Устройство
Устройство коленчатого вала КамАЗ включает в себя такие детали:
- Шатунные и коренные шейки, которые связаны между собой. У шеек шатунного типа меньший диметр. Они используются в качестве опоры.
- Противовес. Помогает уравновесить вес поршневой части и шатунов.
- Колено. Оснащено одной шатунной шейкой, которая находится между двумя щетками.
- Подшипники скольжения. Дают возможность шатунам в шейках и в механизме коленвала вращаться.
- Хвостовик, на который устанавливается маховик для отбора мощности с коленчатого вала.
- Фланец и щетки.
Разница между коленвалами КамАЗ разных моделей заключается в используемом материале изготовления (чугун или сталь), а также в количестве шатунных шеек.
1. Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10
На автомобилях КамАЗ устанавливаются восьмицилиндровые, V-образные, четырехтактные дизели модели 740 с жидкостным охлаждением.
Блок-картер двигателя отлит из чугуна и снизу закрыт штампованным поддоном. В расточках блоков установлены гильзы цилиндров «мокрого» типа. Сверху гильзы закрыты индивидуальными головками. Механизм газораспределения верхнеклапанный. В нижней части развала блока установлен распределительный вал. Под ним в коренных опорах — коленчатый вал.
В передней части блока с коленчатым валом установлена гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся центробежный фильтр очистки масла, масляный фильтр, маслозаливная горловина и щуп для контроля уровня масла в поддоне. С левой стороны нижней части блока установлен электростартер .
С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров крепятся выпускные трубопроводы, с внутренней стороны — впускные трубопроводы и водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубопроводам крепится фильтр тонкой очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты системы охлаждения двигателя.
В развале блок-картера размещены топливный насос высокого давления, компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления.
Указанные конструктивные решения, а также применение автоматической гидромуфты в приводе вентилятора и двух термостатов в системе охлаждения, эффективная очистка масла, топлива и воздуха обеспечивают высокую долговечность деталей и узлов двигателя.
Основные параметры двигателя модели 740.10 приведены в технической характеристике (табл.1)
Таблица 1.
Техническая характеристика
Модель двигателя | 740.10 |
Тип двигателя | С воспламенением от сжатия |
Число тактов | Четыре |
Число цилиндров | Восемь |
Расположение цилиндров | V-образное |
Угол развала | 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120×120 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Номинальная мощность брутто, кВт (л. с) | 176(240) |
Максимальный крутящий момент брутто.Н. м (кгс. м) | 833(85) |
Частота вращения коленчатого вала, мин: | |
— номинальная — при максимальном крутящем моменте — на холостом ходу, не более: минимальная максимальная | 2200 1200-1600600±50 2930 |
Модель ТНВД | 337-40 |
Модель форсунки | 273-30 |
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см): — в эксплуатации, не менее — новой (заводской регулировки) | 19,61 (200) 21,37-22,36(218-228) |
Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива достигнуты форсированием двигателя по частоте вращения, применением совершенного смесеобразования, высокой степени сжатия и использованием тороидальной камеры сгорания.
Трудоемкость технического обслуживания двигателя в процессе эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью, высококачественных моторных масел двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных топливных и масляных фильтров.
Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева двигателя.
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и механизма газораспределения и систем смазки, охлаждения, разогрева, питания топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов.
Особенности конструкции коленвалов КамАЗ 740
Для снижения вибрационной нагрузки и обеспечения уравновешивания инерционных моментов, предусмотрена установка комплекта из 6 противовесов. Как и щеки коленвала, они сделаны по технологии холодной штамповки. Дополнительно 2 противовеса напрессовываются непосредственно на вал.
Смазка основных частей коленвала обеспечена за счет отверстий, которые просверливают в коренных шейках. Шатунные шейки располагаются под прямым углом, за счет этого обеспечивается равномерная очередность крутящих моментов. Для регулировки углового положения деталей по отношению к коленвалу — применяют специальные шпонки. В гнездо хвостовика коленчатого вала впрессовывают шарикоподшипник.
Во фронтальный носовик устройства устанавливается жиклер с откалиброванным отверстием. Через него обеспечивается подача смазки на приводной механизм гидромуфты. Чтобы предотвратить возможное осевое смещение коленвала, предусмотрено применение пары верхних и нижних полуколец. Они устанавливаются так, чтобы обеспечить плотное прилегание канавок к торцам вала.
