреннего сгорания семейства ЗМЗ 53 обладают неплохим ресурсом и довольно выносливы, но чтобы этот ресурс не сокращался, не мешает проводить регулярное техническое обслуживание ДВС. К мерам профилактики и обслуживания относится:
Для того чтобы как можно дольше мотор автомобиля ГАЗ 53 обходился без капитального ремонта, необходимо регулярно диагностировать неисправности и поддерживать должное состояние двигателя, незамедлительно ликвидировать все неполадки, которые имеют отношение к изнашиванию деталей мотора, а также использовать рекомендуемое производителями топливо и моторное масло.
По возможности нужно предохранять поршни и поверхность камер сгорания от нагара.
Систематическая диагностика двигателя
В систематической проверке нуждаются крепления головок цилиндров к блоку цилиндров. Если крепление ослабло, то гайки необходимо подтянуть. Перед этим желательно слить из системы охлаждающую жидкость, после этого нужно ослабить крепление впускной трубы к головкам цилиндров, дабы избежать влияния подтяжки головки одного цилиндра на другую.
на фото устройство двигателя грузовика ГАЗ-53
Только после этого гайки крепления подтягивают при помощи динамометрического ключа. Такую подтяжку рекомендуют делать при первых трёх технических обслуживаниях автомобиля. Потом подтяжку делают немного реже — каждое ТО-2.
Как говорилось выше, при использовании рекомендуемого топлива и смазочных материалов, ремонта двигателя вполне можно избежать, нагар на поршнях и камерах внутреннего сгорания будет небольшим и никаким образом не повлияет на работу мотора. Но если пренебрегать рекомендациями производителей, то отложения нагара будет значительными, а это в свою очередь приведёт к детонации, снижению мощности и повышению расхода горюче-смазочных материалов.
схема устройства двигателя автомобиля ГАЗ-53
Как удалить нагар
Для того чтобы избавиться от нагара, необходимо хорошо очистить днища поршней и стенки камер внутреннего сгорания. В нагаре содержится большое количество ядовитых веществ, и нужно хорошо следить за тем, чтобы они не попали в дыхательные пути. Для этого нагар хорошо смазывают керосином.
Замена деталей коленчатого вала
Для увеличения потенциала двигателя на ГАЗ-53, необходимо регулярно производить замену поршневых колец и коренных вкладышей коленчатого вала. Вкладыши заменяют при значительном падении давления моторного масла. По мере надобности следует заменять и шатунные вкладыши.
Также нужно проводить тщательную очистку полостей шатунных шеек коленчатого вала. Если их очистка произведена некачественно, то это приведёт к быстрому изнашиванию шатунных вкладышей.
Замена поршневых колец
Если расход масла начал превышать 400 г на 100 км пробега, то значит пришло время сменить поршневые кольца. Нужно устанавливать комплект колец, который состоит из компрессионного чугунного кольца и набора стальных дисков.
Периодической проверки требует и газораспределительный механизм. При необходимости нужно регулировать зазоры клапанов и очищать их от нагара. Зазоры нужно проверять только на холостом двигателе, при полностью опущенном толкателе.
Снимаем поддон картера.
Для снятия поддона картера. Двигатель необходимо перевернуть шпильками вниз. Для этого необходимо приготовить деревянные бруски. Размер брусков выбирается из соображения того. Чтобы они проходили между шпильками. И были выше шпилек. ,Потому что когда блок перевернется. Шпильки не должны касаться поверхности стола. В противном случае повредиться резьба на шпильках. Когда двигатель расположился поддоном вверх можно откручивать гайки крепления поддона. Их множество. Поддон прилипает к прокладке, шпильки цепляются за него, И опять возникает сложность со снятием. Здесь можно поддевать сам поддон. А можно подложив деревянный брусок ударить по нему с боку в область дна. С одной и с другой стороны. И поддон отойдет. Когда снимется поддон необходимо снять маслоприёмник. Откручивается кронштейн от коренной крышки и гайка в основании маслоприемника.
Принцип работы гидроусилителя руля
ГУР автомобиля ГАЗ-33097 работает просто. Когда колеса находятся в прямом положении, регулирующий клапан закрыт и масло не поступает в силовой цилиндр, но насос все еще работает, а клапанная коробка обеспечивает необходимое давление в системе.
Подробнее: Инфаркт миокарда, что делать до приезда скорой помощи
При повороте рулевого колеса в любую сторону включается рулевой механизм и рулевые сошки начинают двигаться: шарнир сошки перемещается и толкает золотник управляющего клапана, одновременно передавая усилие на продольную тягу. Золотник открывает каналы и рабочая жидкость поступает в одну из полостей и сливается из противоположной полости — под действием изменившегося давления поршень цилиндра перемещается, а соединенный с ним шток толкает поперечную рулевую штангу. Это облегчает поворот колес.
