Устройство стояночного тормоза
Схема стояночного тормоза
К основным элементам ручника относятся:
- механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг);
- тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению.
В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй – с рычагом.
Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.
Основные неисправности
Несмотря на свою простоту и надежность ручной тормоз нуждается в периодической проверке и обслуживании. Дело в том, что со временем привод несколько растягивается, из-за чего он уже не способен обеспечить полную блокировку колес.
Также может возникнуть такая неисправность, как закисание троса в оплетке. Происходит это зачастую из-за редкого пользования ручником. Поскольку весь привод проходит под авто, внутрь оплетки попадает влага и грязь, приводя к коррозии металла. Из-за этого тросику перемещаться затруднительно. В особо запущенных случаях он может вовсе застопориться внутри оплетки.
Коррозия может привести к перегниванию нитей троса, из-за чего он «распушивается» и концами этих нитей цепляется за оплетку, затрудняя его перемещение. Если не обращать внимания на состояние привода в конечном итоге тросики могут полностью перегнить и стояночный тормоз перестанет полностью функционировать.
↑ Конструкции тормозной системы ВАЗ 2106
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной.
Рабочая тормозная система
Рабочая имеет гидравлический привод и обеспечивает торможение автомобиля во время движения, вторая, как правило, используется во время стоянки и имеет механический привод.
Рабочая тормозная система состоит из двух раздельных контуров привода передних и задних тормозных механизмов. При выходе из строя одного из контуров второй позволяет, хотя и с меньшей эффективностью, затормозить автомобиль. Оба контура работают независимо друг от друга.
Рабочая система включает:
- педальный узел,
- главный тормозной цилиндр с бачком и вакуумным усилителем,
- регулятор давления задних тормозов,
- тормозные механизмы передних и задних колес с рабочими цилиндрами и трубопроводы.
Тормозные механизмы передних колес
Тормозные механизмы передних колес – дисковые. Основные элементы каждого из механизмов – тормозной диск, суппорт с двумя рабочими цилиндрами и две тормозные колодки.
Тормозные механизмы задних колес
Тормозные механизмы задних колес – барабанные с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
Основной элемент механизма автоматической регулировки – стальные пружинные разрезные кольца. Они вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок.
При износе тормозных накладок упорные кольца сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндров кольца могут «закиснуть» и поршни потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае заменяем.
Главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр двухполостной, имеет два поршня, крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. Полости главного цилиндра соединены шлангами с питающим бачком. В крышке бачка установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
Гидропривод тормозов задних колес
В гидропривод тормозов задних колес последовательно включен регулятор давления, снижающий давление в гидроприводе при уменьшении нагрузки на задний мост. Это предотвращает блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля.
Привод стояночной тормозной системы – механический, тросовый, на тормозные механизмы задних колес. Он состоит из рычага, переднего троса, уравнителя, заднего троса и рычага ручного привода колодок. Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне 25%.
Тюнинг гидравлической системы
Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля. Простая схема включает в себя:
- главный тормозной цилиндр;
- расширительный бачок;
- регулятор давления;
- два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.
При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.
Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.
Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.
По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.
Внешний вид ручного гидравлического тормоза.
Теперь давление в тормозном контуре, отвечающем за задние колеса автомобиля можно создать не только совместно с передним контуром, как происходит при штатном срабатывании основной системы, но и затянув рукоять ручного стояночного тормоза.
Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.
Основное преимущество модификации такого рода заключается в простоте обслуживания. Гидравлический привод стояночного тормоза работает без уравнителя усилий на правом и левом колесе. Согласно закону Паскаля, описывающему поведение жидкости в сообщающихся сосудах, давление во всех точках тормозного контура будет одинаковым.
Основной недостаток – снижение надежности системы в целом. Механический привод стояночного тормоза работал независимо от гидравлической рабочей тормозной системы. Теперь же, пробой контура и потеря жидкости, грозит оставить автомобиль без средств экстренной остановки.