В передней и задней части на носках блока устанавливается привод маслонасоса с шестерней, ведущий зубчатый узел распредвала. С задней стороны устройство предусмотрено наличие 8 резьбовых соединений, за счет которых крепится механизм, позволяющий гасить вращающие моменты. Для уплотнения коленвала в картер маховика устанавливают резиновую манжету с пыльником. Для ее изготовления используют полимерный фторкаучуковый состав.
- Противовес передний.
- Задний аналог.
- Приводная шестеренка.
- Зубчатый элемент привода ГРМ.
- Шпонка.
- Шпонка.
- Штифт.
- Жиклер.
- Разгрузочные гнезда.
- Гнезда для подвода масла.
- Отверстия для маслопровода к шатунным шейкам.
Компрессионные и маслосъемные элементы
Поршень комплектуется сальником коленвала КамАЗ 740, а также парой компрессионных колец и одним маслосъемным аналогом. Дистанция от днища до нижней торцевой части верхней канавки 17 мм. Поршневая часть моторов 740/11, 740/13 и 740/14 между собой отличается формой гнезд под кольца, поэтому не является взаимозаменяемой.
Компрессионные элементы сделаны из усиленного, а маслосъемное кольцо — из серого чугуна. На «движке» 740/11 конфигурация поперечного сечения фиксаторов — односторонняя трапеция. При установке верхний наклонный торец размещается со стороны поршневого дна. Рабочая бочкообразная часть кольца покрыта молибденом. На поверхность второго компрессионного и маслосъемного кольца нанесено хромовое напыление.
При установке середина расширителя располагается в специальном замке. Маслосъемное кольцо изготовлено коробчатой конфигурации, на моторе 740/11 имеет высоту 5 миллиметров, а на 740/13 и 740/14 — 4 мм.
Конструкция и технология деталей ЦПГ для ремонта двигателей КАМАЗ 740.10-210 и 7403.10-260.
При использовании поршней максимальной высоты необходим контроль над-поршневого зазора и подрезка поршней при необходимости.
Рис. 1 Внешний вид поршней 7.12094А201 и 7.12094А210.
Рис. 2 Маркировка поршня 7.12094А201 и маркировка поршневого пальца 10-й группы.
На рис.1 и 2 приведены фото поршня 12094А201, 10-й группы. Маркировка
обозначения выполнена на днище ударным способом, цифра 4 после запятой означает порядковый номер последнего изменения, внесенного в конструкцию. Размерная группа поршня по высоте указана в нижней строке.
На рис.3 показана маркировка поршневого пальца 12094-50972, выполненная
Рис. 3 Верхнее компрессионное кольцо, маркировка GOE 6 и TOP (верх) с разных сторон замка, метка желтого цвета.
Рис. 4 Нижнее компрессионное кольцо, маркировка GOE С и TOP (верх) с одной стороны замка, метка синего цвета.
Рис. 5 Маслосъемное кольцо, маркировка GOE C.
Рис. 6. Фото гильзы, маркировка на нижнем направляющем поясе.
Общее устройство и техническая характеристика двигателя КамАЗа 740.10
На автомобилях КамАЗ устанавливаются восьмицилиндровые,
V-образные, четырехтактные дизели модели 740 с жидкостным охлаждением.
Блок-картер двигателя отлит из чугуна и снизу закрыт
штампованным поддоном. В расточках блоков установлены гильзы цилиндров
«мокрого» типа. Сверху гильзы закрыты индивидуальными головками.
Механизм газораспределения верхнеклапанный. В нижней части развала блока
установлен распределительный вал. Под ним в коренных опорах — коленчатый вал.
В передней части блока с коленчатым валом установлена
гидромуфта привода вентилятора. С правой стороны блока крепятся центробежный
фильтр очистки масла, масляный фильтр, маслозаливная горловина и щуп для
контроля уровня масла в поддоне. С левой стороны нижней части блока установлен
электростартер .
С наружной стороны боковых поверхностей головок цилиндров крепятся
выпускные трубопроводы, с внутренней стороны — впускные трубопроводы и
водоотводящие трубы. Сверху к впускным трубопроводам крепится фильтр тонкой
очистки топлива. На передних концах водоотводящих труб установлены термостаты
системы охлаждения двигателя.