При повороте руля в обратную сторону катушка под действием сошки перемещается в другое положение. В этом положении масло из вновь заполненной полости цилиндра уходит на слив в бак (и снова проходит через клапан управления гидроусилителем руля), а противоположная полость, наоборот, заполняется маслом. В результате давление на поршень цилиндра меняет направление, перемещается в противоположном направлении, толкая боковую рулевую тягу.
При остановке руля в любом положении шарнир сошки перестает давить на золотник, в результате прекращается впрыск и слив масла из цилиндра, поэтому колеса также останавливаются в этом положении. Но как только вы повернете колесо, система снова заработает.
Вытекающее из цилиндра масло через фильтр поступает в бак, где очищается от продуктов износа силового цилиндра, насоса и клапанов. Насос поставляется с уже очищенным маслом, что гарантирует продление срока службы всех деталей гидроусилителя.
Рулевое управление с гидроусилителем устроено таким образом, что даже в случае поломки управление автомобилем не теряется. При выходе из строя гидроусилителя просто соедините сливное соединение клапанной коробки с наливным шлангом бака и слейте оставшуюся рабочую жидкость из силового цилиндра и регулирующего клапана (при повреждении цилиндра рекомендуется его полностью разобрать). В этом случае рабочая жидкость будет циркулировать между баком, насосом и клапанной коробкой, а управлять автомобилем будет исключительно водитель.
Видео:Измерение давления насоса ГУРСкачать
Техническое обслуживание гидроусилителя
Ремни привода насоса гидроусилителя рулевого управления растягиваются за счет наклона корпуса насоса. Угол наклона корпуса насоса не должен быть слишком большим, и резервуар насоса должен быть заполнен маслом.
Если наклон корпуса насоса не гарантирует натяжения ремней, переставьте насос в отверстия в кронштейне, а если ремни слишком длинные, переместите кронштейны насоса в дополнительные отверстия.
При нормальном натяжении ремня прогиб каждого ремня между шкивами компрессора и насосом гидроусилителя рулевого управления должен составлять 15-20 мм, когда ремень нажимается с силой 4 кг.
При проверке уровня масла в бачке гидроусилителя рулевого управления передние колеса автомобиля должны быть установлены прямо.
Доливайте масло на холостом ходу двигателя до отметки «уровень масла» на стенке бачка насоса или, если отметки нет, до сетки фильтра заливки.
Перед тем как снять крышку бака для проверки уровня, долить или заменить масло, его необходимо тщательно очистить от грязи и промыть бензином.
Залить масло через воронку с двойным ситом и заливной фильтр, установленный в бачке насоса.
В случае значительного засорения фильтров смолистыми отложениями, также промойте фильтры растворителем № 646, используемым для окраски автомобиля.
Во время эксплуатации регулярно проверяйте затяжку болтов крепления насоса и его кронштейнов, а также болтов крепления регулирующего клапана к продольному соединению.
Регулярно проверяйте затяжку гайки шариковой шпильки, которой цилиндр подачи крепится к кронштейну. Ослабление этой гайки ослабит шаровой палец в коническом отверстии кронштейна.
Периодически проверяйте затяжку гайки штока цилиндра подачи и состояние резиновых прокладок, с помощью которых шток крепится к кронштейну штока. Если резиновые накладки изношены, их необходимо заменить.
Замена масла
Чтобы заменить масло, поднимите передние колеса автомобиля и откройте крышку бачка насоса гидроусилителя рулевого управления.
Для слива масла необходимо:
— отсоединить напорный и напорный патрубки от корпуса регулирующего клапана и через них слить масло из насоса;
— отсоединить трубы от штуцеров силового цилиндра; и слить масло из клапана и регулирующего клапана;
слейте масло из цилиндра подачи, медленно поворачивая рулевое колесо влево и вправо до упора.
После слива масла промойте систему рулевого управления с гидроусилителем новым маслом. Сетки фильтров промываются отдельно.
Для заливки свежего масла нужно:
— соединить все трубы;
— залейте новое масло в бак до отметки «уровень масла» и прокачивайте масло на малых оборотах коленчатого вала, повернув руль 2-3 раза до упора в обе стороны без задержки до крайних положений.
При перекачивании масла проверяйте уровень масла в бачке и при необходимости доливайте. Общий объем гидроусилителя рулевого управления составляет примерно 1,8 литра масла;
— установить крышку бака с уплотнительной прокладкой, резиновое кольцо шпилек крепления крышки и шайбу и закрепить барашковой гайкой.
Затягивайте барашковую гайку только вручную. Если масло вытекает из-под крышки, замените прокладку крышки.
Двигайтесь при неработающем гидроусилителе рулевого управления
Управление автомобилем позволяет продолжить движение с неисправным гидроусилителем руля. При этом следует учитывать, что усилие на поворот автомобиля на руль будет увеличиваться.
Чтобы продолжить движение с неисправным гидроусилителем тормозов, выключите насос, сняв приводные ремни.
Чтобы уменьшить усилие рулевого управления, если гидроусилитель рулевого управления поврежден, слейте масло из системы рулевого управления с гидроусилителем.
Если цилиндр подачи поврежден или неисправен, снимите его.