Поршень с винтовой парой
2 – нажимная гайка;
Винтовая пара преобразует вращение ведомой шестерни в поступательное движение штока. Тот давит на тормозной поршень, подводя колодки к диску. Усилие контролирует блок управления стояночного тормоза по величине потребляемого тока. Как только значение достигнет необходимой величины, электродвигатель отключится. При снятии с ручника мотор вращается в обратную сторону, шток отходит назад, а поршень сдвигается из-за упругости уплотнительной манжеты.
Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна – включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми – давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу.
На ручник машина встанет и раньше – если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.
Электрический стояночный тормоз: Уже не ручной
Электрика повсеместно вытесняет механику. Даже трос стояночного тормоза заменили провода. Краткую лекцию о том, как устроен и как работает ручник нового поколения, читает Геннадий Емелькин.
Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка. Не надо тащить через все днище тросики и тяги – достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами. Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве. Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках – электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.
Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом. Если автомобиль стоит на месте или движется медленнее 7–10 км/ч, включаются электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы. На более высокой скорости блок ABS включает гидронасос – давление в тормозных контурах повышается. Автомобиль замедляется, а потом встает на ручник.
«Затянуть» электромеханический стояночный тормоз водитель может даже при заглушенном двигателе, а вот отпустить – только включив зажигание и нажав педаль тормоза. Если мотор работает, водитель закрыл дверь и пристегнулся, то ручник отключится автоматически при нажатии на акселератор. При этом датчик продольного крена кузова распознает, стоит ли автомобиль на подъеме, учтет положение педалей сцепления и акселератора и придержит тормоза, чтобы автомобиль не скатился назад.
Часто рядом с клавишей электроручника соседствует еще одна – включающая функцию автоматического удержания (Auto Hold). Она существенно облегчает жизнь. Например, толкаясь в пробках на автомобиле с автоматом, не нужно держать ногу на тормозе. Машина остановилась, водитель отпускает педаль, а клапаны блока ABS остаются закрытыми – давление в контурах высокое, колодки сжимают тормозные диски. Если остановка продлится более чем пару минут, ABS передаст вахту стояночному тормозу. На ручник машина встанет и раньше – если, например, водитель отстегнет ремень безопасности, откроет дверь или выключит зажигание.
Устройство стояночного тормоза
За счет простой конструкции, механический тип ручника получил наибольшее распространение. Но есть и другие разновидности, которые реже встречаются: гидравлические и электромеханические. Также различают ручник по типу тормозных механизмов: барабанный, кулачковый, винтовой. В салон автомобиля выводится специальный рычаг, с активацией которого блокируются колеса.
Схема стояночного тормоза:
- задний и передний трос;
- рычаг ручного привода;
- распорная втулка и планка;
- пружина тяги;
- оттяжная пружина.
В зависимости от модификации ручника, в его компоновку включено от двух до трех тросов. Вариант с тремя натяжными тросами считается самым эффективным, и по этому самым популярным. В такой конструкции два передних троса соединены с элементами тормозной системы, а последний – задний, – непосредственно с рычагом управления.
Схема тормозной системы Lada 4×4 (ВАЗ 2121 и 2131)
Внедорожник Lada 4×4 имеет гидравлическую, двухконтурную систему торможения. Один контур связан с тормозными цилиндрами передних и задних колес, а другой только с передними. Такая схема позволяет сохранить торможение автомобиля даже при отказе одного из контуров.
1 – бачок главного цилиндра; 2 – главный цилиндр; 3 – трубопровод контура передних тормозов; 4 – трубопровод контура передних и задних тормозов; 5 – тормозной механизм переднего колеса; 6 – вакуумный усилитель; 7 – рычаг стояночного тормоза; 8 – педаль тормоза; 9 – передний трос стояночного тормоза; 10 – направляющая заднего троса; 11 – регулятор давления; 12 – задний трос стояночного тормоза; 13 – рычаг привода регулятора давления; 14 – тормозной механизм заднего колеса.