В развале блок-картера размещены топливный насос высокого
давления, компрессор и насос гидроусилителя рулевого управления.
Указанные конструктивные решения, а также применение
автоматической гидромуфты в приводе вентилятора и двух термостатов в системе
охлаждения, эффективная очистка масла, топлива и воздуха обеспечивают высокую
долговечность деталей и узлов двигателя.
Основные параметры двигателя модели 740.10 приведены в
технической характеристике (табл.1)
Таблица 1.
Техническая характеристика
Модель двигателя | 740.10 |
Тип двигателя | С воспламенением от сжатия |
Число тактов | Четыре |
Число цилиндров | Восемь |
Расположение цилиндров | V-образное |
Угол развала | 90° |
Порядок работы цилиндров | 1-5-4-2-6-3-7-8 |
Диаметр цилиндра и ход поршня, мм | 120×120 |
Рабочий объем, л | 10,85 |
Номинальная мощность брутто, кВт (л. с) | 176(240) |
Максимальный крутящий момент брутто.Н. м (кгс. м) | 833(85) |
Частота вращения коленчатого вала, мин: | |
— номинальная — при максимальном крутящем моменте — на холостом ходу, не более: минимальная максимальная |
2200 1200-1600 600±50 2930 |
Модель ТНВД | 337-40 |
Модель форсунки | 273-30 |
Давление начала подъема иглы форсунки, МПа (кгс/см): — в эксплуатации, не менее — новой (заводской регулировки) |
19,61 (200) 21,37-22,36(218-228) |
Высокая литровая мощность и низкий удельный расход топлива
достигнуты форсированием двигателя по частоте вращения, применением совершенного
смесеобразования, высокой степени сжатия и использованием тороидальной камеры
сгорания.
Трудоемкость технического обслуживания двигателя в процессе
эксплуатации значительно снижена благодаря применению закрытой системы
охлаждения с всесезонной специальной охлаждающей жидкостью, высококачественных
моторных масел двухступенчатого воздухоочистителя сухого типа, эффективных
топливных и масляных фильтров.
Высокие пусковые качества двигателя при низких температурах
обеспечены применением аккумуляторных батарей повышенной емкости, мощного
стартера, маловязкого моторного масла и системы предпускового разогрева
двигателя.
Двигатель состоит из кривошипно-шатунного механизма и
механизма газораспределения и систем смазки, охлаждения, разогрева, питания
топливом, питания воздухом и выпуска отработавших газов.
Виды дефектов постелей коленвала
На коленчатом вале часто встречается дефект цилиндрических поверхностей (элипсность) – для обнаружения дефекта следует измерять форму поперечного сечения и сравнить с номинальными размерами. При замерах обнаруживается, что в направлении, совпадающем с направлением перемещения поршней, происходит увеличение диаметров всех отверстий в сравнении с номинальным значением. Деформации подвергаются коренные крышки.
Износ постелей коленчатого вала мы рассматриваем на примере двигателя с чугунным блоком. У двигателей с блоками цилиндров из других более легких сплавов после аналогичного пробега в 300 тысяч километров наблюдается другая картина. В таком случае обычно отверстия постелей увеличиваются в размерах, что приводит к их эллипсности. Для определения отклонений мы делаем замеры в плоскости разъема опоры и такие же замеры перпендикулярно ей, после чего получаем разность диаметров, которая равна до 0,05 мм.
Причиной эллипсности постелей коленвала может быть нарушение нормальной смазки коренных подшипников. Нарушение смазки приводит к повышению температуры в месте контакта шейки коленвала и вкладыша, в последствие нагревается и постель коленвала. Вследствие ослабления элементов опор вала (болтов, крышек), наблюдается нарушение геометрии отверстия.
Повышение температуры сопровождается расплавлением антфрикционного слоя, что может привести к прихвату вкладыша. Прихват вкладыша (проворачивание вкладыша) вызывает сильный износ опорных поверхностей. Как следствие одна из опор, с худшими условиями смазки, получает сильные повреждения.
