Устройство и принцип работы системы смазки двс

Смазочная система двигателя

Подзаголовок сайта

 
Главная
  |  
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ
  &nbsp

Главная
Руководство по эксплуатации автобусов НЕФАЗ

Смазочная система двигателя — комбинированная с «мокрым»
картером. Система включает масляный насос,
фильтр очистки масла, водомасляный
теплообменник, масляный картер, маслоналивную горловину, направляющую трубку и
указатель уровня масла. Схема смазочной системы показана на одноименном рисунке.
Из картера 1 масляный насос 3 подает масло в фильтр 5 очистки масла и через
водомасляный теплообменник 7 в главную магистраль, и далее к потребителям.

В смазочную систему также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление
в главной масляной магистрали 392-539 кПа (4,0-5,5 кгс/см2) при номинальной
частоте вращения коленчатого вала двигателя,
предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9,5-11,5
кгс/см2), перепускной клапан 6, отрегулированный на срабатывание при перепаде
давления на фильтре 147-216 кПа (1,5-2,2 кгс/см2) и термоклапан 12 включения
водомасляного теплообменника.

Термоклапан включения водомасляного теплообменника 4 состоит из
подпружиненного поршня 8 с термосиловым датчиком 7. При температуре ниже 93 °С
поршень 8 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя
теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры 93-97 °С масла,
омывающего термосиловой датчик 7, активная масса, находящаяся в баллоне,
начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 8
вниз. При температуре масла 108-112 °С поршень разобщает полости в фильтре до и
после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и
на щитке приборов загорится сигнализатор.

Водомасляный теплообменник 4 — кожухотрубного типа, сборный,
установлен на масляном фильтре. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из
системы охлаждения двигателя, снаружи — масло. Со стороны масла трубки имеют
оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза
пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения
масла.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через
резинопробковую прокладку.

Момент затяжки болтов крепления картера 8,0-17,8 Н.м (0,8-1,8 кгс.м).

Маслоналивная горловина и указатель уровня масла расположены на
передней крышке картера.

Рисунок 49 — Смазочная система1 — масляный картер; 2 — клапан
смазочной системы; 3 — масляный насос; 4 — полнопоточный элемент фильтра; 5 —
масляный фильтр; 6 — перепускной клапан; 7 — водомасляный теплообменник; 8 —
указатель давления масла; 9 — сигнализатор аварийного падения давления масла; 10
— сигнализатор перегрева масла; 11 — форсунки охлаждения поршней; 12 —
термоклапан; 13 — частично-поточный элемент фильтра; 14 — клапан
предохранительный; 15 — пробка сливного отверстия; I — отвод охлаждающей
жидкости; II — подвод охлаждающей жидкости; III — слив в масляный
картер

 

 
 

Info

Publication number
RU2052137C1

RU2052137C1

SU5058090A
RU2052137C1
RU 2052137 C1
RU2052137 C1
RU
2052137C1

SU 5058090 A
SU5058090 A
SU 5058090A
RU 2052137 C1
RU2052137 C1
RU 2052137C1

Authority
RU
Russia

Prior art keywords
pump
oil
crankcase
inlet
hydraulic accumulator

Prior art date
1992-08-10

Application number

Other languages

English (en)

Inventor
Николай Павлович Мартынюк
Сергей Николаевич Мартынюк
Елена Николаевна Мартынюк
Людмила Федоровна Мартынюк
Original Assignee
Николай Павлович Мартынюк
Сергей Николаевич Мартынюк
Елена Николаевна Мартынюк
Людмила Федоровна Мартынюк
Иову Корнелий Васильевич
Priority date (The priority date is an assumption and is not a legal conclusion. Google has not performed a legal analysis and makes no representation as to the accuracy of the date listed.)
1992-08-10
Filing date
1992-08-10
Publication date
1996-01-10

1992-08-10Application filed by Николай Павлович Мартынюк, Сергей Николаевич Мартынюк, Елена Николаевна Мартынюк, Людмила Федоровна Мартынюк, Иову Корнелий Васильевич
filed
Critical

Николай Павлович Мартынюк

1992-08-10Priority to SU5058090
priority
Critical

patent/RU2052137C1/ru

1996-01-10Application granted
granted
Critical

1996-01-10Publication of RU2052137C1
publication
Critical

patent/RU2052137C1/ru

Принцип действия

Масляная система автомобиля должна принудительно, под давлением, обеспечивать бесперебойную подачу смазочного материала к вращающимся элементам мотора. Давление поступающей смеси должно быть достаточным, чтобы обеспечить стабильное функционирование рабочих механизмов в узлах трения автомобиля.