Передние тормоза Lada 4×4 — дисковые, с трехпоршневой плавающей скобой. Верхний поршень работает от одного контура (вместе с задними колесами), два нижних — от другого. Тормозные диски чугунные. Минимально допустимая толщина дисков — 9,5 мм, колодок — 1,5 мм.
Задние тормоза — барабанные (алюминиевые, с залитыми чугунными кольцами), с двух поршневыми цилиндрами. Номинальный внутренний диаметр барабана — 250 мм, допустимый — 251 мм.
Педаль тормоза закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается на двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной. При нажатии на педаль тормоза замыкается выключатель стоп-сигналов, который находится над ней. Свободных ход педали тормоза должен быть 3-5 мм.
Вакуумный усилитель (ВУТ) предназначен для снижения усилий на педаль тормоза и находится на переднем щите в моторном отсеке. Чтобы проверить ВУТ следует удерживать педаль тормоза нажатой, а затем запустить двигатель. При исправном ВУТ педаль тормоза должна уйти вперед.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) крепится к ВУТ. В передние отверстия ГТЦ ввернуты штуцеры тормозных трубок контура передних колес, а к задние — всех колес.
Регулятор давления находится в правой задней части кузова. Служит для ограничения давления в задних тормозных механизмах. При увеличении нагрузки на заднюю ось — регулятор обеспечивает большее давление в цилиндрах. С уменьшением — нагрузка падает.
Ручной тормоз (стояночный) — механический, тросовый, на задние колеса. После правильной регулировки ручного тормоза полный ход рычага должен составлять 4-5 зубьев по сектору.
Напомним, инструкции по ремонту и эксплуатации внедорожника Lada 4×4 находятся в этой категории или в содержании.
Ключевые слова: тормоза 4х4
Пошаговое руководство по регулировке
Сначала советуем найти схему стояночного тормоза для своего автомобиля. На ней легко увидеть, в каких местах есть регулировочные гайки. Обычно это привод «ручника», места соединения передних и задних тросов, а также разводящий механизм тормозных колодок. В 90 % случаев при потере устойчивости на уклонах достаточно подтянуть гайку рядом с рычагом.
Установка домкрата
В большинстве машин «ручник» блокирует задние колеса. Надо вывесить одно из них. Первым делом стоит подложить под передние колеса противооткатные упоры. Если на борту механическая коробка передач, лучше включить первую скорость. Селектор «автомата» выставляем на режим «паркинг», это буква P. Баллонным ключом страгиваем болты на одном колесе, поднимаем домкратом
Важно, чтобы под гидравлическим инструментом была надежная опора. Если манипуляции проводятся на голой земле, необходимо подложить под основание отрезок деревянной доски
Примерно так:
Можно обойтись без этого шага, но тогда есть шанс перетянуть тросик, при движении колодки будут тереться о диск или барабан. Прокрутка колеса поможет понять, когда пора останавливаться с закручиванием регулировочных узлов.
Подтяжка регулятора
Основной узел для регулировки находится у основания рычага. В большинстве случаев придется снять обшивку и пластиковые вставки вокруг «ручника», чтобы добраться до нужного места. Если там стоит два тросика, то их объединяет металлическая пластина — уравнитель. Сначала советуем проверить натяжение вручную. Нажимаем на кнопку рычага и считаем щелчки. Если их более 6–7, дело плохо. Надо брать в руки ключ. Примерный вид регулировочного узла:
Сначала ослабляем контргайку, если она есть. Потом закручиваем гайку натяжителя по часовой стрелке. Делаем так до тех пор, пока свободный ход троса не станет минимальным. Для проверки достаточно потянуть рычаг. Он должен туго фиксироваться на втором‐третьем щелчке. Если этого не произошло, продолжаем закручивать гайку. В конце фиксируем соединение с помощью контргайки, чтобы основной крепеж не разболтался от вибрации.