Размеры и другие характеристики
Параметры и технические показатели коленчатого вала КамАЗ:
- радиус кривошипа — 4,6 см;
- радиус крайних противовесов — 8,5 см;
- радиус средних противовесов — 8,2 см;
- диаметр коренной шейки — 6,4 см;
- диаметр шатунной шейки — 5,8 см;
- диаметр фланца коленвала — 12,2 см;
- ширина шатунной шейки — 3,6 см;
- ширина коренной шейки — 4 см;
- количество противовесов — 4;
- защитные фаски — есть;
- ход поршневой части — 13 см;
- диаметр цилиндрических элементов — 12 см;
- материал корпуса — чугун или стальной сплав;
- максимальный крутящий момент — 2200 оборотов в минуту;
- ремонтные размеры — 0,5*0,2 м;
- допустимый дисбаланс — не более 35 г/см;
- весь механизм вместе с противовесами весит 76 кг.
Сколько стоит
Средняя цена на коленвал — 35 000 руб.
Цены коленвалов на рынке имеют сильный разброс:
- средняя цена нового коленвала составляет 35000 рублей;
- бу коленвал стоит в среднем 20000 рублей (цена зависит от состояния запчасти);
- китайский коленвал стоит 15000-30000 рублей (в зависимости от качества сборки).
Не рекомендуется покупать запчасти китайской сборки, так как их установка может привести к поломке автомобиля.
Внимание! В Москве участились случаи продажи китайских запчастей под видом оригинальных. Будьте внимательны при покупке, сверяйте все технические характеристики изделия
Установочные размеры вкладышей
Вкладыши коренных подшипников КАМАЗ
N | Номер детали | Размеры |
---|---|---|
1 | 7405-1000102 Nom | F внутренний 95,00 F внешний = 100,00 |
2 | 7405-1000102 Р01 (-0,25) | Vwd 94,75 Vp = 100,00 |
3 | 7405-1000102 Р1 (-0,50) | PR = 100,00 Вт внутренний 94,50 |
4 | 7405-1000102 Р02( -0,75) | Внутренние 94,25 Fr = 100,00 |
5 | 7405-1000102 Р2 (-1,00) | Внутренние 94,00 Fr = 100,00 |
6 | 7405-1000102 Р3 | Внутренние 95,00 Поп = 100,50 |
7 | 7405-1000102 Р4 (-0,50) | Vwd 94,50 Fr = 100,50 |
8 | 7405-1000102 Р5 (-1,00) | Внутренние 94,00 Fr = 100,50 |
9 | 7405-1000102 Р6 (-1,50) | V ext 93,50 Va = 100,00 |
10 | 7405-1000102 Р7 (-2,00) | V ext 93,00 Va = 100,00 |
11 | 7405-1000104 Nom | 80,00 Ln внутренний = 85,00 Ln внешний = 85,00 |
12 | 7405-1000104 Р01 (-0,25) | Vwt внутренний 79,75 Vwt внешний = 85,00 |
13 | 7405-1000104 Р1 (-0,50) | Ln внутренний 79,50 Ln = 85,00 |
14 | 7405-1000104 Р02 (-0,75) | F внутренний 79,25 Fr = 85,00 |
15 | 7405-1000104 Р2 (-1,00) | P внутренний 79,00 Fr = 85,00 |
16 | 7405-1000104 Р3 | 80,00 Ln внутренний = 85,50 |
17 | 7405-1000104 Р4 (-0,50) | 79,50 Vwd внутренний = 85,50 |
18 | 7405-1000104 Р5 (-1,00) | Стд 79,00 Стд = 85,50 |
19 | 7405-1000104 Р6 (-1,50) | 78,50 V ext = 85,00 |
20 | 7405-1000104 Р7 (-2,00) | 78,00 Ln = 85,00 |
Вкладыши коренных подшипников ЯМЗ
N | Номенклатура | Размеры |
---|---|---|
1 | 236-1000102 Nom | F внутренний 110,00 F внешний = 116,00 |
2 | 236-1000102 Р1 (-0,25) | Vwt 109,75 Fr = 116,00 |
3 | 236-1000102 Р2 (-0,50) | Интр 109,50 Фр = 116,00 |
4 | 236-1000102 Р3 (-1,25) | Интр 109,25 Фр = 116,00 |
5 | 236-1000102 Р4 (-1,50) | Стд 109,00 Стд = 116,00 |
6 | 236-1000102 Р5 (-1,75) | 108,75 LF интерьер = 116,00 |
7 | 236-1000102 Р6 (-2,00) | Std 108,50 Fr = 116,00 |
N | Номенклатура | Размеры |
---|---|---|
1 | 236-1000104 Nom | F внутренний 88,00 F внешний = 93,00 |