Не рекомендуется длительное вождение с неисправным гидроусилителем рулевого управления.
Контроль люфта рулевого колеса. Люфт рулевого колеса определяется регулировкой включения рулевого управления и конструктивными характеристиками гидроусилителя тормозов.
Когда гидроусилитель тормозов выходит из строя, свободный ход рулевого колеса больше, чем во время его работы. Это конструктивная особенность гидроусилителя.
Максимально допустимый свободный ход рулевого колеса при включенном усилителе рулевого управления составляет 60 мм по окружности рулевого колеса (или 15 °), когда гидроусилитель рулевого управления не работает, 120 мм (или 30°).
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А | Устройство автомобиля
Какое назначение рулевого управления на автомобиле?
Рулевое управление – совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания. На автомобилях отечественного производства рулевое колесо устанавливается с левой стороны, так как в нашей стране принято правостороннее движение и это обеспечивает водителю лучшую обзорность.
Как устроено и работает рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А?
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА (рис.139, а) состоит из рулевого механизма (типа глобоидальный червяк – трехгребневой ролик) и рулевого привода. Рулевой механизм 1 расположен в картере 10, закрепленном на раме автомобиля. В картере на валу 2 на роликовых конических подшипниках 15 установлен глобоидальный червяк 14. На втором конце этого вала имеется рулевое колесо 4, находящееся в кабине. Вал проходит в рулевой колонке 3. С червяком в постоянном зацеплении находится трехгребневой ролик 12, установленный на игольчатых подшипниках на оси 13, закрепленной на валу 11 сошки. Картер через маслозаливное отверстие 16 заполняется жидким трансмиссионным маслом и закрывается пробкой.
Рис.139. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А:а – общее устройство; б – рулевой механизм.
Рулевой привод состоит из рулевой сошки 5, жестко смонтированной на валу 11. Вторым концом сошка с помощью шарового пальца соединяется с продольной рулевой тягой 6, а она своим вторым концом шарнирно с верхним рычагом 7 поворотной цапфы. К этой же цапфе и цапфе правого колеса жестко крепятся нижние поворотные рычаги 9, шарнирно соединенные с поперечной рулевой тягой 8 с резьбовыми наконечниками, имеющими правую и левую резьбу для регулирования схождения колес.
Работает рулевое управление так. При вращении рулевого колеса червяк 14 поворачивает ролик 12, а так как ось 13 ролика жестко закреплена на валу 11 сошки, то поворачивается и вал сошки, а вместе с ним и сошка 5, передавая усилия через продольную рулевую тягу 6 на верхний поворотный рычаг 7. Левое колесо поворачивается в ту или другую сторону. Одновременно усилие передается через нижние поворотные рычаги и поперечную рулевую тягу на правое колесо. Оба колеса поворачиваются на заданный угол, причем угол поворота внутреннего колеса будет большим, чем наружного.
***Проверьте свои знания и ответьте на контрольные вопросы по теме «Передний мост и рулевое управление автомобиля»
автомобиль, вал, колесо, механизм, ролик, рулевой, сошка, тяга, управление, червяк
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А
Какое назначение рулевого управления на автомобиле?
Рулевое управление – совокупность механизмов автомобиля, обеспечивающих его движение по заданному водителем направлению автомобиля путем поворота управляемых колес. Поворот колес должен осуществляться вокруг одного центра, находящегося в точке пересечения осей всех колес, повернутых на заданный угол, и называемого центром поворота. Только при этом условии колеса будут катиться без проскальзывания. На автомобилях отечественного производства рулевое колесо устанавливается с левой стороны, так как в нашей стране принято правостороннее движение и это обеспечивает водителю лучшую обзорность.
Как устроено и работает рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А?
Рулевое управление автомобиля ГАЗ-5ЗА (рис.139, а) состоит из рулевого механизма (типа глобоидальный червяк – трехгребневой ролик) и рулевого привода. Рулевой механизм 1 расположен в картере 10, закрепленном на раме автомобиля. В картере на валу 2 на роликовых конических подшипниках 15 установлен глобоидальный червяк 14. На втором конце этого вала имеется рулевое колесо 4, находящееся в кабине. Вал проходит в рулевой колонке 3. С червяком в постоянном зацеплении находится трехгребневой ролик 12, установленный на игольчатых подшипниках на оси 13, закрепленной на валу 11 сошки. Картер через маслозаливное отверстие 16 заполняется жидким трансмиссионным маслом и закрывается пробкой.
Рис.139. Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А: а – общее устройство; б – рулевой механизм.
Рулевой привод состоит из рулевой сошки 5, жестко смонтированной на валу 11. Вторым концом сошка с помощью шарового пальца соединяется с продольной рулевой тягой 6, а она своим вторым концом шарнирно с верхним рычагом 7 поворотной цапфы. К этой же цапфе и цапфе правого колеса жестко крепятся нижние поворотные рычаги 9, шарнирно соединенные с поперечной рулевой тягой 8 с резьбовыми наконечниками, имеющими правую и левую резьбу для регулирования схождения колес.
Источник