Моторное масло снижает трение, возникающее между двумя подвижными объектами. Влияние трения можно снизить, если между движущимися плоскостями создать разделительную масляную пленку, которая защитит трущиеся детали от появления чрезмерных механических нагрузок. На величину и прочность защитного слоя влияет форма соприкасающихся деталей и санитарное состояние их поверхностей.

При соблюдении условий эксплуатации двигателя разделительный слой будет иметь достаточную плотность, чтобы предупредить непосредственный контакт поверхностей. Но в условиях экстремальных нагрузок, прочность и толщина пленки может снизиться, и детали начнут соприкасаться. Такие обстоятельства называют граничной смазкой.

Масло, имеющее нормативную вязкость, поможет снизить отрицательный эффект, и предотвратить износ конструкции. Кроме параметров вязкости на качество смазки влияет величина давления масляной жидкости и температурные параметры работы двигателя.

Показатели давления масла

Стандартную силу давления смазочных жидкостей возможно обеспечить только в случае достаточного объема масляной эмульсии в поддоне агрегата. Проверить уровень жидкости можно посредством металлического щупа, размещенного в направляющей трубке, возле блока цилиндров.

Давление смазки в системе регулируется датчиком, который в случае слабого напора отправляет сигналы электронному манометру, расположенному в салоне автомобиля. Устройство фиксирует и отражает на своей шкале существующую величину давления в системе. Рекомендуемые заводом изготовителем параметры – это 2–4 кг/см 2 .

Низкое давление смазки наблюдается в момент первого запуска и в случае работы мотора на холостом ходу, а высокое – при работе агрегата на повышенных оборотах. Недостаточная плотность смазочной жидкости не позволит сформировать в зонах контакта разделительную пленку, что может привести к интенсивному износу деталей.

Температура масла

Низкий или высокий температурный режим в любом случае отрицательно сказывается на защитных качествах масла. Холодное масло слишком густое. Это создает определенные трудности при перемещении эмульсии по каналам смазки. Перегретая смесь, наоборот, слишком жидкая для того, чтобы создать на трущихся поверхностях прочную разделительную пленку. Тонкий масляный слой или его отсутствие может привести к износу или поломке двигателя.

Автовладелец может своими силами рассчитать благоприятные термические условия для стабильной работы силового агрегата. Для этого нужно к температуре атмосферного воздуха добавить +60°C. В результате этой операции получаем среднее значение температуры, которое должен фиксировать датчик на приборной панели в салоне автомобиля.

Возможные неполадки в работе системы и способы их устранения

Некоторые моторные неполадки в системе смазки могут возникнуть неожиданно, даже если вы не так давно осуществляли ремонт автомобиля или проводили его техническое обслуживание. Перечислим основные проблемы и разберемся со способами их решения:

Вид неисправности Причина Устранение
Датчик давления масла не горит при включении зажигания 1. Индикатор перегорел 1. Замените лампочку датчика в приборной панели
2. Повреждение провода, окисление разъема 2. Осмотрите место соединения и при необходимости произведите замену провода
3. Выход из строя датчика давления масла 3. Замените датчик на новый
Индикатор давления масла горит на холостому ходу, при повышении оборотов отключается Низкое давление масла из-за его перегрева. Система охлаждения работает неправильно «Погоняйте» автомобиль на повышенных оборотах в течение 15-20 минут, чтобы охладить двигатель; проведите диагностическое обследование работоспособности охлаждающей системы
Индикатор на приборной панели горит при повышенных оборотах мотора Неисправен редукционный клапан С помощью щупа проверьте уровень моторного масла в автомобиле, при необходимости замените редукционный клапан
Индикатор горит постоянно 1. Слишком низкое количество масляной жидкости 1. Проверьте уровень масла и долейте его при необходимости
2. Насос не работает, канал масляного насоса загрязнен 2. Прочистите или замените насос
Большой расход масла Износ цилиндров, поршневых колец, маслосъемных колпачков, уплотнительных элементов Произведите осмотр двигательной системы и устраните причину утечки