2 | 236-1000104 Р1 (-0,25) | 87,75 Ln внутренний = 93,00 |
3 | 236-1000104 Р2 (-0,50) | 87,50 LF внутренний = 93,00 |
4 | 236-1000104 Р3 (-1,25) | 87,25 Ln внутренний = 93,00 |
5 | 236-1000104 Р4 (-1,50) | 87,00 Ln внутренний = 93,00 |
6 | 236-1000104 Р5 (-1,75) | Ln 86,75 Ln = 93,00 |
7 | 236-1000104 Р6 (-2,00) | Ln 86,50 Ln = 93,00 |
8 | 245-1005100 Корень | 75,20 Ln внутренний = 81,00 |
9 | 245-1004140 Шатун |
Vw 68,20 Vw нет = 74,00 |
Все размеры чашек подшипников 238-1000102 соответствуют как для 236-1000102
Подшипник 238-1000104 все размеры в соответствии с установочными размерами все размеры соответствуют установленным размерам для 236-1000104
Втулка 240-1000104 все размеры в соответствии с установочными размерами все размеры в соответствии с установочными размерами для 240-1000104
N | Номер детали | Размеры |
---|---|---|
1 | 840-1000102 Nom | F внутренний 117,00 F внешний = 125,00 |
2 | 840-1000102 Р1 (-0,05) | P внутренний 116,95 Pop = 125,00 |
3 | 840-1000102 Р2 (-0,25) | P внутренний 116,75 Fr = 125,00 |
4 | 840-1000102 Р3 (-0,50) | Int 116,50 Fr = 125,00 |
5 | 840-1000104 Nom | 90,00 Жилет Std = 95,00 |
6 | 840-1000104 Р1 (-0,05) | Vwt внутреннее 89,95 Vr = 95,00 |
7 | 840-1000104 Р2 (-0,25) | P внутренний 89,75 Fr = 95,00 |
8 | 840-1000104 Р3 (-0,50) | Внутренний P 89,50 Fr = 95,00 |
Видео:Коленвал Камаз: Ремонтные Размеры — На что обратить внимание при покупке?Скачать
Технологический процесс восстановления коленчатых валов
Технологический процесс восстановления коленчатых валов включает следующие операции: мойку, разборку и дефектацию коленчатого вала; проверку биения по средней шейке; правку коленчатого вала на прессе (при необходимости); установку пробок в отверстия масляных каналов вместо заглушек; шлифование коренных и шатунных шеек; контроль размеров коренных, шатунных шеек и радиуса кривошипа; полирование коренных и шатунных шеек и сборку коленчатого вала.
Разборка коленчатого вала включает следующие операции:
- снятие шестерни привода масляного насоса, переднего и заднего выносных противовесов;
- изъятие заглушек и втулок центробежной очистки масла и внутренних полостей масляных каналов коленчатого вала.
Правка коленчатого вала производится на прессе при наличии изгиба вала более 0,05 мм. Для правки вал устанавливается на призмы крайними коренными шейками, средняя шейка устанавливается под штоком гидравлического пресса таким образом, чтобы прогиб вала находился в верхней части (под штоком пресса). Контроль осуществляется с помощью индикаторного приспособления. На среднюю шейку устанавливается призма со сферическим углублением для предохранения от повреждения шейки вала, и усилием пресса вал прогибается на величину, превышающую изгиб вала в 10 раз.
Порядок шлифования следующий. В первую очередь шлифуются коренные шейки после установки коленчатого вала в центрах станка. Во вторую очередь шлифуются шатунные шейки. Для шлифования шатунных шеек коленчатый вал на станке устанавливается в центросместителях, обеспечивающих смещение оси вала на величину радиуса кривошипа, который имеет размер (604+-0,5) мм, и совмещение осей шатунных шеек с осью шпинделя станка. Шлифование начинается с первой шатунной шейки, для шлифования следующей шейки вал поворачивается на угол 90°.