Разводка колодок
Перед процедурой ставим селектор коробки передач на нейтральную позицию, чтобы разблокировать трансмиссию. Беремся за вывешенное колесо и пытаемся его прокрутить. Если скат вращается на оси без шелестящих звуков и достаточно легко, значит все в порядке. В противном случае надо слегка ослабить гайку регулятора свободного хода рядом с «ручником». В большинстве барабанных тормозов есть зубчатое колесо, которое отвечает за разводку:
На этом этапе придется снять колесо. Доступ к регулятору открывается без разборки барабана. На его поверхности есть резиновая заглушка, которую нужно убрать. Появится отверстие. В него надо засунуть отвертку с плоским шлицем и вращать ею зубцы до тех пор, пока барабан не начнет цепляться за накладки. Тогда стоит слегка отпустить механизм разводки.
Для проверки качества регулировки достаточно включить ручной тормоз и попробовать провернуть прикрученное колесо. Оно не должно вращаться даже во время применения максимальных усилий. Останется снять авто с домкрата и попробовать тронуться с места на «ручнике». Если двигатель глохнет, а машина остается на площадке, значит все в порядке.
Тюнинг гидравлической системы
Гидравлический привод используется в большинстве современных машин. Простое и надежное устройство, минимум сложных и ломких деталей, позволяют оставаться в строю даже в век электронных вычислительных и управляющих блоков, заменивших многие механические элементы в конструкции автомобиля.
Простая схема включает в себя:
- главный тормозной цилиндр;
- расширительный бачок;
- регулятор давления;
- два тормозных контура, для передних и задних колес транспорта.
При нажатии на педаль, в системе создается давление, передающееся на тормозные цилиндры, расположенные в колесах, которые прижимают колодки к поверхности дисков или барабанов. Разблокировка при снятии давления выполняется при помощи возвратного механизма.
Схема работы гидравлического ручника станет яснее после просмотра следующего видео.
Многие автолюбители, недовольные тем, как работает механический привод стояночного тормоза, решаются на модификацию основной тормозной системы. Гидравлический ручной тормоз устанавливается на контур, обслуживающий механизмы задних колес. Все элементы механического привода безжалостно удаляются.
По внешнему виду ручной тормоз, используемый для проведения модификации, практически не отличается от механического «собрата». Та же рукоять с кнопкой разблокировки, тот же храповой механизм, но вместо центрального троса – гидроцилиндр, мало чем отличающийся от ГТЦ основной системы.
Внешний вид ручного гидравлического тормоза.
Схема установки ручного тормоза в гидравлическую систему автомобиля ВАЗ.
💥 Видео 🔥
Сервисный режим для замены задних колодок с электронным ручником Toyota Camry v70Скачать
Электрический ручник с функцией Auto Hold на Kia #shortsСкачать
Работа электоручника (EPB) Ford Focus C-MAXСкачать
Отключение электронного ручного тормоза, если авто сломанное, потерян ключ, нет питания.Скачать
Электронный ручникСкачать
Ремонт эл.стояночного тормоза Рено.Скачать
Нужно ли ставить на ручник при переводе в Parking?Скачать
Toyota Camry XV70. Как отключить автоматический ручникСкачать
Форд c-max 2.0. Отказ электрического стояночного тормоза. Шестерёнки стерлась. Ford EPBСкачать
Ремонт блока ручного тормоза Hyundai SantaFe DMСкачать
КАК ОТРЕГУЛИРОВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ РУЧНИК / ПОЧЕМУ ВЫХОДИТ ИЗ СТРОЯСкачать
Электрический стояночный тормоз. #авто #техника #ручникСкачать
Устройство и принцип работы электромеханического стояночного тормоза (EPB)
Важной частью любого автомобиля является стояночный тормоз, который фиксирует автомобиль на месте во время стоянки и предупреждает его непроизвольное откатывание назад или вперед. Современные автомобили все чаще стали оснащаться электромеханическим типом стояночного тормоза, в котором электроника заменяет привычный «ручник»
Аббревиатура электромеханического стояночного тормоза «EPB» расшифровывается как Electromechanical Parking Brake. Рассмотрим основные функции EPB и его отличия от классического стояночного тормоза. Разберем элементы устройства и принцип его работы.