И напоследок

Система смазки двигательной установки защищает автомобиль от ежедневных перегревов и значительно повышает его ресурс

Поэтому важно держать ее в исправном состоянии. Для этого водитель должен своевременно проводить техническое обслуживание транспортного средства и устранять мелкие неисправности, которые в дальнейшем могут привести к дорогостоящему ремонту

Возможные неполадки

Наиболее частые неисправности, с которыми сталкиваются автомобилисты, — это выход из строя деталей масляного насоса, фильтров (чаще всего из-за износа), течи компонентов, нарушение норм или механические проблемы с редукторами давления.

Неисправности системы смазки двигателя обычно связаны с двумя группами неисправностей.

  1. Неисправности, приводящие к падению давления масла. Они могут быть результатом деформации, износа, повреждения масляного насоса, низкого уровня масла, засорения фильтра, неисправности датчика масла, заклинивания предохранительного клапана.
  2. Неисправности, приводящие к увеличению расхода масла. Это результат выхода из строя газораспределительного механизма, износа сальника насоса, засорения вентиляции картера, повреждения кривошипно-шатунного механизма (кривошипно-шатунного механизма), ослабления масляного фильтра (или изначально невозможности его починить).

Контрольные лампы на приборной панели автомобиля используются для идентификации манометров. Низкое давление масла является прямым признаком того, что транспортное средство не нуждается в управлении и требует ремонта или технического обслуживания. Для определения расхода масла современные автомобили с автоматической коробкой передач имеют специальную сигнальную лампу на приборной панели. Традиционно зонд используется для выявления проблемы в автомобилях без такой лампы.

Износ и деформация

Если диагностика показывает, что детали изношены, то есть достигли конца срока службы, в большинстве случаев не следует пытаться их восстанавливать. Это нужно изменить. Прокладки фильтров, заглушки, сальники имеют ресурс (указан в документации на запчасти) и без их замены количество проблем может только возрасти. Например, преждевременная замена фильтра приводит к критической концентрации вредных примесей, что может привести к деформации не только самого фильтра, но и корпуса. Деформация корпуса может быть вызвана, например, износом внешней поверхности втулок насоса.

Кстати, о деформации. Он может появиться задолго до самого износа. Но для решения проблемы придется не только поменять деформированную деталь, но и устранить причину, которая привела к этой проблеме.

Например, при механической деформации корень проблемы часто кроется в неисправностях других узлов, взаимодействующих с SSD. В частности, деформация деталей системы смазки может быть реакцией на выход из строя сайлентблоков, нарушение атаки ДВС. Однако здесь важна комплексная диагностика. Сразу «обвинять» опору ДВС или сайлентблоки не стоит. Например, в ситуации, когда детали узла распределительного клапана деформируются, часто виновато качество масла.

Профилактика неисправностей

Самая эффективная профилактика неисправностей — регулярное квалифицированное обслуживание:

  • Систематическая замена масляного фильтра.
  • Систематическая замена моторного масла.

В этом случае необходимо четко знать, сколько моторного масла требуется системе, учитывать объем системы смазки двигателя. Недостаточное количество масла означает создание нагрузки на детали, увеличение сухого трения и ускорение износа.

Что такое система сухого картера и чем отличается от влажной

Сухой картер – разновидность системы смазки мотора внутреннего сгорания. Она устанавливается на спортивных автомобилях и на многих моделях специальной техники. Принципиально отличается от традиционной влажной.