В процессе шлифования шеек производится контроль их размеров и радиуса кривошипа. Все коренные и шатунные шейки шлифуются под один ремонтный размер.
После шлифования шейки подвергаются полировке в течение 1 мин на полировальных станках полировальной лентой ЭБ220 или пастой ГОИ № 10.
Восстановленные коленчатые валы поступают на сборку.
Шестерни привода масляного насоса из-за ненадежного его крепления могут иметь следующие дефекты: обрыв шестерни, накрен на зубьях, выкрашивание зубьев. Шестерни, имеющие указанные выше дефекты, заменяются новыми.
Противовесы подвергаются осмотру на магнитном дефектоскопе и контролю жестким мерительным инструментом. Противовесы, имеющие обломы или трещины, выбраковываются; имеющие износ отверстий под шейки вала восстанавливаются осталиванием (железнением). Изношенные пазы под шпонку завариваются электродуговой сваркой и фрезеруются новые.
24. Режимы шлифования коренных и шатунных шеек коленчатого вала
Обрабатываемые шейки | Операция | Характеристика шлифовального круга | Размер круга |
Коренные | Предварительная | Э 5 40 Ст27К5 | ПП 900Х 350Х 63 |
Окончательная | Э 9А 25 Ст15К5 | ПП 900X350X63 | |
Шатунные | Предварительная | Э 5 40 Ст25К5 | ПП 900X305X36 |
Окончательная | Э 9А 25 Ст15К5 | ПП 900X305X36 |
Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатых валов и противовесов
Дефектация, восстановление коленчатых валов и контроль их после восстановления осуществляются на основании технических условий. Технические условия на контроль, сортировку и восстановление коленчатого вала представлены в табл. 22, а противовесов — в табл. 23.
Деталь № 740.1005020
Материал: сталь 42ХМФА-Ш
Твердость шеек: HRC 60
Таблица 22.
Номер позиции на рисунке | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Рекомендации по устранению дефектов | |
по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
— | Обломы и трещины | Дефектоскоп | Браковать | ||
1 | Изгиб вала | Стенд контроля прогиба | Биение средней коренной шейки не более 0,03 мм | Править при биении более 0,03 мм | |
2 | Увеличение длины шатунных шеек | Калибр 67,5 | 67+0,12 | 67,5 | Браковать при увеличении длины более 67,5 мм |
3 | Износ шатунных шеек dш | Скобы | — | — | Шлифовать шатунные шейки под ремонтный размер |
Уменьшение диаметров шеек меньше номинального | Скоба 79,98 | 30-0,013 | 79,98 | ||
4, (1, 5, 16, 17) | Износ коренных шеек dк | — | — | — | Шлифовать коренные шейки под ремонтный размер |
Уменьшение диаметров шеек меньше номинального | 94,98 | 95-0,015 | 94,98 | — | |
6 | Износ шейки под противовес передней шестерни привода масляного насоса | Скоба 125,07 | 125 | — | — |
7 | Вмятины и забоины на направляющем штифте | Осмотр | — | — | Заменить штифт |
Ослабление посадки направляющего штифта | Проверить посадку легкими ударами медного молотка | — | — | То же | |
Износ отверстия под направляющий штифт | Пробка 11,99 | 12 | 11,99 | Обработать под ремонтный размер | |
8 | Износ шпоночного паза под противовес и шестерню привода масляного насоса | Калибр 6,00 | 6 | 6,0 | Обработать под ремонтный размер 6 |
9 | Нарушение взаимного углового расположения относительно 1-й шатунной шейки: | Приспособление для проверки углового расположения шатунных шеек | — | — | Браковать при угловом расположении более +25° |
2-й шатунной шейки | 90° ± 10° | — | — | ||
3-й шатунной шейки | 180° ± 10° | — | — | ||
10 | Изменение радиуса кривошипа г | Приспособление для замера радиуса | 60^+0,05 | — | Браковать при радиусе меньше 60,2 мм |
11 | Риски, задиры или износ шейки под манжету | Скоба 104,7 | 105^-0,14 | 125,07 | Шлифовать до устранения рисок и задиров |
— | 104,70 | ||||
12 | Износ шпоночного паза под противовес задний и шестерню распределительную | Калибр 8,00 | 8 | 8,00 | Обработать под ремонтный размер 8,5 |
13 | Износ отверстия под подшипник первичного вала коробки передач | Пробка 52,01 | 52 | 52,01 | Поставить втулку |
14 | Биение заднего торца коленчатого вала | Индикаторное приспособление | — | — | Шлифовать поверхность шейки 15 до устранения биения |
15 | Увеличение длины задней коренной шейки, риски и задиры на упорной поверхности | Калибр 36,55 | 36,2^+0,05 | 36,55 | Отработать до выведения следов износа; при сборке ставить упорные кольца ремонтного размера |
Деталь № 740.1005026
Материал: Сталь 35
Твердость противовеса: НВ 167—212
Таблица 23.