Основные функции стояночного тормоза
Вне зависимости от того, какой модификации стояночный тормоз используется на автомобиле, механический или электрический, такая система выполняет следующие функции:
1) позволяет предупредить откатывание машины при трогании с места в подъём;
2) ручной тормоз может использоваться в качестве основного при выходе из строя рабочей тормозной системы;
3) удерживает транспорт во время стоянки, предупреждая откатывание автомобиля.
Безопасность эксплуатации автомобиля будет зависеть от состояния такого ручного тормоза. Поэтому автовладельцу в обязательном порядке потребуется проходить соответствующий своевременный сервис, устраняя возможные неисправности и поломки этой системы и меняя колодки, которые истираются по мере эксплуатации автомобиля.
Электромеханический стояночный тормоз
Развитие электронных вычислительных систем и активное использование бортовых компьютеров в автомобильной промышленности привело к замене многих механических элементов на блоки с программным управлением. Это нововведение не прошло через тормозную систему. Электрический стояночный тормоз, или, как его еще называют, электронный, представляет собой автономный блок, который работает под управлением бортового компьютера автомобиля.
Конструктивно это устройство состоит из электродвигателя, ременной передачи, планетарного редуктора и винтовой передачи. Электрический стояночный тормоз установлен на суппорте заднего колеса автомобиля.
При подаче управляющего сигнала электродвигатель передает вращательное движение планетарному редуктору через ременную передачу. Последний, снизив скорость электродвигателя, воздействует на винтовой механизм, отвечающий за давление колодок на тормозной диск.
Электронный привод стояночного тормоза. Схема исполнительной части.
В состав электромеханического стояночного тормоза входят:
- входные датчики;
- электронный блок управления.
Датчик наклона информирует бортовой компьютер о положении автомобиля относительно горизонта, датчик сцепления фиксирует положение педали и скорость ее отпускания.
При нажатии кнопки питания на передней части автомобиля исполнительный механизм электрического стояночного тормоза, воздействуя на прижимной винт, натягивает колодки на тормозной диск. Электрический стояночный тормоз выключается автоматически при нажатии педали акселератора. Есть еще «ручной» режим снятия — при нажатии на педаль тормоза.
Когда тормоз отпущен, электронный блок управления анализирует угол наклона автомобиля, положение педали акселератора и скорость отпускания сцепления. Эти данные помогают выбрать подходящий момент для разблокировки тормозных дисков, создавая чрезвычайно комфортные условия для вождения.
Схема включения электромеханической тормозной системы в бортовую сеть управления современного автомобиля.
Не оставляйте машину надолго, более двух недель, с стояночным тормозом. Во влажном воздухе тормозные колодки могут прилипать к дискам или барабану, полностью обездвиживая автомобиль. Такая же ситуация может возникнуть в холодное время года. Влага, скопившаяся на тормозах, может помешать нормальной работе системы.
Ручной тормоз необходимо проверять не реже одного раза в месяц. Это особенно актуально для автомобилей с механическим стояночным тормозом. Кабели, передающие силу, могут растягиваться с крайне неприятными последствиями.
Проблема парковки крупногабаритных автомобилей на откосах известна давно. Автомобиль с МКПП на стоянке с выключенным двигателем легко перемещается. Для решения этой проблемы был изобретен стояночный тормоз, который сейчас широко применяется не только в легковых, но и грузовых автомобилях.
Основная тормозная система автомобиля имеет педаль, с помощью которой осуществляется управление тормозом. Педаль может использоваться для плавного замедления или экстренного торможения во избежание столкновения. Но использование основной тормозной системы без участия водителя невозможно, поэтому при длительных остановках используется ручной тормоз, имеющий тросы, блокирующие колеса.
Видео:Ремонтируем электро ручник. Ошибки EPB и AUTO HOLD.Скачать