В моделях с влажной системой масло находится в поддоне картера, откуда мощный насос подаёт его в магистраль и по каналам. Под давлением масло распределяется по мотору, смазывает все детали и самотёком возвращается назад в картер.

Такой принцип работы смазки не подходит для некоторых транспортных средств. При наличии сложных условий движения мотор испытывает «масляное голодание». К примеру, если ТС едет по сильно пересечённой местности или резко разгоняется и тормозит, масло переливается по поддону. Маслоприёмник оголяется, и смазка не поступает в насос. Двигатель перегревается от недостатка масла и в сложных случаях может даже заклинить и выйти из строя.

Система смазки сухим картером принципиально отличается от традиционной. Масло в ней хранится в специальном баке и подаётся на детали нагнетающим насосом. Стекающая в поддон смазка, не задерживаясь, закачивается в масляный резервуар откачивающим насосом.

Мокрый картер

Этот способ считается общеупотребительным из-за простоты его реализации. Конструктивно системы смазки с мокрым картером состоит из следующих компонентов:

  • масляного поддона;
  • маслонасоса;
  • маслоприёмного устройства;
  • редукционного клапана;
  • маслопроводов;
  • фильтров тонкой/грубой очистки ММ;
  • радиатора;
  • датчиков уровня и давления смазочной жидкости;
  • маслозаливной горловины.

При работающем силовом агрегате маслонасос через сеточку маслоприёмного устройства нагнетает жидкость под давлением в ФГО, откуда она направляется в находящийся в блоке цилиндров центральный маслопровод. Отсюда под давлением через имеющиеся в перегородках БЦ каналы масло попадает в коленвал, смазывая сначала коренные подшипники, а затем и шатунные. Излишки смазки выдавливаются наружу через технологические зазоры и, попадая на вращающиеся детали коленвала, разбрызгиваются по всему объёму двигателя, смазывая самотёком поршневые пальцы, внутренние поверхности цилиндров, другие детали мотора. Параллельно ММ подаётся по маслопроводу в распредвал, смазывая его подшипники, шестерни и оси клапанных коромысел. Незначительная часть смазки (не более 20% от всего объема, циркулирующего в системе) попадает в фильтр тонкой очистки, откуда, очистившись, следует обратно в поддон

Параллельно деталям двигателя часть масла поступает в радиатор для принудительного охлаждения.

Связка из перепускного и редукционного клапанов обеспечивают нормальное функционирование системы при существенных колебаниях нагнетаемого маслонасосом давления.

Масляный фильтр

Для очистки масла (в основном от механических примесей) используются, как правило, два фильтра — грубой и тонкой очистки. Первый всегда полнопоточный. Он задерживает механические примеси, в основном продукты износа деталей двигателя. Фильтр тонкой очистки чаще всего неполнопоточный из-за большого сопротивления, которое он оказывает протеканию масла. Некоторые фильтры тонкой очистки кроме задержания механических примесей могут также за счет специальных пропиток фильтрующего элемента поглощать воду, свободные кислоты и щелочи. Засоренные в процессе эксплуатации двигателя масляные фильтры грубой очистки промывают или прочищают. Засоренные фильтры тонкой очистки заменяют новыми при каждой смене масла.

Фильтры грубой очистки масла аналогичны топливным фильтрам грубой очистки. Они могут быть сетчатыми, пластинчато-, ленточно- и проволочно-щелевыми. На тяжелых дизелях чаще всего используются ленточно-щелевые двухступенчатые фильтры.

В фильтрах тонкой очистки в качестве фильтрующего элемента применяют бумагу, картон, войлок, древесные опилки, пряжу и другие материалы со специальной пропиткой. Наиболее широко распространен картонный фильтр типа «многолучевая звезда». Ранее, когда использовались только минеральные моторные масла, в качестве фильтров тонкой очистки часто применялись реактивные масляные центрифуги, в которых механические примеси, загрязняющие масло, отделяются под действием центробежных сил.