Номер позиции на рисунке | Возможные дефекты | Способ установления дефекта и средства контроля | Размер, мм | Рекомендации по устранению дефектов | |
по рабочему чертежу | допустимый без ремонта | ||||
— | Обломы или трещины | Магнитный дефектоскоп, осмотр | — | — | Браковать |
1 | Износ отверстия под шейку коленчатого вала | Пробка 125,03 | 125^0,01 | 125,03 | Осталивание |
2 | Износ шпоночного паза b | Калибр 6,0 | 6 | 6,10 | Заварить электродуговым способом; фрезеровать шпоночный паз |
Типы, модели, характеристики поршневой и гильз дизелей КАМАЗ
На автомобили КАМАЗ устанавливаются «родные» дизельные двигатели КАМАЗ 740 различных модификаций, имеющих экологические классы от «Евро-1» до «Евро-5» (однако наибольшее распространение получили моторы до «Евро-3»). Все это V-образные 8-цилиндровые дизели мощностью от 240 до 400 л.с., построенные на одной компонентной базе.
Все КАМАЗовские силовые агрегаты имеют гильзы цилиндров «мокрого» типа — они устанавливаются в блок и непосредственно омываются охлаждающей жидкостью. Внутренний диаметр гильзы — 120 мм. Соответственно, двигатели имеют одинаковые по конструкции поршни с внешним диаметром чуть менее 120 мм.
Гильзы и поршни делятся на группы по назначению и особенностям конструкции.
По назначению поршневые группы делятся на большое число типов:
- Для двигателей разных экологических классов — «Евро-1», «Евро-2» и т.д., а также универсальные «Евро-1» / «Евро-2», «Евро-2» / «Евро-3» и другие;
- Для конкретных моделей двигателей;
- Для двигателей с турбокомпрессором и без.
Гильзы делятся на группы по материалу изготовления:
- Легированный чугун фосфатированный и нефосфатированный;
- Чугун, легированный молибденом и никелем.
Поршни можно разделить на 4 группы по двум конструктивным решениям:
- Камера сгорания — с рассекателем и без;
- Канавка верхнего компрессионного кольца — с нирезистовой вставкой и без вставки.
Наконец, все гильзы и поршни КАМАЗ выпускаются в четырех исполнениях, детали разного исполнения маркируются индексами 10, 20, 30 и 40. Детали разных исполнений отличаются геометрическими размерами, главным образом — длиной, что обеспечивает необходимый вылет поршня из цилиндра и ремонт поршневой группы при ее износе.
Все гильзы и поршни двигателей КАМАЗ независимо от назначения имеют принципиально одинаковую конструкцию.
Назначение цилиндро-поршневой группы
Цилиндр (а точнее — его гильза) и поршень — одни из ключевых деталей любого двигателя внутреннего сгорания. Эти детали решают несколько задач:
- Стенка цилиндра, днище поршня и нижняя плоскость ГБЦ образуют замкнутую полость, в которой происходит сгорание топливно-воздушней смеси;
- Поршень воспринимает усилие образовавшихся газов и преобразует их энергию в поступательное движение;
- Цилиндр обеспечивает правильное движение поршня, а также отвод чрезмерного тепла, образующегося при сгорании горючей смеси.
Цилиндр и поршень образуют пару, которая индивидуально подобрана и в ходе работы двигателя прирабатывается — этим достигаются наилучшие режимы и эффективность работы всего двигателя
Поэтому проектированию и изготовлению цилиндров и поршней, в том числе и в двигателях автомобилей КАМАЗ, уделяется большое внимание
Разновидности коленвалов Камаз
За последние годы ассортимент коленвалов, которые выпускает kamaz, существенно расширился. Сейчас заводом выпускаются дизельные и экологически чистые газовые двигатели, которые отвечают европейским стандартам качества. Для каждого из двигателей есть несколько видов коленвалов.
Коленвалы от разных двигателей иногда являются взаимозаменяемыми, а иногда нет. На сегодняшний день компания Камаз не предоставляет четких инструкций по разновидностям коленвалов, отсюда у владельцев большегрузов обычно возникает путаница по поводу того, какой коленвал нужен именно для его марки каmaза. Для решения этой проблемы ниже представлено описание коленвалов:
- их особенности;
- отличия друг от друга;
- возможности использования с разностандартными моторами.
Коленвалы, отвечающие стандарту Евро-0
К моторам, созданным по стандарту Евро-0, можно отнести стандартные дизельные движки большегруза 740.10 и двигатели обновленной версии 7403.10, 7408. Для производства коленвалов для этих моторов используется сталь стандарта 42ХМФА, которая прошла специальную обработку хромом и молибденом, и покрыта алюминием. Закаливание материала производства происходит высокочастотными токами на глубину 3 миллиметра. коленвалы имеют специальные заглушки. Такая модель коленвалов сейчас снята с производства.
Коленвалы, работающие для стандарта Евро-1
К двигателям, созданным по этому стандарту, можно отнести движки большегруза серии 740.11-240 и -260. Конструкция коленвалов этой серии не предусматривает заглушек. Сделаны они из металла стандарта 42ХМФА. Закаливание металла, как и в предыдущей модели, происходит с помощью ТВЧ, масленичные каналы имеют косую конструкцию. коленвалы этой серии имеют только один вид строения. Также на моторы этого стандарта подходят запчасти от КАМАЗа 740.
Коленвалы двигателей стандарта Евро-2
Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-2, имеют различные радиусы кривошипа. Именно поэтому виды коленвалов для различных радиусов имеют серьезные отличия.
Диаметр кривошипа двигателей Камазов составляет 60 мм (R65). На них устанавливаются 2 типа коленвалов, которые отличаются друг от друга видом присоединения маховика:
- маховик закрепляется на 8 отверстиях, тип болтов при этом М14;
- маховик закрепляется на 10 отверстиях, тип болтов при этом М16.
2 типа деталей не могут заменять друг друга.
Радиус кривошипа двигателей Камаза также может составлять (тип кривошипа можно посмотреть на своих деталях) 65 мм. Для них подходят коленвалы, в которых маховик крепится 10 болтами М16. Детали взаимозаменяемы, но есть отличия в способе упрочнения:
- закаливание с помощью ТВЧ;
- упрочнение азотированием.
Коленвалы для стандарта двигателей Евро-3
Двигатели, которые отвечают стандарту Евро-3, достаточно малочисленны. Радиус кривошипа этих двигателей составляет 65 мм. При этом крепление маховика может быть выполнено по стандартной схеме на 8 или 10 болтов. Изделие закаляется токами высокой частоты. Их можно заменить другими коленвалами стандарта Евро-2 (которые также прошли обработку ТВЧ).
Для всех коленвалов способ крепления маховика находится в зависимости от вида установленного сцепления в автомобиле. При классической комплектации используется крепление маховика на 8 болтах М14. На новых моделях комплектации используется соединение маховика на 10 болтов М16.
Ремкомплект
В ремкомплект коленвала серии КамАЗ 740 включен целый набор деталей. Основные из них:
- Стопорные и пальцевые элементы.
- Поршни с комплектом колец.
- Уплотнительные детали.
- Цилиндровая гильза.
В блоке цилиндров установлены охлаждающие форсунки, которые необходимы для подачи смазывающей жидкости под давлением в пределах 0,8/1,2 атмосфер от основной магистрали. Такие показатели устанавливают при помощи корректирующих клапанов. Масло поступает во внутренние поверхности поршней.
При сборке двигателя важно обеспечить точный контроль расположения трубок форсунок по отношению к цилиндрам и гильзам поршня. Отметим, что непосредственный контакт со второй деталью недопустим
Для соединения поршня с шатуном используется плавающий палец, который сделан с применением хром-никелевой стали. Чтобы предотвратить осевые смещения этой детали, устанавливают специальные стопорные кольца.