Центробежные фильтры имеют значительные преимущества:

  • они обеспечивают высокую степень очистки масла при относительной простоте процесса
  • их фильтрующие свойства и пропускная способность почти не зависят от загрязнения ротора
  • отсутствует необходимость в замене элементов при обслуживании

В то же время практика использования центрифуг в смазочных системах, в которых применяются синтетические и полусинтетические масла, показала, что вместе с вредными примесями, загрязняющими масло, из него выводятся также некоторые полезные присадки.

Масляная система дизеля

Масляная система дизельного двигателя (рис. 37) служит для создания необходимого давления и подачи масла к трущимся деталям, отвода от них тепла, а также для удаления продуктов износа и частиц углерода, которые пробиваются между трущимися поверхностями. Масляная система состоит из двух контуров: внутреннего и внешнего. Внутренний контур системы смазки дизеля представляет собой набор каналов и трубок, проходящих через детали. Они обеспечивают подачу масла ко всем частям деталей, а системы подачи масла к деталям в основном одинаковы для всех дизельных двигателей. Затем после смазки деталей насос забирает масло из внутреннего контура, например из масляного поддона дизеля ЦЦ1М, и через маслосливной патрубок подает его во внешний контур.

Внешний контур циркуляции, очистки и охлаждения масла, отбираемого из масляного поддона дизеля и подаваемого в соответствующий маслосборник, включает в себя насосы, маслоохладители, фильтры, устройства управления и безопасности. Охлажденное и очищенное масло, пройдя внешний контур, поступает в дизельный коллектор, из которого снова попадает во внутренний контур по каналам и поступает к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, а затем по каналам в соединительном шатуны для охлаждения поршней и смазки трущихся частей цилиндро-поршневых агрегатов. Для смазки подшипников распределительного вала масло из коллектора подается в патрубки. Масло к толкающим рычагам подается по трубам, а затем по каналам в рычагах и толкающих штангах для смазки рычагов газораспределительного механизма. Из масляного коллектора масло также поступает на ведущие шестерни распределительного вала и подшипники турбонагнетателя. После смазки деталей и узлов крепления дизеля масло сливается обратно в поддон дизеля.

Запас масла тепловоза ТЭМ2 (378 л) находится в системе и в масляном поддоне картера дизеля. Масло заливается через горловину центробежного маслоочистителя. Циркуляцию масла в замкнутой системе обеспечивает масляный насос, который забирает масло из масляного поддона и подает его по патрубку а в верхний коллектор секций 2 воздушно-масляного охладителя (рис. 37). Из нижнего коллектора радиаторов основная часть масла по патрубку b попадает в щелевые фильтры (грубой очистки), а из них — в патрубок (маслосборник), протекающий внутри картера. Часть масла, около 15-20%, из радиатора 2 попадает в фильтры с бумажными элементами 7 (тонкая очистка), откуда по патрубку сбрасывается в масляный поддон картера. Перед запуском дизельного двигателя масло всасывается из картера масляным насосом 10 и подается через напорный трубопровод r к трущимся частям дизельного двигателя. Обратный клапан 8 не допускает попадания масла в насос 10 при работе на дизеле. Через клапан 9 (7) при прокачке масла перед запуском дизеля выпускается воздух. Перепускной клапан 18 перепускает масло из подающего трубопровода а к выходу b, минуя секцию 2 охладителя, если разница давлений в этих трубах больше 0,165 МПа. Такое падение давления возможно при повышении вязкости масла, при понижении температуры или загрязнении охлаждающих секций. Сливной обратный клапан 6 выполняет две функции: пропускает определенное количество масла через фильтры 7, если его давление превышает 0,255 МПа, и не дает загрязненному маслу стекать из фильтров в картер после остановки двигателя дизеля. Когда давление в трубопроводе b превышает 0,295 МПа, масло через регулирующий клапан 17 сливается в картер, минуя все фильтры. Клапан 5 (3) используется, когда масло холодное, и его нельзя пропускать через секции охладителя.

Для отключения масляных секций на поддонах и отводных патрубках устанавливаются клапаны 5 (1) и 5 ​​(2). Пробка 3 служит для слива воздуха из охлаждающих секций секции 2. При необходимости слив масла из картера осуществляется через патрубок, на котором установлен клапан 5 (5). На конец этой трубки навинчивается дополнительный колпачок. Масло из системы сливается через кран 5 (4). Трубки от масляного насоса к холодильным секциям и от секции к пластинчатым фильтрам соединены гибкими трубками.

При ремонте маслосистемы устраняются течи масла в стыках трубопроводов. Регулирующие клапаны разбираются, неиспользуемые детали заменяются, а после сборки подгоняются к стойке. Независимо от состояния заменяются муфты, установленные на трубопроводе от масляного насоса к холодильной камере и от холодильной камеры к пластинчатым фильтрам.

Видео:система смазкиСкачать

Устройство системы смазки

Для чего предназначена данная система разобрались, теперь настало время изучить ее устройство. У каждого автомобиля – своя система смазки, поэтому ее конструктивные составляющие могут существенно отличаться друг от друга. Она может дополняться какими-то элементами, а может и вовсе не иметь нижеперечисленные компоненты, но, как правило, для современных систем характерно наличие следующих элементов:

  • Картер с поддоном. Поддон – это самая нижняя часть силовой установки. К картеру он прикрепляется при помощи болтов и уплотнительных прокладок и служит своего рода «хранилищем» для рабочей жидкости. В поддоне происходит ее охлаждение и «успокоение» — благодаря специальным перегородкам моторное масло перестает волноваться при движении транспортного средства по неровностям.
  • Фильтр. Фильтрующий элемент в системе смазки служит местом, куда рабочая жидкость «приносит» ухудшающий работу силовой установки мусор. Это может быть нагар, копоть, попавшая извне пыль, металлическая стружка и прочие загрязняющие вещества. После засорения фильтра, моторное масло начинает быстро терять свои свойства из-за чрезмерного количества грязевых частиц, что приводит к потере мощностных показателей всего автомобиля. Чтобы не допустить губительные для двс последствия, необходимо своевременно проводить замену рабочей жидкости и не забывать менять фильтрующие элементы.

Масляной фильтр

  • Масляный насос. Без насоса работа механизма не была бы возможна: именно он создает требуемое давление внутри установки и «заставляет» рабочую жидкость воздействовать на механизмы. В автомобилях применяется два вида насосов – шестеренчатые и роторные. Первый вид агрегатов обеспечивает подачу масла с постоянным давлением, роторный – допускает изменение силы подачи. Внутри моторного отсека создается давление от 2 до 16 атмосфер.
  • Радиатор. Данный элемент системы смазки двигателя обеспечивает охлаждение моторного масла. Причем охлаждение может быть двух видов – жидкостное и воздушное.
  • Редукционные и перепускные клапаны. Эти элементы позволяют уменьшать давление, если его показатель превышает установленную норму. Устанавливаются данные элементы внутри силовой установки рядом с масляным насосом, фильтром и т.д. и активируются благодаря срабатыванию специальных датчиков. Например, при засорении фильтра перепускной клапан пускает рабочую жидкость в обход ему, чтобы не допустить остановку всего двигателя.
  • Датчики давления и температуры масла. Именно благодаря им бортовой компьютер узнает о работоспособности системы. Датчик давления устанавливается в центральной магистрали и осуществляет замер основного параметра. В случае отклонения его от нормы, на приборной панели автомобиля загорается индикатор.
  • Каналы смазки. Не трудно догадаться для чего используются данные элементы: они обеспечивают подачу моторной жидкости к взаимодействующим механизмам.
  • Главная магистраль. Осуществляет поступление масла от насоса к фильтру. Благодаря большому сечению магистраль сохраняет циркуляцию жидкости на нужном уровне. Также, благодаря магистрали осуществляется смазывание подшипников коленчатого вала.

В зависимости от конструктивных особенностей транспортного средства, современная смазочная установка может быть дополнена иными компонентами.

https://youtube.com/watch?v=UgrioKqBeqU

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Avto Expert
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: